Mosquito - вертолет-конструктор

Персональный воздушный транспорт можно собрать в гараже за пару недель.

3905
2
2
В ы увлекались в детстве коллекционированием сборных моделей? Машинок или самолетов... Годы идут - повадки остаются. Для тех, кто не потерял навыки сборки конструктора, канадская Innovation Technologies предлагает кит-наборы для создания своего одноместного летательного аппарата Mosquito.
Сергей Мочалов
фото mosquitohelicopters.com

Москито - вертолет исключительно для удовольствия. На нем невозможно перевозить сколь-нибудь тяжелые грузы или пассажира, а полёт в плохую погоду превратится в опасное приключение. Но отсюда и его преимущества - минимум веса - минимум условностей. Кен Армстронг из журнала «Kit Planes Magazine» описал его так: «Mosquito, действительно, впечатляет – в нем получаешь самое близкое к истинному ощущение полета, когда не чувствуешь, что тебя держит в воздухе, а вид открывается – будто ты парящая птица».

Собственно, ощущение парящей птицы приходит во время полёта на Моските первой модификации: Mosquito Air - ультралегкая "раздетая" модель вертолета для тех, кого не смущает вращающийся над головой 6-метровый винт. Вся машина представляет собой алюминиевую раму треугольной структуры с двигателем и простейшей системой управления - это минимум, необходимый для того, чтоб подняться в воздух.

Конструкция весит 141 кг и может нести до 109 кг груза - то есть пилота с небольшой поклажей.

Удачной эту модель делает силовой агрегат - при массе в 31 кг двухтактный двухцилиндровый мотор MZ202 выдает 60 л.с. - одно из лучших соотношений веса к мощности в своем кассе. Однако, пусть столь малый мотор и потребляет всего 17 литров за час полёта, долго наслаждаться экономичностью не получится - вертолет поднимает в воздух всего 19 литров топлива. При крейсерской скорости в 100 км/ч запаса баков должно хватить примерно на 96 километров.

Производитель утверждает, что освоить управление винтокрылой машиной получится всего за несколько часов. Очень оптимистичное заявление! Конечно, контроль Москита осуществляется лишь ручкой управления несущим винтом и педалей управления винта хвостового, но вертолет очень лёгок и остро реагирует на команды пилота, а значит даже малейшая ошибка может привести и к крушению. Очевидно, что несколькими часами и даже днями обучение не ограничится. Более того, регулируемый шаг винта позволяет использовать режим авторотации в случае отказа двигателя - этому стоит обучиться отдельно. В помощь начинающим также можно заказать поперечную балку, которая крепится к стойкам лыж и не даёт вертолету чрезмерно накрениться на малой высоте.

Mosquito XE - более продвинутая версия, оснащенная небольшой кабиной, а модель XEL оборудуется еще и поплавками для посадки на воду.

Следующая ступень комариной эволюции - Mosquito XE - технически почти не отличается от модели Air, но имеет стеклопластиковую кабину. Москит в таком исполнении куда больше похож на то, что мы привыкли называть вертолетом. За дополнительную плату канадцы готовы оснастить кабину прозрачными дверями, а для желающих есть и совсем барская опция - мягкая обивка кресла и коврики под ноги.

Главным недостатком всех поршневых Москито можно считать небольшой межремонтный ресурс - всего 500 часов. Тогда как, например, у популярного поршневого Robinson R22 этот показатель составляет не менее 2200 часов. Конечно, слабым оправданием Москита может стать версия XET - наиболее мощная, с газотурбинным двигателем Solar T62 90 л.с. По заверениям производителя, модель может разогнаться до 180 км/ч, а надежность этого аппарата куда выше своих поршневых собратьев - межремонтный интервал более 9000 часов. В это даже можно поверить - в прошлой жизни T62 был турбостартером от американского военного вертолёта Chinook, вот только аппетит у газотурбинного “Комара” тоже совсем не гражданский - 32 литра в час при “правильном” режиме полёта. Неудивительно, что для этой версии производитель настоятельно рекомендует докупать дополнительный топливный бак на 30 литров.

Приборная панель, салон кабины и двигатель воздушного судна миниатюрны - поначалу сложно поверить, что этот вертолет способен подняться в воздух.

Ориентировочная стоимость вертолёта-скелета Mosquito Air в США начинается от $30 тыс. Однако не стоит обольщаться, что за эти деньги для ввас выкатят из ангара готовую к полету модель - это стоимость набора из пяти коробок кит-комплекта “собери сам”. Коробки можно получать либо по отдельности в течении полугода, либо сразу, но с предоплатой 50%. Срок сборки производитель оценивает в 200 часов - это время, которое покупатель проведет в гараже или мастерской, закручивая гайки, читая инструкцию и даже сваривая выхлопную систему.

Есть и другой вариант - приобрести “вертолет под ключ”. Сборка и испытания на заводе-производителе - $8 тыс., у российского дилера - $5 тыс. Есть даже совсем уж экзотическая услуга - самому съездить на предприятие и, под наблюдением специалиста, за несколько дней собрать свой Москит. За это весьма сомнительное удовольствие также придётся заплатить около $8 тыс.

Конечно, финальные затраты будут значительно выше тех, что представлены в прайсах. Необходимо также оплатить стоимость таможенных услуг, погрузки и разгрузки, доставки груза до Москвы или другого города, сертификации... Только по приблизительным подсчетам готовый к полётам базовый Mosquito обойдется покупателю в $55 тыс. Прибавьте к этой стоимости цену, например, трейлера для перевозки ($3200), лопастей из углеродного волокна, которые нужно заменять во время капитального ремонта через 500 часов ($890) и прозрачных дверей ($2390 для XE) и начальный бюджет возрастает в два раза.

Стоит ли удовольствие этих денег? Вопрос, на который каждый отвечает сам. Компактность и легкость обещает этой машине стать одной из самых удобных в руках частника. С другой стороны - одноместная компоновка и крайне малая полезная нагрузка делает её в этих же руках бесполезной. Если предположить, что Innovation Technologies в ближайшее время озадачится и более практичной моделью Mosquito в тех же ценовых рамках - у компании, пожалуй, есть будущее на российском рынке малой авиации.

Mosquito XE, технические характеристики:

Габариты:
рама - 4877 мм
общая – 6096 мм (20 ft.)
ширина – 1829 мм (72 in)
высота – 2134 мм. (84 in)
Диаметры винтов:
основной – 5944 мм
хвостовой – 1016 мм
Вес пустого вертолета:135 кг.
Максимальный расчетный вес:276 кг
Запас топлива:45 литров
Бензин:АИ-92
Двигатель:двухтактный двухцилиндровый Compact Radial Engines MZ202 мощностью 60 лошадиных сил (45 кВ)
Межремонтный ресурс:500 часов
Электросистема:аккумулятор на 12 вольт постоянного тока, стартер на 180 ватт переменного тока
Скорости вращения винтов:основной – 540 оборотов в минуту, хвостовой – 2500 оборотов в минуту
Расход топлива в полете:приблизительно 17 литров за час
Продолжительность полета:приблизительно 241 км. (150 miles) в зависимости от условий, нагрузки и скорости.
Максимальная скорость:128 км. в час
Расскажите друзьям:

Комментарии

2

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей