Формула-1

Всем постам: «зеленый флаг»

«Автоспорт – это бизнес международного масштаба, который иногда на пару часов в воскресенье после обеда становится спортом».

В этот уикенд в 66-ой раз стартует Чемпионат мира в Формуле-1. Эпоха 80-х и 90-х, когда гонщики были большими, а мы маленькими в прошлом.
Мария Диаз

Поклонники автоспорта третьего тысячелетия знают своих героев уже не понаслышке и видео хронике. Доминирование Шумахера в начале этого века, восхождение звезды Фернандо Алонсо, блестящая серия от бэби-Шуми – Себа Феттеля и, конечно же, яркие титулы Хэмилтона. Свидетелями всех этих грандиозных свершений являемся мы. И в канун австралийского Гран-При мы решили обратиться к некоторой статистике, фантазиям и необычным фактам, которые заинтересуют неравнодушных представителей многомилионной гоночной семьи.

1. Дистанция

Не считая тестов, свободных заездов и квалификаций, дистанция гонки в день проведения Гран-При составляет в среднем 305 км. В 2000 году, к примеру, состоялось 17 этапов Чемпионата мира, а в 2014 – 19. Совершив несложные арифметические действия, можно предположить какое количество «королевских» километров проехали пилоты за 15 сезонов Формулы-1 в нулевые. В среднем, за год боевой пилот первой формулы проезжает 5 500 километров, не учитывая сходов. Это чуть меньше радиуса Земли, но больше радиуса спутника нашей планеты – Луны аж в три раза. За последние же 15 лет спортсмены преодолели приблизительно 83 000 километра. Это расстояние в два раза превышает экваториальную длину Земли и даже превосходит в этом значении такого гиганта как Юпитер.

2. Очки

Формула-1 как и любой другой чемпионат проводится по определенным правилам. За свою 66-летнюю историю регламент менялся не раз. Изменения касались не только технической стороны вопроса, но и системы начисления очков в личном зачете по итогам каждой гонки. В 50-е годы, скажем, призовые баллы распределялись между участниками, занявшими после финиша гонки места с первого по пятое. Победитель получал в свою «копилку» только 8 очков. В сезоне 2014 года, например, лидеру присуждалось 25 очков, а на финальном Гран-При в Абу-Даби и все 50 (двойные очки на последней гонке сезона - нововведение Берни Эклстоуна). Как мы помним, в прошлом году второй для себя титул Чемпиона мира взял британец – Льюис Хэмилтон. Первая победа мистера Black Star в Чемпионате была датирована 2008 годом. В ту пору очки начислялись с первого по восьмое место в таком порядке: 10 – 8 – 6 – 5 – 4 – 3 - 2 – 1. В прошлом году принцип был иным. Баллы распределялись с первой по десятую позицию по следующими принципу: 25 – 18 – 15 – 12 – 10 – 8 – 6 – 4 – 2 – 1. Для сравнения, подсчитаем, как закончился бы прошлогодний сезон для Льюиса и его соперника и напарника по команде – Нико Росберга в том случае, если бы очки в личном зачете давались по образу и подобию 2008 года. Итак, Хэмильтон набрал в 2014 году 384 очка, в пересчете на 2008 год это – 146. Для Росберга математика сложилась так: 317 очков в 2014 против 135 по регламенту 2008. Да, исход чемпионата прежний регламент бы не изменил, но старая система распределения баллов для Нико, всё же, более выгодная по разнице очков.

3. «Плотность» чемпионов

Невзирая на то, что формульный чемпионат числится как международный, география представленных стран в стане триумфаторов не так широка. Их всего 13. Наиболее успешными в этом сегменте были представители Великобритании. У них 15 чемпионских титулов. Немногим меньше у немцев. Михаэль Шумахер и Себастьян Феттель имеют на двоих 11 победных трофеев. Замыкают призовую тройку ребята из Бразилии. У них титулов 8. По 5 чемпионских титулов имеет Австралия и Аргентина (и все они были завоеваны Хуаном Мануэлем Фанхио). А вот в случае сравнения такого показателя как количество чемпионом мира на душу населения абсолютным лидером является Финляндия, а вот самый низкий показатель у США.

4. Гонки

Как показывает практика, чтобы стать абсолютно лучшим представителем своей профессии в конкретном гоночном сезоне, совсем не обязательно выигрывать каждый этап чемпионата. История знала примеры, когда спортсмен одерживал победу в чемпионате имея за плечами минимальное количество выигранных этапов. Так сколько же раз нужно подняться на высшую ступень пьедестала, чтобы «взять» сезон? В 2000 и 2001 Михаэль Шумахер победил в 9 Гран-При из 17, в 2002 – 11 из 17, 2003 – 6 из 16, в 2004 – 13 из 18. В эпоху стремительного взлёта Фернандо Алонсо, достаточно было стать первым в 7 гонках, но отметим, что в 2006 и 2007 годах его ближайшие преследователи также выиграли по 7 гонок в сезоне (Кими Райкконен и Михаэль Шумахер соответственно). В 2007 году Кими Райкконен победил в 6 из 17 Гран-При, против 8 гонок на двоих у Хэмилтона и Алонсо , которые на тот момент так рьяно бились внутри одной команды друг с другом, что упустили в пылу борьбы заветные очки. В 2008 году бразилец Фелипе Масса уверенно шел к своему дебютному титулу в Формуле-1 и даже выиграл 6 гонок из 18, но юный британец – Хэмилтон с пятью победами в финальной гонке в Бразилии смог опередить Фелипе по очкам и стать победителем. 2009 год был сезоном двойных диффузоров и головокружительного успеха команды Браун. Тогда Дженсону Баттону хватило 6 побед в 17 стартах. В 2010 по 5 побед имели Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо, но немцу повезло больше. Себастьян вплоть до 2013 года буквально штамповал победы. Прошлогодний чемпион мира – Льюис Хэмилтон доминировал в 11 из 19 гонок.

5. Победы в первом Гран-При

Обратимся к символам и приметам. В канун начала нового сезона, который традиционно стартует на трассе в австралийском Мельбурне, многие строят прогнозы относительно того, кто поборется за победу не только в конкретной гонке, но и в чемпионате в целом. С 2000 года пилоты, выигравшие первое Гран-При в сезоне 8 раз становились лучшими и по итогам всего чемпионата. Среди них Шумахер (2000-2002, 2004), Алонсо (2006), Райкконен (2007), Баттон (2009), Феттель (2011). Поэтому, с вероятностью чуть более 50% чемпионом в этом году может стать тот, кто покажет абсолютно лучший результат в Альберт Парке.

6. Финиш

Еще одна интрига первого в сезоне Гран-При - какое количество машин увидит клетчатый флаг на финише. Техника в «королеве автоспорта» весьма хрупкая, на предшествующих соревнованиям тестах оценить все прелести и возможность машин удается не всегда, поэтому именно в боевом режиме проверяются соревновательные качества болидов. Как правило, в первой гонке много технических сходов, да и сами пилоты добавляют масла в огонь, когда, не щадя живота своего и коллег, бросаются во все тяжкие, как говорится. Например, в 2000 и 2002 году до финиша добрались только 10 гонщиков из 22, в 2003 – 11 из 20, в 2008 году и того 9. Этим и замечательна первая гонка года. Свежая «кровь» в лице юных спортсменов и признанные мэтры, новые машины и до волнительной дрожи знакомые повороты – Хилл, Аскари, Прост… И Квят… Даниил Квят. В честь него назвали пока только трибуну Сочи Автодрома, но есть уверенность, что этот талантливый русский парень еще заставит нас гордиться, а весь мир – рукоплескать. Да и многочисленные переходы и то, что происходит около спорта, добавит интриги и зрелищности. Феттель в Феррари, Квят в Ред Булле («ля-ля-ля-ля-ля!»), возвращение моторов Хонда, реинкарнация Marussia в Manor, непрекращающиеся судебные иски Гидо ван дер Гарде к команде Заубер и многое другое заставит нас следить за всеми сессиями не отрываясь.

Это – страсть! Это – жизнь! Это – Формула-1! Смотором.ру настоятельно рекомендует.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей