В России ситуация иная. Даже если вы готовы стать владельцем летательного аппарата, трудности подготовки могут отпугнуть многих. Сегодня мы расскажем, как проходит обучение в аэроклубах, какой аэроклуб лучше выбрать и сколько это будет стоить. Итак, вы собрались стать пилотом, купили шёлковый белый шарф, кожаный шлем с очками и меховую куртку. Что дальше?
Шаг 1
Первый шаг на пути к небу мало чем отличается от поступления в автошколу - необходимо собрать пакет документов:
-
1. медицинская справка из наркологического диспансера (300р)
2. медицинская справка из психоневрологического диспансера (380р)
3. справка от терапевта из поликлиники о болезнях, перенесенных за последние 5 лет (по умолчанию бесплатно)
4. Российский паспорт
5. Общая тетрадь 96 листов в клетку
6. Фото 3х4
Эти бумаги необходимо отнести во врачебно-лётную экспертную комиссию (ВЛЭК), где сидят суровые врачи, главная задача которых - не пустить вас за штурвал самолёта! Шучу. Действительно, баек про прохождение медкомиссии очень много, но, не так страшен черт… Если вы не собираетесь становиться пилотом авиакомпании, то бояться особо нечего, медкомиссия для частных пилотов, по сути, такая же, как для бортпроводников. Вас попросят пройти:
-
1. ЭКГ (300 р)
2. рентген носовых пазух (300 р)
3. флюорография (300 р)
4. анализ крови (120 р)
5. анализ крови клинический (140 р)
6. анализ крови на сахар (60 р)
7. анализ крови на определение группы и резус-фактора (220 р)
8. анализ мочи общий (110 р)
9. визит к стоматологу (200 р)
Кроме того, необходимо оплатить саму работу врачей комиссии ВЛЭК, а это ещё 4 000 рублей. Итого почти 6 000 рублей и бумажная волокита со справками, а вы ещё даже не попытались начать учиться!
Шаг 2
С заключением ВЛЭК едем в аэроклуб. Какой? У которого есть договор с авиационным учебным центром (АУЦ) - об этом узнаём на сайте аэроклуба или по телефону. В самом аэроклубе пишем заявление о вступлении и просим договор на обучение. Здесь вас скорее всего спросят: “Зачем вы хотите учиться летать?” От вашего ответа зависит срок и стоимость обучения. Вы можете пройти обучение. например, на “однодвигательный сухопутный самолёт” или же и вовсе только на ЯК-18Т. Во втором случае, например, вы не сможете летать на той же Cessna.
Стоимость курса обучения на данный момент варьируется от 300 до 450 тысяч рублей по ценам Москвы и Санкт-Петербурга.
Шаг 3
Начинаем обучение. на этом этапе у нас 260 часов теоретической подготовки с учебниками. Нам расскажут о теоретических аспектах самолетовождения, авиационной метеорологии, фразеологии радиообмена и многих других важных вещах, без которых в небе делать нечего. Это самый длительный и нудный этап на вашем пути в пилоты.
Шаг 4
Теорию прошли, теоретический экзамен сдали. Впереди самое интересное. Одеваем шлем, который купили в самом начале и, как говорят в авиации - “вперёд и вверх”, к практическим занятиям в качестве командира воздушного судна (КВС). Первые упражнения - взлёт, набор высоты и посадка - всего 3-4 часа. Затем последует “конвейер” - полёт по кругу над аэродромом с поочередным касанием колёсами полосы. Последняя часть - безопасность - отработка нештатных ситуаций, вроде отказа двигателя. сваливание, отказ закрылков и прочее. На это отводится 15-17 часов, а вся лётная подготовка с инструктором занимает 42 часа.

Шаг 5
Внутренний экзамен в аэроклубе. Как в автошколе. Только после его успешной сдачи вас допускают до самостоятельных полётов. Вы ещё не пилот, но летать уже умеете. Если всё проходит хорошо, ваш аэроклуб собирает документы обо всех ваших успехах, медсправки, заключение ВЛЭК и прочие бумаги в единую папку и отправляет её в Росавиацию. Ждём около месяца и получаем на руки удостоверение частного пилота!
Чем отличается обучение на пилота вертолёта?
Особо ничем, процедуры те же самые, но вертолёт по технике полёта полностью отличается от самолёта, он гораздо сложнее, но и более практичен, особенно в крупных городах, где уже развита сеть вертолётных площадок. В любом случае, для полётов над городом нужно получать разрешение комитета по транспорту, либо разовое, либо постоянное и, конечно, обосновать комитету необходимость таких полётов.

В средней полосе России сезон полётов длится 7-9 месяцев, но много энтузиастов, которые летают и круглый год. Стоимость покупки подержанного самолёта - от 100 тысяч долларов, вертолёта - от 200 тысяч. При этом, если первый вам ещё послужит, то на втором будет страшно подняться в воздух. Поката самолётов и вертолётов в России пока нет, либо покупаешь свою машину, либо сиди на земле. У коммерческих пилотов есть возможность работы по найму, но это уже совсем другая история, о которой мы расскажем в ближайшее время.