Легковые автомобили.
Гораздо надёжней и привычней в то время были конные части. Именно поэтому к началу войны в Красной Армии почти не было военных легковых авто. «Эмка» и ГАЗ-А подходили для транспортировки личного состава, но вовсе не годились для более серьёзных операций, связанных с переброской войск или перевозкой оборудования.
Первой по-настоящему армейской машиной в СССР стал джип Виллис, который по ленд-лизу поставляли США. Хороший внедорожник с максимальной скоростью 100 км/ч быстро полюбился за простоту, надёжность и функциональность. Виллис без труда вёз четырёх человек, мог буксировать миномёт и имел множество приспособлений для крепления лопат, канистр и прочих вещей.
Чуть позже появился ГАЗ-64 – первый военный внедорожник советского производства. Не слишком устойчивый, но мощный и грузоподъёмный, к тому же оснащённый амортизаторами. Однако этот автомобиль выпускался всего два года: с 1941 по 1943. Затем появился его усовершенствованный потомок ГАЗ-67, который, помимо того, что обладал хорошими внедорожными качествами, мог использоваться и как тягач для лёгкой артиллерии. На основе ГАЗ-67 также выпускали бронированный автомобиль БА-64.
Благодаря своей компактности и маневренности, эти машины успешно применялись в разведке. Но они не могли перевозить больше четырёх пассажиров и крупногабаритные грузы. А вот Dodge WC-51, или «Додж три четверти», вместительный и грузоподъёмный (до 750 кг) американский джип, оказался самым эффективным, надёжным и многопрофильным военным автомобилем: и тягач для артиллерии, и боевая машина разведки, и транспорт для личного состава.
На борт джип мог взять семь человек. На нём были предусмотрены ящики для боеприпасов, а пол кузова был устроен так, что на него можно было установить постамент под крупнокалиберный пулемёт или пушку.
Германия же, в отличие от Советского Союза, имела целый автопарк военного легкового транспорта. Самым популярным был, пожалуй, Volkswagen Typ 82 Kübelwagen – небольшой джип, на базе которого также впускали лёгкие машины-амфибии (Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen).
Из более «тяжёлой» автомобильной техники признавали Horch 901 – высокоскоростной мощный внедорожник, модифицированный из легковой машины класса «Люкс». На трофейном Horch 901 передвигался даже Маршал СССР Г.К.Жуков. На сегодняшний день в мире есть десяток Horch 901 на ходу.
Железные дороги.
Кроме легкового транспорта в годы Второй мировой заслуженное признание получили железнодорожные магистрали. За войну по железным дорогам прошло больше 400 000 поездов. Ж/д – не только быстрая транспортировка войск, но и эвакуация населения и предприятий, переброска продовольствия и стратегических грузов.
На вооружении СССР находилось 500 бронепоездов. Половина из них – зенитные бронепоезда, защищавшие небо над железнодорожными станциями и перегонами.
В состав бронепоезда входили специальные платформы с материалами для ремонта полотна, несколько бронеавтомобилей, способных передвигаться по путям, а также артиллерийские и зенитные бронеплощадки. Поезда не только облегчали военные задачи, но и усложняли действия противника: к примеру, путеразрушитель типа «Червяк» в течение часа мог сделать непригодными 10 км рельсов.
Наверное, каждый слышал о знаменитых восемнадцатитонных вагонах-теплушках. Их переоборудовали из товарных вагонов для массовой перевозки солдат, а также транспортировки лошадей.
Теплушки получили своё название за установленные внутри печки-«буржуйки» и утеплённые слоем войлока стены. Кроме того, по железнодорожным магистралям во время Второй мировой курсировало почти 19 000 санитарных поездов.
Однако и во время войны продолжал действовать гражданский транспорт. Это касалось и железных дорог, и автомобилей. Встречались частные машины, но их было совсем мало из-за отсутствия топлива. В Европе эту проблему решали путём использования газогенераторов, синтезировавших горючий газ из дров. Автобусные перевозки отсутствовали практически полностью. А вот из мотоциклов составляли целые батальоны.
BMW R75 по прозвищу «Сахара» – знаменитый мотоцикл Второй мировой, широко распространённый в Германии. Двигатель мощностью в 26 л.с. позволял легко передвигаться по пескам и болотам. Мотоцикл мог буксировать противотанковую пушку и применялся в мотоциклетно-стрелковых войсках и в разведке. Однако стоила «Сахара» как два Фольксвагена.
Kettenkrad – ещё один мотоцикл Второй мировой. Хотя мотоциклом в полном смысле этого слова Kettenkrad назвать сложно. Это довольно странное транспортное средство: гусеничный мотоцикл, гибрид мото и трактора. Задача «танкоцикла» заключалась в перевозке грузов по бездорожью. Позже он стал использоваться для прокладки кабеля. А в конце войны «танкоцикл» занялся и «вытягиваением» самолётов на взлётную полосу. Топлива было крайне мало, и его экономили до такой степени, что самолётам не разрешалось выезжать на взлётную полосу самостоятельно.
Что касается советских мотоциклов – лучшим был созданный на базе BMW М72, тяжёлый мотоцикл, производимый сугубо для военных нужд. Пользовались и поставляемым по ленд-лизу Harley-Davidson Liberator (Освободитель).