«Монстры» ВМФ: годы войны и наши дни.

Во время Великой Отечественной Войны оборону акватории СССР несли гиганты-крейсеры, миноносцы, линкоры, мониторы и сторожевые корабли.

О дни прикрывали тыл, другие выполняли боевые задания и совершали героические подвиги…
Дарина Степанова

Теперь покой водных просторов Российской Федерации день и ночь охраняют их «наследники» – современный военно-морской флот нашей державы, насчитывающий более двухсот судов.

Его цель – предотвращать вооружённые конфликты, отражать агрессию, прикрывать страну с морских направлений, поддерживать, в случае необходимости, сухопутные войска, сопровождать гражданские корабли. В последнее время ВМФ используют и для борьбы с контрабандой и перевозкой наркотиков. Для этого все военные суда оснащены высокоточными системами защиты, нападения, навигации и связи. Но есть среди кораблей Военно-морского флота те, которые заслуживают отдельного рассказа – самые грозные и суровые суда.

Возглавляет список гигант, названный именем зачинателя русского флота, Петра I. Это атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». Он был заложен на Балтийском заводе ещё в 1986-м году, а введён в строй лишь девять лет спустя. Длина корабля – около 250 метров, развиваемая скорость – 31 узел (57 км/ч). Такому гиганту нужен и соответствующий экипаж: более 700 профессионалов-моряков несут службу на борту «Петра». Этот флагман Северного флота России оснащён ударными крылатыми ракетами, которые с лёгкостью поражают цели с расстояния в 550 км. На крейсере установлены противокорабельный, противовоздушный, противоторпедный и зенитный ракетно-артиллерийский комплексы. «Пётр Великий» способен обороняться от атак самолётов и вертолётов, малотоннажных судов, радиолокационных ракет и авиабомб. На борту в состоянии боевой готовности находится несколько вертолётов модели «Ка-27». Энергией корабль питают котлы, атомные реакторы и турбины. Для сравнения, вырабатываемого количества энергии достаточно, чтобы обеспечивать городок в 200 000 человек. Кроме того, «Пётр» вооружён реактивными установками бомбометания и противолодочными ракетно-торпедными комплексами. «Гранит», «Смерч», «Риф», «Кинжал», «Удав», «Водопад» - вот лишь некоторые названия боевых установок «Петра». От одних этих слов веет опасностью, мощью и силой. Что уж говорить о самом крейсере, прекрасном и грозном…

Не уступает ему и гвардейский ракетный крейсер «Москва». Его экипаж в составе 510-и матросов может совершать автономные плавания продолжительностью до месяца. «Москва» вооружена торпедными аппаратами, бомбомётами, противокорабельными ракетами «Базальт». Есть на крейсере и усовершенствованный комплекс «Оса-МА», способный поражать цели, летящие на высоте пяти метров. Два года назад году корабль был задействован во время конфликта с Грузией, а совсем недавно блокировал украинские военно-морские силы и участвовал в операциях в Сирии. Длина – почти 190 метров, скорость – 32 узла (60 км/ч). Есть у «Москвы» и черноморский «брат-близнец»: гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

Но боевые корабли нужны не только для устрашения и охраны. Среди самых мощных российских судов есть и отважный сторожевой корабль «Дагестан». Он развивает скорость до 28-ми узлов (52 км/ч). Продолжительность автономного плавания - 15 суток. «Дагестан» оснащён универсальным комплексом «Калибр-НК», применяющим несколько видов высокоточных ракет, и технологией Stealth, повышающей его «незаметность» для радиолокации.

Но даже рядом с такими мощными современными кораблями советские суда Великой Отечественной войны выглядят достойно. Одним из самых грозных и внушительных военных кораблей СССР был линкор «Севастополь». Он строился ещё до Первой мировой с 1909-го по 1914-й гг. После Революции он был переименован и стал «Парижской коммуной». В качестве топлива применялся уголь, в интенсивном режиме работы использовали нефть. Скорость достигала 23-х узлов (42 км/ч).

Перед Второй мировой войной, с 1933-го по 1938-й гг., линкор был модернизирован: скорректирован силуэт, оптимизированы энергетические установки (топливом стала служить только нефть), улучшены системы противовоздушной обороны, связи, оптики и управления огнём. Мощность повысилась до 61 000 л.с. (прежде она составлял 42 000 л.с.). Скорость увеличилась на 0,5 узла (1 км/ч), а вооружение корабля пополнилось пушками и пулемётами.

В начале войны линкор стоял в Севастополе. Уже в ноябре 1941-го года «Парижская коммуна» совершила боевую операцию в крайне сложных погодных условиях: во время жёсткого одиннадцатибального шторма за борт смыло троих матросов.

В течение Великой Отечественной войны корабль участвовал в пятнадцати боевых походах в районе Крыма, прошёл 7700 миль (примерно 12 400 км), сбил три самолёта противника. В 1943-м году линкору было возвращено его старое название, а в 1956-м «Севастополь» исключили из состава флота.

Настоящими монстрами для немцев стали советские подлодки типа «Крейсерская». На флоте их любовно прозвали «Катюшами». Эти огромные подводные корабли строились с расчётом на автономное плавание до 50-и суток. Они полностью погружались под воду всего за три минуты. Подлодка делилась на семь отсеков, в части которых были предусмотрены крайне комфортные по тем временам кубрики и каюты. Из вооружения на борту имелись торпедные аппараты, артиллерийские орудия Б-24ПЛ, а также 20 эскадренных подлодочных мин. Дизельные двигатели позволяли плыть под водой на скорости в 14 узлов (26 км/ч). Система радиосвязи могла посылать сигналы на Дальний Восток, тогда как лодка находилась в Балтике. На счету одиннадцати советских подводных «Катюш» - 25 потопленных кораблей противника.

После войны уцелевшие подлодки типа «Крейсерская» перешли в разряд учебных и опытных судов. Некоторые, ввиду сильных повреждений, пустили на слом. Одна из «Катюш» сегодня в качестве мемориала стоит в городе Североморске.

Несомненно, суда нашего ВМФ – настоящие плавучие крепости, готовые поразить любую неприятельскую цель, стоит ей приблизиться. Конечно, сегодня сила и мощь державы измеряются не числом линкоров. Но военные корабли – гордость государства, кульминация смертоносного оружия и особой, опасной, суровой красоты.

Расскажите друзьям:

Комментарии

1

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей