Як-3

Як-3 - красные крылья победы

Самый легкий и маневренный истребитель Великой Отечественной войны

825
3
0
И стребитель Як-3 был создан КБ Яковлева в 1943 году. Главная задача, которая стояла перед конструкторами – сделать самолет легче и маневреннее предшественников
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru

В войне уже наступил переломный момент, и советским войскам было важно получить решающее превосходство над противником в воздухе. Поскольку нового двигателя для самолета в тот момент не было, разработчики сосредоточили свои усилия на аэродинамике и снижении веса в чем добились больших успехов. По сравнения с предшественником Як-3 стал легче на 200 килограммов, правда при этом несколько уменьшилась и площадь крыла. Вместо полотняной обшивки хвостового оперения использовалась фанерная, была улучшена система охлаждения масла и воды, использован новый винт и установлен коллиматорный прицел. На версиях, которые поднимались в воздух в последний год войны, также был установлен форсированный мотор, мощность которого инженерам удалось увеличить на 80 лошадиных сил.

Летные возможности новой машины приятно удивили испытателей – Як-3 развивал максимальную скорость в 633 км/ч, а скороподъемность составляла 25 метров в секунду, что позволяло истребителю за четыре минуты подняться на пятикилометровую высоту. Летчики отметили, что самолет обладает превосходной горизонтальной и вертикальной маневренностью.

Як-3 стал одним из лучших истребителей времен Великой Отечественной войны

Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 г. принимал участие в наступательной Львовской операции. Более 40% летного состава полка составляли молодые пилоты, никогда не принимавшие участия в боях Тем не менее, за полтора месяца они успешно выполнили 430 боевых вылетов провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23 самолета противника. Свои потери составили два Як-3. Истребитель явно превосходил по своим характеристикам Немецкие Me-109 и ФВ-190.

Як-3 стал одним из самых совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны. Конструкция истребителя была проста и в то же время рациональна. Основой фюзеляжа была стальная трубчатая ферма, которая составляла единое целое с моторамой. В остальном каркас фюзеляжа не отличался от Як-1, Як-7 и Як-9. Крыло Як-3 неразъемное двухлонжеронное с относительной толщиной 14% у корня и 7% на конце крыла. Для сравнения наЯк-1, Як-7, Як-9- 15% у корня и 8% на конце.

Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ

Силовая установка истребителя состояла из мотора ВК-105ПФ2 мощностью 1240 л.с. с воздушным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как на всех истребителях Яковлева, размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной радиатор установили за кабиной пилота. Особенность установки водяного радиатора на Як-3 заключалась в том, что он был глубоко утоплен в фюзеляж, а канал подвода воздуха к радиатору резко расширялся. Это приводило к уменьшению скорости воздушного потока, обдувающего радиатор. В результате эффективность охлаждения повышалась, а аэродинамическое сопротивление самого радиатора, как и его наружного обтекателя существенно снижалось. Тот же принцип использовался и при Выпуск и уборка шасси, посадочных щитков, управление тормозами на всех истребителях Яковлева осуществлялись пневмосистемой. По сравнению с гидросистемами, используемыми для этих целей на истребителях Лавочкина или с электросистемами американских истребителей, пневматика была менее надежной и доставляла много хлопот механикам. Зато экономия веса составляла десятки килограммов.

Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов. Другой недостаток -слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Однако бывало и такое, что с такими повреждениями истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал популярность.

С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция, обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь

Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому, что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.

С появлением Як-3 в нашей стране был налажен массовый выпуск истребителей, значительно превосходивших самолеты противника, завоевано безраздельное господство в воздухе, и итог войны был уже предрешен.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей