Я сижу в небольшой кабине на заднем кресле. Передо мной - пилот, сзади постоянно гудит 100-сильный оппозитник Rotax, под нами 500 метров до земли а сверху крутится винт, на который не подаётся никакой тяги. Для вертолёта ситуация была бы аварийной, а нам хоть бы что. Мы наслаждаемся прекрасным видом из кабины с панорамным остеклением, а я радуюсь ещё и тому, что ручка управления есть и перед моим креслом, значит на какое-то время я смогу взять управление гиропланом на себя.
Автожиры известны в России ещё с 30-х годов, во время первой волны популярности. Тогда в проектах были и машины и даже автобусы с винтами на крыше. Но дело далеко не пошло. В Европе, в США, да и у нас предпочтение отдали более сложным вертолётам за их возможность зависать в воздухе и садиться на любой пятачок земли. Автожир так не может - ему необходим набегающий поток воздуха для раскручивания несущего винта, который обеспечивается толкающим винтом и двигателем.
Вторая волна популярности этих винтокрылых машин пришла к нам из Европы в начале нового тысячелетия, где легкие и простые в использовании автожиры пришлись по нраву любителям малой авиации. Они же принесли к нам и западное название автожира - гироплан.
Та машина, на которой мы сегодня поднялись в воздух, может смело называться одним из самых востребованных гиропланов в мире. Calidus от немецкой AutoGyro впервые был поставлен в Россию в 2011 году, на тот момент компания уже 8 лет занималась выпуском этих гиропланов и продала более тысячи экземпляров по всей Европе.
Внешность Килидуса напоминает форму пули с рамой-хвостом и двумя винтами. По сравнению с малыми вертолётами выглядит очень динамично! Кабина рассчитана на двух людей среднего роста. Главное место - спереди. Рабочее место пилота напоминает нечто среднее между современным планером и истребителем МиГ-29, но это максимальное оснащение, в базовой версии всё намного проще потому как гироплан сам по себе очень простая машина - здесь нет даже автомата перекоса, поэтому пилот довольствуется комплектом пилотажных приборов, приборов контроля работы двигателя, датчика оборотов ротора, навигационных приборов и средств связи. Есть и обогрев лобового стекла, но почему-то только в зоне видимости пилота. Заднее место - пассажирское, здесь тоже есть ручка управления, но комплект приборов всегда минимальный.
Американским пилотам разрешено подниматься в воздух на сверхлёгких летательных аппаратах до 560 кг. В России и Европе, где максимальная масса СЛА ограничена 450 кг, Калидус почти лишен багажника и очень ограничен в запасе топлива. Но даже в таких рамках топливный бак гироплана вмещает до 90 литров топлива и способен покрыть расстояние до 750 км при расходе 13-14 л/ч или 9 л на 100 км. Наилучшая крейсерская скорость - 160 км/ч на 75% мощности. С 90 литрами горючего в баке и минимальным расходом топлива в 10 л/ч эта машина обеспечивает 9-часовой полет!
Впрочем, главное преимущество этой машины совсем в другом и для меня, как для новичка, оно очевидно - AutoGyro Calidus поднимается в воздух уже при скорости в 30 км/ч, а спокойно управлять гиропланом можно и на 60 км/ч. С чем в поведении можно сравнить гироплан? Трудно сказать: набирает высоту как самолёт, приземляется тоже, а вот отклики на органы управления здесь совсем вертолётные. У машины есть ярко выраженные черты и тех и других летательных аппаратов. Сверхлегкие гиропланы по прочности не рассчитаны для выполнения летных маневров, при которых возможны положительные перегрузки более +3, а отрицательные нагрузки не допустимы вовсе.
Есть у гиропланов и ещё одно немаловажное преимущество - стоимость. Условия поставки Autogyro GmbH установила одинаковые для всех: 50% предоплаты осуществляется в момент подписания контракта, вторые 50% покупатель оплачивает по уведомлению о готовности гироплана к транспортировке. Экспортная цена Calidus составляет 52500 евро, но при покупке автожира юридическими лицами в России налог на добавленную стоимость (18%) и таможенная пошлина (20%) увеличивают цену машины на 41,6%. Если гироплан покупает частное лицо, то общая ставка налогообложения составляет 30% - этой схемой и пользуются чаще всего.
По регламенту, каждые 100 часов налёта необходим сервисный осмотр гироплана, что в нашей стране делается по предварительной заявке в сервисный центр представительства Autogyro. В целом же ресурс мотора Rotax 912 ULS составляет 2000 часов, а лопасти ротора, как и маршевый винт силовой установки имеют ресурс в 1500 часов. Прочие узлы и агрегаты, которые также необходимо подвергать регулярной проверке, вроде того же автомата перекоса и противообледенительной системы, на сверхлёгких гиропланах не устанавливают.
На сегодняшний день гироплан является, пожалуй, наиболее простым в освоении средством передвижения по воздуху. Он легко управляется на всех режимах полета, в том числе и на нулевой скорости. Даже при отказе двигателя, аппаратом можно полностью управлять, спланировав на подходящее место для посадки без дополнительного пробега. Взлет сверхлёгкого гироплана возможен даже в безветренную погоду, с площадки, диаметр которой всего лишь в два раза превышает диаметр самого ротора. При этом гироплан в три раза дешевле аналогичного по размерам вертолёта, а его двигатель легко переваривает 95-й бензин. Прекрасный кандидат для всех, кто подбирает первый собственный летательный аппарат.
Автожир Autogyro Calidus 09, технические характеристики:
Длина, м | 5,08 | |||||||
Высота, м | 2,65 | |||||||
Ширина, м | 1,88 | |||||||
Диаметр ротора, м | 8,40 | |||||||
Масса пустого, кг | 245 | |||||||
- максимальная взлетная | 560 | |||||||
Емкость топливного бака, л | 68 (90 опционально) | |||||||
Двигатель | Rotax 912 ULS/914S | |||||||
Мощность, л. с. | 100/115 | |||||||
Топливо | A-95 | |||||||
Скорость, км/ч - максимальная |
185 | |||||||
- крейсерская | 110-165 | |||||||
- минимальная | 30 | |||||||
Скороподъемность, м/с | 5 | |||||||
Разбег, м | 10-70 | |||||||
Пробег, м | 0-15 | |||||||
Дальность полета, км | 750 | |||||||
Стоимость в России | 3 млн рублей | |||||||