Автомобиль-солдат

Те, кто служил в Армии, знают, что лучше «Урала» по проходимости грузовика нет. Эти легендарные машины стоят на вооружении армий более чем 80 стран мира

1588
1
0
Р оссийских производителей грузовых автомобилей можно пересчитать по пальцам, но и половины из них ныне могло и не быть, если бы не Великая Отечественная война.
Сергей Мочалов
Фото автора, autowp.ru

Именно во время ВОВ, производство автомобилей, сконцентрированное в центральной части России, эвакуировалось на Восток, подальше от разрушительной силы Вермахта. Так, в тяжелых фронтовых буднях, рождался Уральский автозавод, судьба которого на протяжении всей своей истории неразрывно связана с вооруженными силами.

Автомобиль-солдат ЗИС-5В (4х2) с честью пройдя по всем дорогам войны вплоть до Берлина, заслужил у солдат ласковое прозвище «Захар»

Осенью 1941 г. в уральский городок Миасс из Москвы был эвакуирован моторный и некоторые другие цеха Московского автозавода имени Сталина (ЗИС), который подвергся массированным бомбардировкам со стороны противника. Уже с апреля 1942 г. в Миассе начали изготовление двигателей и коробок передач, а 8 июля 1944 г. были выпущены первые грузовые автомобили ЗИС-5В, получившие марку УралЗИС-5. С началом производства автомобилей Миасский автомобильный завод был переименован в Уральский автомобильный завод им. И.В.Сталина (УралЗИС).

Выпускавшийся в Миассе до 1958 года УралЗИС-355 являлся глубоко модернизированным ЗИС-5В, с частью узлов и агрегатов от ЗИС-150

Когда, в 1947 году на столичном ЗИСе уже свернули выпуск простого и неприхотливого 3-тонного грузовика ЗИС-5, разработанного еще в довоенное время, на УралЗИСе еще только наращивали темпы его выпуска. В отличие от столичного ЗИС-5, уральский ЗИС-5В имел сварные Г-образные гнутые крылья с брызговиками из фанеры, деревянные подножки вместо штампованных, отсутствовали передний бампер, тормоза передних колес, а на машинах времен ВОВ и правая фара. Снаряженная масса упрощенной военной машины составляла 2966 кг, что на 134 кг меньше довоенной модификации. В моторном отсеке располагался 76-сильный бензиновый мотор ЗИС-5М объемом 5555 куб. см.

Проектировавшийся более 10 лет грузовик Урал-355М стал первой самостоятельной разработкой УралАЗа, но продержался на конвейере всего 7 лет, т. к. не был востребован военными

Простой и неприхотливый ЗИС-5В был идеальным грузовиком военного времени, но на народно-хозяйственных стройках от грузовика требовалась нечто большее. Мирному времени требовалась универсальность, ремонтопригодность и комфорт для водителя. И с 1948 года на конвейерную машину стали возвращаться элементы комфорта, за что в конце 1947 года грузовик получил прежнюю марку «ЗИС-5».

В течение 1948-1950 годов проводилась доводка и внедрение в производство модернизированных узлов и систем автомобиля: усиленного редуктора заднего моста, гидравлического привода тормозов на все колеса, в двигателе появились улучшенный водяной насос, на переднем конце коленчатого вала вводился сальник вместо простого отражателя, и модернизированный рулевой механизм. После осуществления этих мероприятий с 1951 года автомобиль стал именоваться «ЗИС-5М».

В 1965 г. начался серийный выпуск принципиально нового 5-тонного полноприводного грузовика Урал-375 (6x6) с системой централизованной подкачки воздуха в шинах

Из-за наличия массы машин разных советских автозаводов со схожими индексами Научный автомоторный институт (НАМИ), в конце 40-х годов, выпустил нормаль, согласно которой каждому заводу отводилась своя группа номеров. Так, ГАЗ получил номера с 1 до 99, ЗИЛ – 100-199, а УралЗИС – с 350 до 399. Первым автомобилем, получившим новый бренд «УралЗИС» и новый трехзначный индекс был 2,5-тонный газогенераторный грузовик УралЗИС-352. Первым же автомобилем, выпускавшимся под маркой «Урал», стал «Урал-355М».

С 1950 г. выпускался модернизированный уральский грузовик с рядом деталей от грузовика ЗИС-150. Он отличался усиленной главной передачей, новым глушителем, новым карбюратором, головкой блока цилиндров, повышенной степенью сжатия с 4,6 до 5,7. Мощность двигателя сначала возросла до 76 л. с., а к 1955 г. – до 85 л. с. Задний мост был усилен, 6-вольтовую систему электрооборудования заменили 12-вольтовой. Все это в комплексе позволило говорить о создании нового автомобиля, который в 1956 г. получил индекс УралЗИС-355. Многие из этих узлов и систем были заимствованы от разрабатываемого нового грузовика, на котором к тому времени они уже прошли стадию доводки.

В отличии от армейского «375-го» заднеприводный Урал-377 (6х4) работал на мирных профессиях. Обратите внимание на балку передней оси, вместо привычного моста

Нужно сказать, что работы над новым автомобилем велись еще с 1947 года, но частая смена конструкторов на заводе вела и к частой смене концепции будущего грузовика. Один из опытных образцов в 1951 году получил имя УралЗИС-353, над ним в дальнейшем и велись доводочные работы. Была разработана новая рама, установлен новый двигатель УралЗИС-353 мощностью 95 л. с. У этого автомобиля были новая цельнометаллическая кабина и оперение, по дизайну напоминавшие столичный ЗИС-150.

В 1952 году на Уральский автозавод попадает бывший главный конструктор ГАЗа – А. А. Липгарт (это он разработал ГАЗ-51, «Победу», ГАЗ-67 и другие), который модернизировал УралЗИС-353 изменив общую компоновку машины, сделав ее полукапотной, то есть надвинув кабину на двигатель, а саму кабину с изменением передней панели и пола предложил использовать от автомобиля ГАЗ-51. Так, по сравнению с серийно выпускавшейся моделью база автомобиля увеличивалась лишь на 14 мм, габаритная длина на 175 мм, ширина сохранялась, а высота уменьшалась на 65 мм. Но главное, удалось снизить массу снаряженного автомобиля до 3400 кг. Впервые советским конструкторам удалось сделать среднетоннажный грузовик, чья грузоподъемность превышала собственную массу.

Самая распространенная зенитная установка БМ-21 «Град» на шасси самого распространенного советского армейского грузовика Урал-4320 (6х6) с дизельным двигателем КАМАЗ-740

В начале 1956 года в связи с «упразднением» культа личности Уральский завод имени Сталина был переименован в Уральский автомобильный завод – УралАЗ, а авто сходящие с его конвейера окрестили «Уралами».

Только новинка получила индекс не «353», а «355М», так как в руководстве страны посчитали «антисоветским» начинать производство новой модели с меньшим индексом нежели уже имеющейся. Автомобиль стал сходить с конвейера автозавода с 1 июля 1958 года. У новинки благодаря рациональной развесовке и большему клиренсу сохранялась неплохая проходимость, что предопределило его последующее «трудоустройство» в районах со слаборазвитой дорожной сетью. Автомобили Урал-355М отгружались в районы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и особенно в места освоения целинных и залежных земель. Всего грузовик производился 7 лет (до 16 октября 1965 г), а общий объем выпуска составил 192,6 тыс. грузовиков Урал-355М всех модификаций.

Мелкосерийный Урал-4322 отличался от «4320» КамАЗовской кабиной, оригинальным оперением и мотором Deutz

Тем временем, в московском НАМИ по заданию Министерства Обороны велась работа по созданию нового 3-осного полноприводного грузовика НАМИ-020, грузоподъемностью 5 тонн. В таком грузовике нуждалась не только армия, но и развивающиеся отрасли нефте- и газодобычи, геологоразведки, освоения северных и целинных земель. В 1956 году НАМИ изготовил два опытных образца, которые положительно проявили себя на предварительных испытаниях. В связи с этим МинПром принял решение о переносе работ по созданию современной конструкции трехосных машин из НАМИ на Уральский автозавод.

Этот вполне современный по внешности капотный вездеход, без малого пятьдесят лет носит один и тот же индекс Урал-4320 и, как и пол века назад, легко справляется с самым суровым бездорожьем

Под выпуск новинки Уральский автомобильный завод был реконструирован и с 21 декабря 1965 г. там начался серийный выпуск принципиально нового 5-тонного полноприводного грузовика Урал-375 (6x6). Его особенностью была трансмиссия с постоянным приводом на все колеса, дисковыми карданными шарнирами равных угловых скоростей для передних колес, межосевым блокируемым дифференциалом в раздаточной коробке и средним ведущим мостом проходного типа. Специально для этого автомобиля был разработан верхнеклапанный бензиновый двигатель ЗИЛ-375 V8 (7 л, 180 л.с.). Первые выпуски Урала-375 оснащались 3-местной кабиной с брезентовым верхом. С 1964 г. основным в программе стал армейский вседорожный вариант Урал-375Д с цельнометаллической грузовой платформой оборудованной продольными откидными скамьями и тентом, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах.

Неудачный эксперимент Уральского автозавода по созданию дорожной гаммы двух-, трех- и четырехосных заднеприводных грузовиков длился с 2004 по 2010 гг.

На основе новой машины последующие сорок с лишним лет разрабатываются новые модели и модификации, но факт в том, что и в нынешней производственной программе завода Урал присутствуют прямые наследники «375-модели». Кстати, Урал-375 для своего времени считался одним из лучших в мире грузовиков-вездеходов.

Изготовленный всего в трех экземплярах тягач Урал-6464 был создан в 2006 году и является чуть ли не единственным «супертраком», построенным в России

В 1977 году в серию пошел глубоко модернизированный дизельный внедорожник Урал с новым индексом «4320». Он появился благодаря вступлению в строй Камского автогиганта, способного обеспечивать дизельными двигателями целый ряд предприятий. Это был 8-цилиндровый V-образный дизель КамАЗ-740 объемом 10,9 литра, мощностью 210 л. с. Кроме того, Урал-4320 получил 24-вольтовую систему электрооборудования с двумя аккумуляторами и новую облицовку радиатора. В 1987 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ) выпустил свой 1-миллионный автомобиль.

Сегодня, как и полвека назад, Урал живет госзаказами от военных, и лишь изредка «балует» гражданских потребителей подобной внедорожной продукцией. На фото 20-тонный самосвал Урал-6370 с 412-сильным мотором ЯМЗ-6501

В начале девяностых УралАЗ экспериментирует с установкой на свои грузовики кабин типа КамАЗ (с пластиковым капотом и оперением) и импортных моторов Deutz (V8, 234 л. с.). Машины опытного семейства получают индекс Урал-4322. Но дальше изготовления небольшой партии машин дело не пошло.

Преимущественное оснащение грузовиков «Урал» моторами КамАЗ прекратилось весной 1993 года, когда моторное производство КамАЗа поразил крупный пожар. С тех пор Уральский автозавод стал комплектовать свою продукцию дизелями Ярославского моторного завода (ЯМЗ – Автодизель), с которым сегодня они входят в один холдинг – «Группу ГАЗ».

Из значимых событий того периода стоит отметить сотрудничество завода в 1992 году с итальянским концерном IVECO. Плодом такого сотрудничества в 1994 г. явился совместный завод по сборке специальных грузовиков Урал-Ивеко, предназначенных для суровых условий эксплуатации.

Разрабатываемый совместно более чем с 20 компаниями оборонного комплекса Урал Тайфун, показывает как будет выглядеть военный грузовик в XXI веке

Кстати, с 1997 года на СП IVECO-УралАЗ началось серийное производство кабин над двигателем, ранее применявшихся на грузовиках IVECO TurboStar. Это позволило ввести в программу УралАЗа несколько новых вариантов бескапотных машин. Хотя еще в конце 80-годов на заводе экспериментировали с созданием полноприводных 4-осных машин бескапотной компоновки с кабиной КамАЗ. Развить данное семейство на заводе смогли только спустя десятилетие, начав выпуск 9-тонного автомобиля Урал-5323 (8x8) двойного назначения, но уже не с КамАЗоской кабиной, а с кабиной IVECO. Также было создано 3-осное шасси 6301 (6x6) грузоподъемностью 10 тонн и 12-тонный грузовик Урал 6361 (6x6). Но особой популярности они не получили, так как АЗ «Урал» с 2004 года пытался развивать «дорожное» семейство бескапотных машин Урал-63685 (6х4) и Урал-6563 (8х4). Не имея опыта в выпуске современных дорожных грузовиков, Урал так и смог закрепиться в этом сегменте и с 2011 года вновь сконцентрировался на выпуске внедорожной техники.

Уральский автозавод и по сей день выпускает полноприводные грузовики семейства «4320», которые являются основой заводской производственной программы. В 2002 году на машины упомянутого семейства в опытном порядке стали устанавливать угловатые капотные кабины с пластиковым капотом, которые с лета 2009 года под заказ комплектуются капотными кабинами нового образца.

Уральский автозавод и сегодня верен традициям создания военной техники и экспериментирует с созданием новых образцов военных машин, представляющих из себя модульную двух-, трех- или четырехосную конструкцию, для перевозки личного состава, грузов и вооружения.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей