На чем будем ездить в обозримом будущем!?

Заглядываем в обозримое будущее российского общественного транспорта, посредством фестиваля «Мир автобусов’2013» в Коломне

761
0
3
П обывав на автобусном фестивале «Мир автобусов’2013» в Коломне, невольно задаешься вопросом: почему люди предпочитают столь комфортабельному и удобному общественному транспорту унылые и тесные личные автомобили?
Сергей Мочалов
фото автора

Но обаяние от новых пассажирских машин длится ровно до того момента, пока не покидаешь «Автоколонну 1417» на территории которой и проходит выставка-фестиваль.

Улицы подмосковной Коломны, как и большинства других российских городов, отображают реальное состояние общественного транспорта РФ. Парк муниципальных автобусов, как правило, представлен дешевыми и не слишком свежими российскими ПАЗами, ЛиАЗами и НефАЗами или уж совсем «замученными», подержанными иномарками. Частные перевозчики осуществляют пассажироперевозку или на отечественных «ГАЗелях» и ПАЗах, либо на самых простых микроавтобусах, переделанных из цельнометаллических фургонов импортных марок (Ford Transit, Fiat Ducato и других). Заманить нетребовательных российских граждан в такие автобусы с каждым годом становится все труднее, и люди предпочитают комфортно стоять в пробке на собственных авто, сжигая при этом тонны недешевого топлива и нанося непоправимый урон экологии.

В столице и других крупных российских городах транспортная ситуация с каждым годом только усложняется и мероприятия, подобные фестивалю «Мир автобусов» в Коломне, призваны повысить популярность общественного транспорта среди россиян.

«Мир автобусов» – это не просто выставка новых образцов пассажирских машин, но и коммуникационная площадка, на которой обсуждаются актуальные проблемы пассажироперевозок, поднимаются околотранспортные темы и налаживаются взаимоотношения различных предприятий и структур.

Рассматривая экспозиции фестиваля «Мир автобусов’2013» в Коломне, можно проследить определенные тенденции развития пассажирских перевозок общественным транспортом.

Автобусы для частных пассажироперевозчиков

Нынешний смотр автобусов в Коломне продемонстрировал готовность российских перевозчиков и производителей автобусов перейти от банальных микроавтобусов, переоборудованных из грузовых фургонов, к более вместительным и удобным каркасным автобусам. Они найдут свое применение в качестве небольших городских маршруток, пригородных и междугородних автобусов. На сегодняшний день данные виды перевозок в основном осуществляются посредством легких коммерческих автомобилей типа «ГАЗель», а также ее импортными аналогами. Для удешевления, импортные аналоги поставляются в РФ в виде грузовых цельнометаллических фургонов, и уже здесь переоборудуются в «фургонбусы» такими компаниями, как «Луидор», «Самотлор», «Нижегородец» и др. Грузовой цельнометаллический фургон, в качестве базы для автобуса, имеет ряд врожденных недостатков. Во-первых, как и все грузовые авто они очень жесткие, ведь рассчитаны не на 15-20 пассажиров, а на гораздо больший по массе груз. Во-вторых, даже самые крупные модификации фургонов ограничены по внутренним габаритам, а когда в них устанавливается внутренняя обшивка и сиденья – о свободном пространстве в салоне можно только мечтать.

Конечно, можно использовать изначально созданные для пассажирских перевозок автобусы малого и среднего класса, но они стоят ощутимо дороже «фургонбусов».

Поэтому нижегородские производители конверсий предложили в качестве более умеренной по стоимости альтернативы каркасные автобусы, способные решить перечисленные недостатки. Во-первых, пассажирский кузов каркасного автобуса создается с нуля и ему можно придать любую форму и габариты. Во-вторых, созданный пассажирский кузов можно размещать на шасси любого малого или среднетоннажного грузовика, а для большего комфорта использовать заднюю пневмоподвеску. Надежность и безопасность такого автобуса обеспечивает стальной каркас кузова, который в дальнейшем обшивается наружными или внутренними пластиковыми панелями, форму и дизайн которых можно менять на вкус заказчика.

На выставке в Коломне подобные машины показали компании СТ «Нижегородец» и «Инновационные технологии». На стенде у первой, был представлен каркасный городской автобус на 37 пассажиров на базе 7-тонного шасси Iveco Daily, созданный итальянской компанией Feniks Bus. Особенность автобуса: вместительная накопительная площадка в заднем свесе с пониженным уровнем пола (для удобства пожилых людей и возможности заезда инвалидной коляски). Иностранное происхождение, качественные комплектующие и 7-тонное шасси делают цену такого автобуса заоблачной (более 3,2 млн руб.), но применение менее грузоподъемного шасси и отечественных комплектующих позволяет снизить стоимость до 2 млн руб.

Это чудо автобусного дизайна разработано нижегородской компанией Intech и носит собственное имя Fox («Лиса»). В его основе – шасси Iveco Daily

Другой пример каркасного автобуса – отечественный кузов на аналогичном итальянском шасси Iveco от компании «Инновационные технологии». В отличие от кузова модели Feniks с передком от Iveco Daily, в российском Intech Fox полностью оригинальная конструкция с впечатляющим дизайном и туристическим салоном на 35 пассажиров. Стальной каркас тут обшит не пластиком, а многослойными сэндвич-панелями, которые применяют при изготовлении бескаркасных фургонов-рефрижераторов. Правда цена такого автобуса тоже высока: более 2,5 млн руб. в минимальной комплектации с простенькими пригородными сиденьями.

Бразильский автобус Marcopolo Bravis на шасси российского КАМАЗ-4308 в скором времени будет выпускаться в Набережных Челнах

Помимо этих компаний, свои каркасные автобусы готовит небезызвестный производитель медицинских автомобилей «Самотлор-НН». Горьковский автозавод вообще обещает осенью «взорвать» рынок автобусов малого класса своим 19-местным каркасником на базе «ГАЗель Next» с приблизительной стоимостью от 900 000 руб.

Автобусы для муниципальных перевозчиков

В последние годы муниципалитеты крупных российских городов все чаще отдают маршруты с малым пассажиропотоком на откуп частникам, а сами обслуживают основные маршруты на средних и больших автобусах.

Несмотря на внешнюю схожесть, автобусы, выпускаемые в РФ сегодня, сделали большой шаг вперед, по сравнению с машинами советской эпохи. Например, у любого современного постсоветского производителя больших городских автобусов (а это ЛиАЗ, НефАЗ, Волжанин, ЛАЗ, МАЗ и другие) есть так называемые «низкопольные» модели с пониженным уровнем пола в салоне. Также, в соответствии с требованиями времени, современные городские автобусы оснащаются откидным пандусом для заезда людей с ограниченными физическими возможностями на инвалидной коляске. Если рассматривать особенности силового агрегата автобусов: то сегодня ни одна пассажирская машина среднего и большого класса не оснащается бензиновыми моторами – исключительные дизельные или газовые двигатели. Плюс ко всему – для придания городскому автобусу лучшей плавности хода в трансмиссии нередко применяется автоматическая КПП одной из нескольких известных зарубежных марок (ZF, Voith, Allison). Для улучшения комфорта – задняя подвеска исключительно пневматическая.

В продолжение разговора об инновациях в отечественном автобусостроении: на «Мире автобусов» особенно запомнилась новинка Ликинского автобусного завода (входит в «Группу ГАЗ») – прогрессивный городской автобус ЛиАЗ-5292. Модель с аналогичным индексом уже не один год существует в модельном ряде предприятия, но машина 2013 года разительно отличается от предшественника агрессивной внешностью и полностью переработанным интерьером. Пассажирский салон выполнен более добротно, значительно улучшено качество применяемых деталей, а главное, снижено их число: там где раньше использовалось несколько маленьких элементов, сейчас стоит одна крупная деталь. Впервые в своей пассажирской технике, ЛиАЗ применил новый тип покрытия пола: вместо линолеума залит не изнашиваемый пенополиуретановый пол. Также, непривычно для городского автобуса смотрятся откидные двустворчатые двери, аналогичные тем, что ставятся на туристические автобусы. Прибавьте к этому совершенно новую переднюю панель для водителя с массой электронных устройств, видеообзором с нескольких внутренних и наружных камер, а также крупные салонные экраны с бегущей строкой, кондиционер…и цена российского автобуса превысит стоимость аналога марки MAN или Mercedes-Benz. Примечательно, что партию именно таких автобусов осенью этого года ЛиАЗ сделает для Петербурга.

Активно продвигаемая российским правительством тема перевода общественного транспорта на газ была сполна раскрыта отечественными и зарубежными автобусостроителями. Например, Курганский автобусный завод (КАвЗ) продемонстрировал пригородный автобус КАВЗ-4238, соответствующий экологическим нормам «Евро-5». Столь выдающихся показателей экологичности автобус достигает благодаря газовому мотору Cummins 6 BGe5 230 CNG, развивающему 230 л. с., газовые баллоны для которого располагаются в вещевых отсеках под полом пассажирского салона.

Газовые автобусы для городских пассажирских перевозок демонстрировала немецкая компания MAN, китайский Yutong и башкирский НефАЗ. Но еще более необычную машину, соответствующую требованиям «Евро-5», представила украинская корпорация «Богдан» совместно с российским электротехническим концерном «РусЭлПром». Они подготовили гибридный 12-метровый городской автобус «Богдан А70522» с двоякодвижимым приводом от дизельного и электромотора. Такая машина пассажировместимостью 100 человек позволяет экономить до 30% топлива, по сравнению с дизельным аналогом, что достигается за счет подключения на непродолжительное время электромотора, энергия для подпитки которого накапливается не только во время работы ДВС, но и в моменты торможения автобуса. По подсчетам производителя, разница в стоимости гибрида и дизельного аналога окупается в течение одного года или 80-100 тысяч км. пробега.

Гибридный дизель-электрический автобус «Богдан А70522» позволяет экономить до 30% топлива по сравнению с обычным дизельным аналогом

В заключение, хотелось бы отметить, что автобусостроение на постсоветском пространстве – это одна из немногих отраслей промышленности, в которой отечественная, белорусская и украинская техника, действительно, сильна и конкурентоспособна. Но повсеместная автомобилизация наших соотечественников, ставит под угрозу перспективность и этой, пока еще успешной, отрасли промышленности. Чтобы у нашего автобусостроения было будущее, городские заторы были хоть чуточку короче, а в окружающей среде витало не так много выхлопных газов, всем нам необходимо хотя бы раз в неделю отказываться от личного и пользоваться общественным транспортом.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей