«Истребитель пятого поколения есть только в РФ» – гласят заголовки новостей. Так ли это? Что это за самолёт, в чём его уникальность и какими были истребители прошлого – читайте ниже.
Во время Великой Отечественной войны и после неё, вплоть до 90-х годов, советская авиапромышленность была на высоте. СССР, мощная сверхдержава, мог выпускать самолёты совершенно автономно – начиная с проектов конструкторских бюро и заканчивая испытаниями и сопровождением летательных аппаратов. Но в Советском Союзе «появлялись на свет» лишь предвестники «пятого» истребителя – истребители первого, второго, третьего и четвёртого поколений. А в войну в воздушных боях участвовали и вовсе «первопролётцы» - истребители, модифицированные из учебных машин (например, И-5), и их усовершенствованные собратья – деревянные бипланы, летавшие на совсем невысоких скоростях (И-15).
Впервые над созданием ракетных истребителей задумались в Германии. 1 сентября 1941 года совершил экспериментальный полёт мощный Messerschmitt Me.163 «Комета» - первый истребитель-перехватчик Второй мировой. Затем появился Messerschmitt Me.262 «Ласточка», истребитель, бомбардировщик и разведчик. А вслед за Германией конструировать истребители начали и на Западе. Lockheed F-80 Shooting Star и Gloster Meteor – первые американский и британский реактивные истребители.
Однако советские МиГ-1 и МиГ-3, принятые на вооружение буквально накануне Великой Отечественной, были не хуже. Улучшенные лётно-тактические данные, повышенная мощность вооружения, дальность полёта – свыше тысячи километров… Эти самолёты были удачным прототипом МиГ-9 – турбореактивного истребителя первого поколения, сконструированного в 1946 году в опытно-конструкторском бюро Микояна и Гуревича.
Модели первого поколения (среди них – советский Як-15) имели прямое крыло и дозвуковую скорость полёта. Второе послевоенное поколение отличалось наличием радара, околозвуковыми скоростями и модифицированным стреловидным крылом (МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19). Представители третьего поколения, МиГ-21 и МиГ-23, имели сверхзвуковую форму, которая позволяла развивать сверхзвуковую скорость. Также были оснащены ракетами «воздух-воздух». Среди характеристик четвёртого поколения (Су-27, МиГ-29) – улучшенная авионика и наличие управляемого вооружения. (Авионика – совокупность бортовой электроники: системы навигации, коммуникации, управления устройствами.)
И наконец – истребители пятого поколения. Высокоманёвренные машины с отличным боевым потенциалом. «Сверхзвуковые невидимки», оснащённые стелс-технологией и средствами радиоэлектронной борьбы. Незаметны в инфракрасном диапазоне и неуязвимы для локаторов. Способны поражать наземные, воздушные и надводные цели. Одинаково хороши в дальнем и ближнем воздушном бою.
Истребители пятого поколения – «умные машины», которые способны корректировать значительные погрешности пилота. Кроме того, они имеют систему автоматизированного управления «в помощь лётчику», предназначенную для решения широкого спектра тактических задач.
Разработка моделей пятого поколения началась ещё в семидесятых годах. На сегодняшний российская авиастроительная корпорация «ОКБ Сухого» создала проект ПАК ФА – Перспективного Авиационного Комплекса Фронтовой Авиации. Иначе – Т-50. Его первый экспериментальный полёт был совершён в январе 2010-го года. В 2017-м году планируется ввести истребитель в эксплуатацию. Однако уже с 2015-го начаты поставки ПАК ФА в интересах Министерства Обороны. Стоимость одного самолёта – около ста миллионов долларов.
Большинство материалов, связанных с техническими характеристиками ПАК ФА, секретны. Доподлинно известно, что окончательный прототип истребителя будет обладать всеми чертами, присущими самолёту «истребительского» типа пятого поколения.
К сожалению, после распада СССР работы по проектированию истребителя пятого поколения были прекращены. С одной стороны, это дало преимущество конкурентам, в частности, Штатам, ВВС которых с 2001-го года имеют в своём составе истребитель пятого поколения F-22 Raptor. С другой стороны, когда в 2000-х годах авиастроительное дело в России пошло в гору, исследователи и конструкторы использовали при проектировании передовой опыт и самые последние технологии.
Это было уже нашим преимуществом перед американцами: их модель F-22, хоть и соответствует всем необходимым характеристикам, многими специалистами признаётся неудачной. Следующий прототип истребителя пятого поколения США F-35 пока находится только в стадии разработки и тестирования. Таким образом, на данный момент у Штатов нет полноценного боевого истребителя пятого поколения, в то время как российский ПАК ФА обещает стать не только высоконадёжной, но и высоко конкурентной машиной. Кроме того, на авиастроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре завершаются испытания Су-35 – экспериментальной оптимизированной модели Су-27, истребителя поколения 4++.
Для полноты картины добавим несколько слов об истребителях пятого поколения, разрабатываемых в других странах.
Во-первых, уже упомянутый американский F-35. Конструировался как истребитель-бомбардировщик. Оснащён всеми современными технологиями, удовлетворяет необходимым характеристикам. Вследствие военной доктрины США в большей степени является бомбардировщиком, чем истребителем.
Во-вторых, прогрессивные китайские J-20 («Чёрный орёл») и J-31 («Кречет»). И тот, и другой находятся в стадии испытаний.
В-третьих, японский «демонстратор передовых технологий X» Mitsubishi ATD-X Shinshin. Его первые лётные испытания прошли чуть больше месяца назад.
На данный момент это все существующие или находящиеся в стадии разработки истребители пятого поколения.