Мотогонки на острове Мэн - смертельный адреналин

Не было ни одного года, чтобы чемпионат Isle of Man TT обошелся без человеческих жертв, но гонщиков это не пугает

21292
4
2
Д ля начала немного географии: остров Мэн расположен почти точно посередине между Англией, Шотландией, Ирландией и Уэльсом. Расстояние между двумя самыми удаленными друг от друга точками его побережья составляет 52 километра, а общая протяженность береговой линии - 160 километров.
Сергей Мочалов
Фото: iomtt.com

Ландшафт и природа острова достаточно скудные и больше подходят для овцеводства, чем для для мотогонок - неширокие долины то тут, то там сменяются каменными утесами или ложбинами, которые ведут к морю. К слову, исторически жители Мэна как раз овцеводством и занимались, а заодно платили налоги местным властям. Однако в 20-ом веке в бюджете острова Мэн появилась куда более солидная стаья дохода.

Сегодня Мэн - одно из немногих мест в мире, где мотогонки можно проводить на дорогах общего назначения. Благодяря этому остров уже в течение многих лет называют мировой столицей мотоспорта, а местные жители каждый год подсчитывают прибыль. И это не пустые слова - после каждого гоночного фестиваля Isle of Man TT, который проводится в конце мая - начале июня, казна острова пополняется примерно на 20 миллионов фунтов стерлингов - такую сумму оставляют тысячи поклонников мотоциклов и участников заездов. Так в 2013 году население Мэн, составляющее 76 тысяч человек, на две первые недели июня увеличилось почти вдвое. При этом порядок на всех мероприятиях обеспечивали всего 200 полицейских - весь штат правоохранительных органов острова в полном составе.

Длина трассы, на которой проводятся гонки на острове Мэн, составляет 61 километр. Абсолютный рекорд круга - 17 минут и 11,5 секунд принадлежит Джону МакГиннессу. В зависимости от класса гонок, участникам необходимо преодолеть от 3 до 6 кругов.

Надо отметить, что большинство фанатов приезжают на соревнования на своих мотоциклах. Данный фактор вкупе с тем, что часть дорог острова перекрывается для проведения гонок приводит к резкому ухудшению местной статистики дорожно-транспортных происшествий. Но больше всего аварий происходит в так называемое Сумасшедшее воскресенье - когда в один из уикендов во время фестиваля гоночную трассу открывают для всех желающих.

Честно говоря, трасса, на которой проходят заезды, далека от современных спортивных стандартов. Асфальт по-европейски качественный, но обилие резких поворотов, подъемов и спусков на 61-километровом маршруте превышает все мыслимые нормы. Это не гоночный трек, а простая двухполочная дорога, по которой в обычный день больше 80 км/ч не разгонишься. Разве что на редких прямых отрезках, но профессиональные мотогонщики на этих отрезках умудряются поднимать стрелку спидометра до отметки 300 км/ч. Впрочем, опиcывать это зрелище словами - затея неблагодарная, поэтому - смотрите:

Интересно, что столицей экстремального мотоспорта остров Мэн стал случайно. Произошло это по той причине, что парламент Великобритании еще в начале прошлого века принял закон, запрещающий проводить гонки на дорогах общего пользования. К слову, автомобили того времени передвигались со скоростю 25-30 км/ч, а некоторые мотоциклы после небольших доработок легко могли разогнаться за сотню, так что опасения чиновников относительно порядка на дорогах были вполне оправданы. Закон на Туманном Альбионе суров и касается всех без исключения.

По этой причине любителям мотоспорта не оставалось ничего другого как устраивать заезды на коротких велосипедных треках или отправляться за границу. Самые крупные мотосоревнования тогда проводились во Франции, но патриотичные представители организованной в первые годы двадцатого века федерации мотоспорта были против того, чтобы соревноваться на территории извечного противника Англии и обратились ко всем правительствам Соединенного Королевства с петицией о проведении крупных соревнований. Положительный ответ пришел только от парламента острова Мэн - законодатели разрешили использовать для заездов местные дороги, тем более, что автомобилей жители острова тогда еще в глаза не видели, а транспортные “магистрали” были предназначены для гужевого транспорта.

Первый мотокросс в столь жестких условиях состоялся в 1907 году и с тех пор стал проводиться регулярно. Однако в истории мотогонок на острове Мэн были и черные полосы. В периоды Первой и Второй Мировых войн чемпионаты не проводились, а в 1977 году организационный комитет мирового чемпионата MotoGP, отказался от проведения этапа на острове Мэн. С тех пор официальный статус этого ежегодного спортивного мероприятия - фестиваль триал-трофи.

Надо отметить, что основания для отказа от проведения этапа мирового чемпионата по мотогонком были очень вескими. На этой трассе крайне сложно обеспечить эффективные меры безопасности. Каждый год во время заездов гибнут люди. Не исключением стали соревнования 2013 года - на трассе погиб опытный японский гонщик Йосинари Мацусита, а в другом инциденте пострадали 11 человек, когда один из гонщиков не справился с управлением и врезался в толпу зрителей. За всю историю этих соревнований погибло уже 240 человек! А самым кровавым был 1970 год, когда за две недели соревнований насмерть разбились 6 спортсменов. В MotoGP остров Мэн был самым опасным этапом и участники мирового чемпионата попросту отказывались на нем выступать.

Даже в наши дни гонщики MotoGP избегают соревнований на острове. А Валентино Росси (Valentino Rossi) - девятикратный чемпион мира по мотогонкам в разлчных классах, в том числе семь в MotoGP, участвовал только в открытии заездов на острове Мэн и сделал почетный круг по трассе. Впрочем и самый результативный гонщик Isle of Man Джон МакГиннесс (John McGuinness) в интервью журналистам не раз заявлял, что не готов выступать на MotoGP.

Впрочем, в случае с мотогонками на острове Мэн, их привлекательность как раз и заключается в их опасности. Многие спортсмены продолжают выступать в гонках даже после серьезных аварий и травм. А молодые гонщики иногда и вовсе не воспринимают риск, всерьез ссылаясь на легендарного Джоуи Данлопа (Joye Dunlop) - гонщика, который одержал 26 побед в заездах на отрове Мэн (непревзойденный рекорд) и случайно погиб, участвуя в заездах на 125-кубовых мотоциклах на треке в Эстонии.

Гонки на острове Мэн проводятся на заводских мотоциклах в классах TT Superbike (от 750 до 1000 кубиков), Supersport Junior TT (от 400 до 750сс), TT Superstock (от 600 до 1200 кубиков), Senior TT (разные) и Sidecar (с коляской). В зависимости от класса, гонщикам нужно проехать от трех до шести 60-километровых кругов. Если взять данные за последний год, то больше всего побед одержано на мотоцикле Honda CBR 1000 RR.

Несмотря ни на что, популярность Isle of Man TT с каждым годом растет. Не исключено, что в ближайшем будущем выступать там будут и российские гонщики. Во всяком случае многие поклонники мотоспорта из нашей страны на эти соревнования приезжают регулярно. К слову, билеты на чемпионат будущего года поступят в продажу примерно в конце октября. Для желающих съездить вот ссылка .

Расскажите друзьям:

Комментарии

2

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей