Ваз 2109

Ваз 2109 и Ваз 2108

Обзор Ваз 2109 и Ваз 2108: разрушители стереотипов.

788
2
0
К концу 70-х годов ХХ века четко обозначился вектор направления в развитии производства переднеприводных автомобилей.
Роман Гусев
фото производителя

Производственные мощности получили задание от партии и правительства на разработку и внедрение автомобиля с передним приводом. Самым новым на то время оборудованием обладал АвтоВаз. Не прошло еще и десяти лет со времени установки фиатовских цехов и линий. Поэтому и решили собирать первый советский автомобиль с передним приводом именно на ВАЗе. Уже 31 декабря 1978 года первый опытный образец автомобиля ВАЗ 2108 был готов к презентации. У него было целое множество прогрессивных решений – поперечный рядный двигатель, независимая подвеска всех колес, большое количество электроники, реечное рулевое управление и многое другое.Но причины оттягивания начала массового производства ВАЗ 2108 вполне понятны и традиционны. Сбои в экономике и нестабильность рубля. Но по личному одобрению проекта Брежневым, проект ВАЗ 2108 все-таки поставили в работу. Но будущая восьмерка не всегда была такой, какой мы ее знаем сейчас. На первых прототипах капот, крышка багажника, передние крылья и двери были сделаны из алюминия. Также петли, усилители, короба безопасности и другие детали.

ВАЗ 2108
Но для производства на конвейере облегченная ВАЗ 2108 не подходила. В ходе испытаний выявили многочисленные повреждения и трещины в облегченных деталях

Да и себестоимость ВАЗ 2108 выходила чрезмерно высокой. А весила она всего на 50 кг меньше, чем стальная. В итоге от идеи применения современных материалов пришлось отказаться. Проектировщики ВАЗ 2108 не раз хотели взять за основу модели уже готовый и проверенный зарубежный образец. Но Фиат напрочь отказывался от сотрудничества с плутоватыми советами, прекрасно помня историю с копейкой. Другие же образцы на роль ВАЗ 2108 не подходили, так как не смогли пройти жесткие испытания и высокую планку надежности, которую ставило руководство ВАЗа. Рисковать разрабатывать полностью конструкцию не стали. Решили собрать с миру по нитке. При разработке различных узлов и деталей ВАЗ 2108 приглашались лучшие зарубежные консультанты. И к 1979 году, когда первые опытные экземпляры ВАЗ 2108 уже были в процессе тестирования и испытаний, нашли - таки партнеров.

Проработкой технологии занялась компания UTS, дочерняя фирма Фиата. Конструкторскую часть разработок довелось выполнять специалистам Порше. Тогда и получила свое прозвище ВАЗ 2108 – «Порше для бедных». Немецкие инженеры помогли тщательно проработать конструкцию двигателя, коробки передач и создать архитектуру кузова. Испытания же первых совместных наработок по ВАЗ 2108 происходили на территории Германии. График, по которому создавался ВАЗ 2108, кажется просто молниеносным. В конце 1978 года был показан прототип, а в конце 1984 уже была выпущена первая партия в 2 000 автомобилей. Еще большее удивление возникает, когда узнаешь, что из 3500 узлов и деталей, ВАЗ 2108 получила всего одну от классических ВАЗов. Это был поршневой палец двигателя. Правда, немного укороченный. И немцам нужно отдать должное. Они убедили руководство завода не «изобретать велосипед», а пользоваться уже готовыми наработками.

Таких наработок оказалось великое множество и многие из них были куплены по всей Европе. Дисковые тормоза и вакуумный усилитель были куплены у фирмы Лукас. Реечный механизм и синхронизаторы КПП ВАЗ 2108 получил от концерна ZF. Сцепление выторговали у Prodax, а Wayassauto продал стойки передней подвески МакФерсон. Балка задней подвески на ВАЗ 2108 от концерна Фольксваген, а HardySpacer поделился шарнирами равных угловых скоростей. Всю оптику, шины, карбюраторы, радиатор тоже пришлось искать за границей.

ВАЗ 2108
Не все заграничные технологии получалось внедрить на родине ВАЗ 2108. К примеру, Борский стекольный завод напрочь отказался делать выгнутые боковые стекла

Решился вопрос, конечно, звонком из Москвы. Коммутаторы системы зажигания так и не нашли своего производителя в нашей стране. Пришлось партиями закупать импортные. Конвейер тоже не обходили проблемы. Треть ветровых стекол попросту разбивалась, в силу отсутствия должных навыков у сборщиков. С бамперами для ВАЗ 2108 тоже беда. Огромный процент брака приходил из Сызрани, где никак не могли наладить и довести до ума итальянское оборудование. Не все водители оказались готовы к появлению на ВАЗ 2108 переднего привода. Он требовал опыта и определенных знаний, чего не было у автолюбителей СССР. Тренироваться попросту было не на чем. К ходовым качествам ВАЗ 2108 нужно было довольно долго привыкать. Этот вопрос требовал широкой огласки и наличия информации, которую каждый месяц печатал журнал «За рулем». Со временем, ВАЗ 2108 «объездили» и продажи хэтчтбеков только росли. ВАЗ 2108 первых выпусков страдали своими детскими болезнями, которые приходилось лечить по ходу выпуска. Особенной «любовью» у владельцев ВАЗ 2108 пользовались электронные системы зажигания. Во-первых, их компоненты были страшным дефицитом, так как большинство из них закупалось за границей и этого количества едва хватало на серийную сборку. Какие тут запчасти. Карбюраторы типа Солекс тоже не давали расслабляться. Стойки безбожно протекали и стучались в салон, чехлы и сами ШРУСы трещали и нередко рассыпались, гремела пластиковая обшивка салона и передняя панель. Но потихоньку эти недостатки устранялись. Откровенно говоря, скрипы и треск в салоне ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 могли быть вызваны неправильной эксплуатацией и перегрузами автомобиля. Вместимость багажника была вполне достаточной как у трехдверногохэтчбека, так и у пятидверной ВАЗ 2109. Заднее сидение раскладывалось, подобно тому, как в модели 2102 и получался весьма объемный багажник.

ВАЗ 2108
ВАЗ 2108 комплектовался рядным четырехцилиндровым мотором объемом 1 300 см³. Его мощность составляла 65 сил в первоначальном варианте и оснащался он сначала четырехступенчатой КПП

Двигатель был по-немецки надежен и конструкция было детально продумана. Он показывал неизменно высокий моторесурс при правильной эксплуатации и достойном обслуживании. Пробег до капремонта был в пределах 150 000 км. Единственным неудобством была частая смена масляного фильтра ВАЗ 2108 и регулировка системы зажигания, которая требовала специального оборудования. С 1987 года стали выпускать версию с полуторалитровым мотором.На западном рынке ВАЗ 2108 приняли весьма прохладно. В 1987 году британский журнал Мотор признал автомобиль «средненьким», а резюмировалась статья вообще жестко. Там говорилось, что ВАЗ 2108 стал бы огромным шагом назад для любой западной компании. И в конце статьи читателям рекомендовали обратить внимание на двухлетние автомобили европейских производителей и не покупаться на двухлетнюю гарантию и пробег в 50 000 миль у ВАЗ 2108. Наши автомобилисты не читали английских журналов, но тоже стали скупать подержанные иномарки. Даже появление новых модификаций, таких как ВАЗ 2109 в 1987 году и 21099 в кузове седан 90 года не до конца спасли Самару. Подержанные Гольфы и Эскорты стали все чаще встречаться на дорогах страны.

ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109
Внешний дизайн ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 в середине 80-х вызвал фурор у публики. Кому-то нравилось «зубило», кому-то нет. Но то, что автомобиль был самобытным и оригинальным дополнением коллекции советского автопрома не спорит никто

Особенно после рестайлинга в начале девяностых, когда обе модели получили длинные передние крылья, заменившие пластиковую переднюю панель. Сейчас на вторичном рынке масса автомобилей ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109. Зная их сильные и слабые стороны можно сделать выводы по поводу выбора конкретного автомобиля, в случае если стоит задача приобрести «зубило».Следует обратить внимание в первую очередь на состояние и следы коррозии на кузове. Дело в том, что несколько партий автомобилей, в основном выпуска до 1994 года, имели значительный заводской дефект кузова. Он заключался в изменении геометрии кузова. На глаз его увидеть невозможно, но есть одна особенность у этих кузовов. Если вВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 плохо закрываются двери, плохо открываются, заскакивают замки и тому подобные неприятности, то к такой машине нужно относиться осторожно. Дефектные кузова завод не отзывал, так что часть этих машин в эксплуатации. Что касается защиты кузова, то с этим делом тоже не так все хорошо. Опять таки, ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 до 94-95 годов подвержены коррозии значительно сильнее, нежели более поздние автомобили. Есть партии кузовов, где краска наносилась прямо на голый металл, что абсолютно недопустимо. Могут попасться ненадежные стеклоподъемники, слабые петли дверей. Особенно у ВАЗ 2108, так как двери у нее шире и тяжелее, чем в девятке. Но кузова сами по себе не так плохи. Они очень прочные и надежные, чем не могут похвастаться даже некоторые иностранные одноклассники.

По сравнению с иномарками гольф-класса ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 обладают большим дорожным просветом, чем европейские образцы, что очень важно при качестве наших дорог. Считают также, что колесные диски восьмерки и девятки мягче, чем у классических моделей завода. Поэтому стараются ставить или литые или диски от 2103-2106. По ширине они соответствуют восьмерочным. В первые годы эксплуатации ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 владелец сталкивается с рядом проблем. Небольших, но неприятных. Например – очень хрупкие и слабенькие рычаги переключения освещения, нерабочие дефлекторы отопительной системы, шумный скрипучий салон и неважная обивка. Но по сравнению опять-таки, с похожими моделями салон восьмерки и девятки просторнее, чем у Кадета или Эскорта. Да и честно говоря, испанский Эскорт скрипит не меньше нашей восьмерки. На заднее сидение Кадета с трудом поместится три человека, а в девятку – не проблема. В разные годы выпуска ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 оснащались разными моторами. На момент рождения, они отвечали всем экологическим требованиям. Сейчас же – могут возникнуть проблемы. Как уже говорилось, к двигателю у владельцев особых претензий никогда не было. Были некоторые досадные недоделки. Например, подтекание масла через крышку клапанов, течи сальников. Но тут не вина производителя. При ремонте старайтесь покупать качественные и проверенные прокладки и сальники и тогда можно будет забыть о течах масла. К примеру, ВАЗовский сальник коленвала практически не меняет жесткости в период эксплуатации, а дешевые прокладки и сальники смогут дотянуть только несколько раз до авторынка.

ВАЗ 2108
Автомобили вторичного рынка ВАЗ 2108 и могут быть оборудованы четырехступенчатой коробкой передач. После 89 года их полностью сменили пятиступенчатые

Трансмиссии надежные и вопросов не вызывают, особенно сцепление. Синхронизаторы КПП не вечные, но по сравнению с соперниками выглядят не хуже. ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 могут похвастаться почти иностранной передней подвеской. Стойки системы Мак Ферсон очень надежны и выносливы. Они перестали доводить до белого каления своих владельцев стуком. В процессе производства завод усилил и модернизировал узлы их крепления к кузову. Рулевое управление ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 поздних годов выпуска практически бездефектно В вождении руль острый и послушный, поэтому зубила часто используют автоспортсмены начального уровня. Шаровые опоры выдерживают наши дороги до 100 000 км максимум. Но лучше менять их заблаговременно. А вот с пружинами стойкам не очень повезло. Они проседают раньше срока. С запасными частями сегодня нет проблем как для ВАЗ 2108, так и для ВАЗ 2109. Но нужно быть внимательным, так как пользующиеся особым спросом резинотехнические изделия, пластиковые втулки, защелки тому подобные мелочи очень часто подделывают. На фоне иностранных собратьев восьмерки и девятки в разы дешевле в эксплуатации и в обслуживании. Платформа, на которой были построены ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109, никуда не исчезла бесследно. Приора и Калина это прямые потомки первого советского переднеприводного автомобиля.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей