После этого мало кто из конструкторов осмеливался на создание самолетов, способных быстрее звука долететь из пункта “А” в пункт “Б”. Да и зачем торопиться? Решить сложные вопросы или провести неотложные деловые переговоры можно посредством он-лайн конференции, а переслать важные бумаги экспресс-почтой или даже электронным сообщением. Людям больше нет необходимости куда-то торопиться - большинство задач решается в режиме “здесь и сейчас”.
В этом свете совсем не удивительно, что крупные авиакорпорации давно не ведут разработок пассажирских сверхзвуковых самолетов - это дорого и никому не нужно. Но с другой стороны, то от чего отказываются крупные игроки рынка, привлекает небольшие компании. Ведь если скоростные бизнес-джеты не востребованы сегодня, это не значит, что они останутся никому не нужными завтра. Именно такого принципа придерживаются авиаконструкторы из компании Aerion Corporation, которые несколько последних лет ведут разработку самолета Aerion AS2 SBJ - сверхзвукового бизнес-лайнера.
По форме крылья Aerion AS2 SBJ напоминают американский истребитель 60-годов прошлого века F-104, который сами летчики иногда называли “летающим гробом” за непредсказуемое поведение во время выполнения различных маневров и реальную возможность потерять управление и разбиться. Размах крыла Aerion AS2 SBJ составляет 19,8 метров при длине корпуса 44.15 метров - действительно, формы не совсем пропорциональные. Но разработчики уверяют, что аэродинамика будет совершенно отличной от F-104, поскольку при создании крыльев будут использоваться самые новые технологии. Кроме того, именно такой ромбовидный профиль крыла позволит самолету опираться на так называемый естественный ламинарный поток на сверхзвуковых скоростях. Эти утверждения разработчики обосновывают данными, полученными в ходе испытаний модели в аэродинамической трубе NASA.
Основным преимуществом Aerion AS2 SBJ перед конкурентами, будет не только более высокая скорость полета, но и,как это не удивительно, низкая шумность. Рев реактивных двигателей сейчас не в моде, поэтому конструкторы озадачились тем, как сделать полет на сверх звуке максимально тихим. Впрочем в решении данной проблемы им не удалось придумать чего-то нового - действительно, как можно уменьшить взрывоподобный грохот который возникает, когда самолет преодолевает звуковой барьер? Ответа на этот вопрос современная физика не знает. Поэтому шумность Aerion AS2 SBJ будет в первую очередь снижаться за счет полетов на дозвуковой скорости над населенными пунктами.
Благодаря столь серьезным скоростным характеристикам Aerion AS2 SBJ сможет добраться из Нью-Йорка до Токио с дозаправкой в Анкоридже всего за 9 с половиной часов, тогда как обычному бизнес-джету с турбовентиляторными моторами, чтобы преодолеть этот путь потребуется больше 15 часов, так что экономия времени налицо. Еще одно важное достоинство Aerion AS2 SBJ заключается в том, что ему не требуется длинная взлетно-посадочная полоса и точка базирования в крупном аэропорту - для разбега и пробега этому самолету лихвой хватит дистанции в 2000 метров. “Конкорд” о таком мог только мечтать! А ведь добились такого результата инженеры с помощью довольно простого решения - они установили закрылки по всей длине крыла.
Существует и еще один важный нюанс, почему суперджетам так и не удалось вытеснить обычные лайнеры с турбовентиляторными двигателями с воздушных магистралей - это себестоимость полета сверхзвуковых пассажирских самолетов. Ни для кого не секрет, что стоимость билетов на тот же самый Конкорд в несколько раз превосходила цену одного пассажирского места в обычном авиалайнере. Таких, кто был согласен существенно переплатить за несколько сэкномленных в перелете часов, было не так уж много. Именно на этом фоне возник проект сверхзвукового бизнес-джета Aerion, создатели которого уверяют, что полет на их детище будет не дороже, а даже слегка дешевле, чем на обычных дозвуковых реактивных самолетах средней вместимости.
Инженеры компании утверждают, что у их модели сопротивление воздуха при сверхзвуковой скорости полета, несмотря на использование ромбовидного крыла, будет на 20% ниже, чем у самолетов, оснащенных дельтовидным крылом аналогичных размеров. Также сюда добавляются хорошо известные турбореактивные двигатели компании Pratt & Whitney, которая по праву считается одним из лидеров отрасли. Все это позволило Aerion Corporation говорить о разработке быстрого, но при этом достаточно экономичного самолета стоимостью приблизительно в 80 млн. долларов. Впрочем, до начала серийного производства и продаж стоимость новинки может существенно вырасти. При этом специалисты компании оценивают современный рынок сверхзвуковых самолетов бизнес-класса приблизительно в 300-400 самолетов в год.