Утилизация авто: вчера, сегодня, завтра

Утилизация авто: вчера, сегодня, завтра

В дни, когда в России объявлено о временной приостановке программы утилизации автомобилей, мы решили порассуждать об этом, несомненно, очень ярком явлении.

184
16
12
О братим внимание на цифры и постараемся выявить проблемы, которые есть у утилизации старых машин в нашей стране.
Анастасия Даровских
фото autovesti.ru

Что мы имеем?

На сегодняшний день по программе утилизации авто, действующей в на территории РФ с 1 сентября 2014 года, продано уже больше 70 тысяч автомобилей. Многие автомпроизводители, и даже АвтоВАЗ, например (а “Лада Гранта”, напомним, самый продаваемый автомобиль в России), оказались попросту не готовы к такому колоссальному спросу на свою продукцию и решили “поставить на паузу”.

Но в планах правительства, по-прежнему, реализовать до 170 тысяч автомобилей за 4 месяца. Возможно, после этой вынужденной “передышки”, направленной, как сообщается на расширение и “перетасовку” модельного ряда, ажиотаж не только не спадёт, а будет ещё больше. По крайней мере, в Минпромторге, похоже, в этом абсолютно уверены.

А вот, что касается автопроизводителей, то здесь есть ощущение, что они уже успели несколько “подустать”. Особенно отчётливо “усталость” проявляется, когда квота госкомпенсации превышена. АвтоВАЗ, например, судя по количеству заявок, свою квоту в 2 миллиарда рублей уже превысил. Дальше остаётся, как всегда, только ждать каких-то шагов навстречу от государства.

Утилизация идёт полным ходом
Утилизация идёт полным ходом

Как это было?

Первый раз программа утилизации старых машин в нашей стране действовала с марта 2010 года по июнь 2011 года. Владельцы транспортных средств, возраст которых превышал 10 лет, могли сдать их на переработку и получить сертификат на 50 000 рублей. Сертификат этот можно было потратить только на покупку нового автомобиля, произведённого на территории Российской Федерации.

За время действия программы было приобретено 600 тысяч новых машин. В основном это была продукция АвтоВАЗа. Соответственно и из потраченных государством 30 миллиардов рублей большая часть досталась АвтоВАЗу.

О 30 миллиардах, кстати, заговорили не сразу. Как и сейчас, на программу изначально было выделено около 10 миллиардов рублей. Предполагалось, что поучаствовать в программе смогут лишь 200 тысяч покупателей. И вообще никакого ажиотажа не ждали.

Ажиотаж по поводу первой утилизации оказался неожиданным
Ажиотаж по поводу первой утилизации оказался неожиданным

Но он случился. 100 тысяч заявок за первый месяц — таковы результаты одного лишь АвтоВАЗа. Но ведь ещё были и производители иномарок в России. И они тоже не отставали: например, базовый, практически “пустой”, Ford Focus продвался по цене хорошо укомплектованной Lada Priora.

Всё вело к продлению утилизации, но власти об этом очень долго молчали. А потом взяли и выделили (в начале июня 2010 года) ещё 10 млрд — господдержка при всё растущем спросе была просто незаменима. У многих автопроизводителей появились ещё и региональные льготы. К осени-зиме заметно расширился список иномарок, участвующих в программе (добавились, например, Citroen C4, Peugeot 308, VW Polo седан и другие). И пусть АвтоВАЗ всегда был в приоритете, что-то на программе утилизации в России смогли заработать и Renault, и Skoda, и всё тот же Ford со своим “супердоступным Фокусом”.

Всего первую утилизацию продлевали 3 раза. И здесь интересно то, что на 2011 средства на неё в бюджет вообще не заклыдывали. Последние 5 млрд рублей выделил своим указом лично Владимир Путин. Тогда он был премьер-министром.

Что касается обновления автопарка (а это, как известно, одна из главных целей запуска подобных программ во всём мире), то здесь его в общем-то не произошло. По данным статистики, больше половины всех машин, проданных по программе утилизации 2010-2011 — классические модели АвтоВАЗа с двигателем не выше Евро-3. Ну и, как всегда, не дремал “чёрный рынок”. Бывали случаи, когда автомобили, вроде бы уже единогласно признанные автохламом, вдруг неожиданно обретали новую жизнь и продолжали разъезжать по дорогам с подложными документами. Хотя, конечно же, официальные сборщики автохлама должны были вести подробный отчёт обо всех поступающих к ним транспортных средствах. “Магия”? О ней мы ещё поговорим ниже.

Утилизация 2014

Опыт первой утилизации был признан положительным, и о необходимости возобновления действия программы говорили очень много. Новую утилизацию ждали, даже несмотря на слова Владимира Путина, о том, что программа вряд ли возобновится. Вроде как, “это была антикризисная мера, чтобы сохранить рабочие места и поддержать производство автомобилей”. Просто антикризисная мера, а не регулярное событие. Но новую утилизацию, всё равно, ждали и дождались.

Возобновлённая программа утилизации, хоть её официальный пуск и был назначен на 1 сентября 2014 года, начала действовать в полном объёме не сразу, но всё-таки опять очень быстро набрала обороты.

На госпрограмму изначально выделено 10 миллиардов рублей — как и в прошлый раз. Сдать по утилизации можно автомобиль старше 6 лет, непосредственно в собственности он должен находиться не менее 6 месяцев. На покупку нового транспортного средства (опять же, как и в прошлый раз) даётся скидка 50 000 рублей.

К 20-м числам октября 2014 АвтоВАЗ продал по программе утилизации уже 40 тысяч автомобилей и собрал 30 тысяч предварительных заказов. В Министерстве промышленности и торговли подсчитали, что к середине октября на автомобили марки Lada пришлось 57% от всех продаж по вновь запущенной утилизации. Далее идёт Volkswagen — 7,3%. На третьем месте УАЗ — 6,3%.

Сдать по утилизации можно автомобиль старше 6 лет
Сдать по утилизации можно автомобиль старше 6 лет

В России три беды — ещё “авторазборы”

Что дальше происходит с собранным автохламом? Кто и как его перерабатывает? Кто ответственен за переработку ржавого старья?

По данным Rusmet, по состоянию на начало октября 2014 года утилизировано порядка 32 тысяч машин. Причём представители компании говорят, что Министерство промышленности и торговли большую часть ответсвенности за утилизацию с себя сняло. Дескать: утилизируйте, как хотите, но чтобы это было в рамках закона, а потом, если что, мы вас накажем.

А, между тем, в России под боком друг у друга действуют легальные утилизаторы и “псевдо-утилизаторы”. Существование, так называемого, “авторазбора”, на который, по данным всё тех же представителей Rusmet, идёт порядка 73% всех сдаваемых по утилизации машин, очень беспокоит всех. Не только профессиональных утилизаторов и производителей автомобилей, но и Союз транспортников России, Министерство транспорта, производителей запчастей, ГИБДД, а также, конечно, Министерство природы, экологов.

А ещё есть “чёрный рынок автокомпонентов”. Как только запускаются подобные программы, в разы увеличивается количество объявлений о продаже запчастей, даже тех, которые до этого считались довольно редкими. Опыт прошлой утилизации показал, что “теневые схемы” активизируются мгновенно.

Да и сейчас уже всплыло несколько фактов о том, например, что площадка по утилизации организуется прямо на территории автодилера. “Магия”? Никакой “магии” — кому бы ни хотелось получить деньги два раза?!

Чтобы с этим бороться, создали единый реестр легальных пунктов приёма на утилизацию. Это выгодно всем: и автопроизводителям, и тем, кто организует приёмные пункты, и переработчикам. Если всё это будет работать, то нелегалы попросту не смогут получить никакой компенсации от государства. А получат деньги только те, кто действует открыто.

Сейчас все легальные утилизаторы, вроде как, договорились и проводят мониторинг утилизированных транспортных средств, занося их в единую базу. Посмотрим, что выйдет из этой затеи. От скептицизма здесь, к сожалению, удержаться очень трудно.

Обновление автопарка — жизненная необходимость!

Много говорится о господдержке автопроизводителей и необходимости расшевелить рынок, но, как и 3 года назад, слегка забывается о том, что именно обновление автопарка является, по большому счёту, главной целью всей этой затеи с утилизацией.

Обновление автопарка — одна из важнейших целей утилизации
Обновление автопарка — одна из важнейших целей утилизации

По данным Аналитического агентства «АВТОСТАТ», по дорогам России в настоящий момент разъезжает 32 миллиона 747 тысяч транспортных средств, возраст которых превышает 15 лет. А если вспомнить ещё и про существование “чёрного рынка автокомпонентов”, то становится реально страшно вообще куда-то выезжать.

Профессиональное сообщество переработчиков лома и утилизации транспортных средств НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» подсчитало, что если в ближайшие 10 лет вывести из эксплуатации 27 миллионов “опасных для жизни” машин, то количество смертельных исходов в ДТП уменьшится почти на 7 тысяч. А также снизится общий экономический ущерб от ДТП — на целых 170 миллиардов рублей в год.

Утилизация — это своего рода “генеральная уборка”, кроме всего прочего. То что мы не всегда умеем относиться к таким вещам, как генеральная уборка, с должным уровнем ответственности — пожалуй, одна из самых больших российских проблем. Будет должный уровень ответственности — все будут в плюсе. Не хочется думать, что ответственность — тоже “магия”.

Расскажите друзьям:

Комментарии

12
  • × Анастасия Аверина
    Анастасия Аверина

    По этой программе редко кто сдает машины на ходу, которые реально ездят каждый день и действительно несут опасность водителю и в какой-то степени окружающим. Сдают как раз таки обездвиженные давно забытые хосписы, либо исторические ценности из гаражей, сами не зная о их редкости и важности по большому счету. Грустно.

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Вадим  Дзюба
    Вадим Дзюба

    ну если авто и 50к не стоит.. и ценности не представляет то можно сдать, а так то нет.

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Вадим Тазоводофф
    Вадим Тазоводофф

    "По данным Аналитического агентства «АВТОСТАТ», по дорогам России в настоящий момент разъезжает 32 миллиона 747 тысяч транспортных средств, возраст которых превышает 15 лет. А если вспомнить ещё и про существование “чёрного рынка автокомпонентов”, то становится реально страшно вообще куда-то выезжать." гыгы, улыбнуло... Качество машин выпущенных 10 лет в разы лучше чем любое современное говно )))

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Анастасия Аверина
    Анастасия Аверина

    Вадим , те кто сдают, чаще всего даже понятия не имеют, чем владеют. а некоторые с точностью наоборот - свое никому не нужное, извините, ГОВНО считают раритетом 80 уровня, и пытаются продать за космические деньги нового автомобиля в магазине

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Анастасия Аверина
    Анастасия Аверина

    Вадим, современный маркетинг диктует свои правила, не выгодно делать надежные автомобили. да еще и дорого

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Алексей Генералов
    Алексей Генералов

    Временная остановка...:smile3:

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Kirill Shimolin
    Kirill Shimolin

    Ржавые лошадки..

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Grigoriy Vasilev
    Grigoriy Vasilev

    Российский автопром давно пора весь утилизировать

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Антон Гаврилюк
    Антон Гаврилюк

    а я сваю утилизировал

    5 лет назад
    | Ответить
  • × Grigoriy Vasilev
    Grigoriy Vasilev

    Антон, каг ты мог? Её можно было подварить, подкрасить, и горя не знать (

    5 лет назад
    | Ответить

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей