Яхты российских императоров

Самые яркие корабли золотой эпохи

C древнейших времен и до наших дней первое лицо любой страны, имеющей выход к морю, владело неким кораблем, который должен был быть самым лучшим, демонстрируя высокий статус своего владельца.
Сергей Мочалов
фото shipsworld.ru

Подобные суда, которые современная классификация относит к яхтам, оставили свой след и в истории Российской империи. Начиная с крохотного «Ботика Петра», российское императорское семейство владело в разное время десятком судов, о которых и пойдет рассказ.

Сам ботик еще нельзя назвать императорской яхтой в полной мере: суденышко, бывшее некогда английским корабельным ботом и доставленное в Россию в 40-х годах XVII века, только пробудило любопытство будущего великого царя, подтолкнуло его к интересам флота. По-настоящему первой российской императорской яхтой стало судно «Святой Петр». Построенное в 1693 года в Архангельске голландцами, украшено оно было уже русскими мастерами. Оснащено было одной мачтой с голландским же парусным вооружением, имело двенадцать трехфунтовых пушек. Именно на «Святом Петре» был впервые поднят российский судовой штандарт, ныне хранящийся в Центральном Военно-Морском музее.

Ботик Петра I

После Петра I интерес российских императоров к личным судам угас более чем на 100 лет, и только в 1831 году было спущено на воду судно, строившееся специально как императорская яхта. Шестипушечный колесный пароход, построенный на Охтинской верфи, получил имя «Александрия» в честь жены Николая I Александры Федоровны. Впоследствии это имя носили еще две императорские яхты. Одна из них, построенная в Англии, была спущена на воду в 1851 году, и до 1906 года послужила четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II. Эта яхта была для своего времени очень быстроходной – почти 14 узлов. По типу это был трехмачтовый пароход с железным корпусом длиной 54,9 м. Поскольку ему предстояло ходить в основном по мелким водам Финского залива, то осадка проектировалась очень небольшой – 1,22 м. Вместо носовой фигуры яхта была украшена собственным гербом, который несли на себе и почти все предметы интерьера, включая серебряную и хрустальную посуду. Фальшборт был украшен 22 резными золочеными орлами. Вооружения эта «Александрия» практически не несла, кроме трех однофунтовых салютных пушек на лакированных лафетах.

Несмотря на это, яхта бывала в районе боевых действий: летом 1855 года Александр II с ее борта наблюдал за морским сражением российских канонерок с английскими судами в районе Кронштадта.

Через шесть лет после постройки этой яхты у императорской фамилии появилась еще одна – «Штандарт». Необходимость в ней возникла в силу того, что «Александрия» имела слишком малую дальность хода. Поэтому во французском городе Бордо, где одновременно строился еще и российский фрегат «Светлана», 9 июня 1857 года была заложена новая яхта, деревянная двухмачтовая, с колесным движителем. «Штандарт» неоднократно ходил в Финляндию, Данию, Средиземное море. Использовался до 1892 года для регулярных летних плаваний великих князей.

Яхта Александрия

В 1871 году императорский флот пополнился новым судном. «Держава», заложенная в 1866 году в присутствии императора Александра II и генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, строилась пять лет на петербургской адмиралтейской верфи по проекту генерал-майора Корпуса корабельных инженеров И.С.Дмитриева. Деревянный корпус имел сложный набор из дуба, снаружи обшитого ниже ватерлинии гондурасским красным деревом, а выше – лиственницей. Внутренние помещения были отделаны тиком.

Паровые машины также были российского производства. Изготовленный на Кронштадтском заводе двигатель развивал 720 л.с., что для того времени составляло крупную величину. Часть внутренних помещений яхты отделывалась специально для императорской четы, в том числе специальная «царская рубка» в корме. На носу же находилась рубка для великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. Средняя палуба была занята помещениями для великих князей и свиты, нижняя – помещениями для прислуги и экипажа, составлявшего 238 человек против 10-15 человек императорского рода и двух десятков свитских.

Яхта «Держава » интересна тем, что именно на ней впервые в истории мореплавания была устранена магнитная девиация (влияние металлических частей корпуса на стрелку компаса), что было осуществлено в 1887 году. Еще одиннадцать лет после этого «Держава» эксплуатировалась в качестве императорской яхты, а затем была передана на флот, где в качестве учебного судна служила до 1905 года.

Яхта Штандарт

Всего тремя годами позже этой яхты была спущена на воду еще одна, под названием «Царевна», прослужившая до революции. Построенная а английском Гуле, она имела отличную мореходность, и несла, как было обычно для того времени, как паруса (косые на трех мачтах), так и мощную паровую машину. Очевидно, именно высококачественное техническое оснащение обусловило высокую цену яхты (290 тыс. руб.), хотя жилые помещения на ней были сравнительно небольшими и украшенными не так роскошно, как на других императорских судах. Поначалу числилась «Царевна» в собственности наследника престола, ходила на Балтике, вокруг Европы, иногда в Черном море. Затем, став яхтой императрицы Марии Федоровны, совершала только небольшие переходы по Балтийскому морю. Здесь «Царевна» и оставалась до 1917 года, когда, будучи исключенной из реестра флота, была передана на хранение в Кронштадт и вскоре разобрана на металл. Но на этом история российского императорского флота не заканчивается...

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей