Самое большое количество лоукостеров традиционно зафиксировано в Азии. Непривычным стало возрастание количества бюджетных авиакомпаний в Европе: все большее количество европейцев выбирают дешёвые авиаперелёты стоимостью от 23 евро в один конец или 45 при одновременном заказе полетов в оба конца.
В США количество лоукостеров значительно меньше: всего 7 авиакомпаний предоставляют полёты с недорогими билетами. Аналогичная ситуация на направлениях полётов из Азии в Индию и на Среднем Востоке. И наименее развиты направления дешёвых авиаперелетов между странами Австралии и Азии, а также Северной Америки.
В России лоукостеры фактически не функционируют. Одной из авиакомпаний, предоставляющей перелеты по сниженным ценам, является дочка «Аэрофлота» - «Победа». Пока ее цифры скромные: с начала деятельности услугами «Победы» воспользовались не более миллиона человек.
Плюсы и минусы бюджетных перевозчиков
Эконом-маршруты – идеальная возможность недорого совершить путешествия по миру, особенно если спланировать и самостоятельно составить маршрут. Поэтому бюджетные авиакомпании отлично подходят для туристических путешествий и деловых авиаперелётов. Недостатком лоукостеров является короткое направление рейсов: как правило, максимальная длительность полёта не превышает 2 – 3 часов.
Авиаперевозчики стараются заинтересовать пассажиров: так, к примеру, билет из Варшавы в Осло в оба конца в июне стоит всего 36 евро. Цена на билеты не включает стоимость сборов в аэропорту и цену дополнительного багажа. За счет чего достигается финансовая успешность лоукостеров? Количество полетов в пересчёте на единицу авиапарка у них самое большое. За счёт уплотнения мест в салоне увеличивается количество пассажиров, поэтому экономическая эффективность лоукостеров растёт все больше. Некоторые перевозчики из азиатских регионов предлагают даже сделать дополнительно так называемые «стоячие» места. Разумеется, этот вопрос дискуссионный: как будут чувствовать себя пассажиры в условиях повышенной турбулентности?
Помимо того, что многие лоукостеры отличаются наличием скромного парка самолетов, а их пилоты, после налёта определённого количества часов и повышения квалификации, зачастую переходят в более высокооплачиваемые авиакомпании, есть приятные исключения. Турецкий перевозчик PegasusAirlies готовит своих собственных пилотов. Британская компания Easy Jet разработала максимально прямые маршруты, а оформление билетов осуществляется в электронном виде. Восточноевропейский лоукостер Wizz Air компенсирует пассажирам в денежном эквиваленте задержку рейса, а также позволяет свободно менять дату вылета.
Как развивается направление в России?
В России единственным лоукостером является «Победа». К сожалению, и ранее попытки запустить дискаунтеры не увенчались в РФ успехом. Причиной является неравномерное распределение пассажиропотоков (большее их количество припадает на Москву), большая цена таможенных сборов и некоторые юридические нюансы: к примеру, невозможность возврата денег при отказе от полёта.
Главной причиной фактического отсутствия компаний данного направления является то, что потенциальные лоукостеры будут конкурировать с регулярными авиакомпаниями, причем, учитывая невысокие доходы населения, преимущество будет отдано компании, предоставляющей услуги перелётов по более низкой цене.
Чтобы лоукостеры в России смогли эффективно функционировать, должны быть соблюдены два условия: высокий уровень доходов экономически активного населения и увеличение пассажиров, часто совершающих перелёты в разных направлениях. Европейские компании-лоукостеры выигрывают за счет того, что в ЕС расширена туристическая инфраструктура. Это делает частые 3 – 5 дневные путешествия интересными для большого количества европейцев.
Тем не менее, рост количества лоукостеров говорит о том, что данный сегмент рынка авиаперевозчиков будет и дальше расширяться. Поэтому инвесторам стоит подумать о вложении денег в данном направлении.