Государство в государстве: метро в годы войны

Легенда, архив, живая история в мраморе и бетоне. Подземный мир, переживший войну, реконструкции, разрушения и стройки. Тайные тоннели и скрытые магистрали – огромное метро, военное подземелье…

374
1
0
Н азначение метрополитена – перевозка пассажиров. Но изначально он строился как гигантское бомбоубежище, которое, тем не менее, значительно пострадало в годы в войны и в Германии, и в СССР, и в Великобритании…
Дарина Степанова

Многим знаком фильм Юрия Озерова «Освобождение», в котором есть эпизод о том, как Гитлер приказал открыть шлюзы и спустить воды реки Шпрее в метро, чтобы затопить тоннели вместе с укрывшимися от бомбёжек людьми. В войну в метрополитене Берлина действительно затопило участок путей длиной в шестьдесят три километра, но версия, показанная в фильме, – вероятнее всего, художественный вымысел. Весной 1945 года в Берлине была разрушена подстанция, снабжавшая метрополитен электричеством, и подземка стала непригодна для проезда. Кроме того, отказали и водоотливные установки метрополитена, из-за чего в тоннелях и появилась вода. Специально был взорван лишь тоннель, по которому ходили пригородные поезда. Это было сделано, чтобы исключить возможность штурма бункера Имперской канцелярии, попасть в которую можно было с пригородной линии.

В московской подземке был разрушен перегон между станциями мелкого заложения «Арбатская» и «Смоленская». После этого случая станции мелкого заложения как бомбоубежища не использовали.

В Гамбурге, разорённом и сожжённом в середине войны, метро также было серьёзно повреждено.

В Лондоне в результате бомбёжек сильно пострадали станции Marble Arch, Bank, Liverpool Street. Многие станции тамошнего метрополитена, например, Uxbridge Road,вплоть до 1944 года использовали как бомбоубежища.

Парижский метрополитен остался цел, одну из его станций в 1946 году даже переименовали в «Сталинград» в честь победы СССР в Сталинградской битве.

А вот петербургский, на то время ещё ленинградский, метрополитен к началу войны находился в стадии активного строительства. Было заложено 34 шахты, которые, однако, из-за начала войны, пришлось затопить.

Но, конечно же, самым масштабным военным объектом был метрополитен Москвы. Ещё в 1937 году вблизи метро заложили глубокие бункеры штабов противовоздушной и гражданской обороны. Кроме того, строились под землёй и диспетчерские пункты энергосети. Большинство станций сооружалось как можно дальше от наземных павильонов, чтобы определить расположение подземных помещений с воздуха было невозможно.

Во время первого налёта вражеской авиации главнокомандующий Сталин находился в бункере у метро «Кировская», где располагался узел связи Генштаба. (Позже «Кировская» была переименована в «Чистые пруды»). Летом 1941 года Центральный командный пункт на ночь перемещался на станцию «Белорусская». После того, как метрополитен завершал работу, половину станции отгораживали фанерной стенкой, за которой собирались члены командного пункта. Остальное пространство служило бомбоубежищем для простых москвичей.

15 октября 1941 года – единственный день, когда метрополитен не работал. В этот день, перед окончательной эвакуацией из Москвы, столичное метро планировали взорвать, вместе с десятками других промышленных объектов. Однако в тот тревожный период паники и страха Сталин принял решение не оставлять столицу. Были приняты все меры, чтобы показать врагу: Москва не сдаётся. 7 ноября было решено провести военный парад, накануне которого, по случаю праздника, на станции «Маяковская» прошло торжественное собрание московского комитета.

Активнейшим образом метро использовалось и в качестве убежища. 435 000 граждан могли укрыться от налётов авиации врага. Предназначенные для людей места располагались в вестибюлях, на платформах, в поездах и в тоннелях, на специально устанавливаемых деревянных настилах. Метрополитен работал в обычном режиме до шести часов вечера, затем снималось напряжение на контактном рельсе, происходила подготовка к приёму граждан, а после объявления воздушной тревоги начинался проход людей в убежище.

На время воздушных тревог метро становилось не только местом пребывания, оборудованным всем необходимым (от санузлов и питьевых фонтанов до медицинских пунктов), но и настоящим подземным городом. Работали парикмахерские, магазины, даже библиотека. За 1941 год в московском метро появилось на свет более двухсот младенцев.

Были во время вынужденного пребывания в метро и конфликты, и панические настроения, и мелкие происшествия. Но милиция строго следила за порядком: неподобающее поведение влекло уголовную ответственность.

Люди проводили в метро достаточно много времени. Они «ходили к друг другу в гости», читали, вязали, играли в домино.

К слову, Кольцевую линию столичной подземки начали строить в 1944 году, а несколько станцией третьей очереди – и того раньше. На многих из них и сегодня можно увидеть таблички «Сооружено в дни Великой Отечественной Войны». Всего в войну было построено 13 км метро. Позже метрополитен стали рассматривать и в качестве убежища во время ядерной атаки. Для этого на станциях предусмотрели гермозатворы, системы вентиляции и фильтрации.

С тех пор каждая новая станция метрополитена, любое его сооружение конструируется так, чтобы в случае необходимости его можно было использовать как объект гражданской обороны. Существует сегодня под землёй и широкая сеть защищённых командных пунктов, способных обеспечить управление страной.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей