Мне бы в небо…

Три пути к штурвалу самолета

Е сли полёт для вас – это только бизнес-класс реактивного лайнера, то дальше можете не читать, вам будет не интересно. Этот материал для тех, кто мечтает покорить небо и готов встать на путь обучения летному мастерству. Если отбросить частности, то в России таких путей три:
Александр Горбунков
Фото: Red Bull Air Race

Путь первый, традиционный – поступить в летное училище.

Подходит, прежде всего, тем, кто ещё не имеет средне-специального или высшего образования - у них есть шанс учиться бесплатно. Перед поступлением необходимо пройти ВЛЭК (врачебно-лётную экспертную комиссию), которая, кстати сказать, даётся далеко не каждому – у нас всё ещё считается, что любой маломальский пилот кукурузника в случае войны обязан прыгнуть в кабину истребителя. Далее – физическая подготовка, экзамены, профессиональный (психологический) отбор и, в случае успешной сдачи - сидеть вам за партой 5 лет, в течение которых ваш налёт составит около... 150 часов.

Преимущества:

получив диплом коммерческого пилота, в теории, вы сможете претендовать на кресло пилота одной из авиакомпаний и сразу рассчитывать на «серьезную» технику.

Недостатки:

претендовать вы, конечно, можете, но без дополнительного налёта и повышения квалификации ваши шансы невысоки, да и учиться 5 лет – нереально для тех, кто хочет в небо уже завтра.

Основу лётного парка училищ всё также составляет изношенная советская техника, но ситуация исправляется. В Оренбурге, например, с прошлого года трудятся 10 австрийских Diamond DA-40

Путь второй – аэроклуб.

Аэроклубы позволяют совершить первый полёт в день обращения. Не успеете заметить, как вы уже в кабине самолёта, в шлеме, пристегнутый, снабженный связью и проинструктированный, где находится пакетик в случае чего. Это так называемый ознакомительный полёт с инструктором. Дальше можете продолжать летать-кататься или начать обучение в понравившейся лётной школе. Стоимость обучения сильно зависит от выбранного типа самолёта. Например, один час полёта на Як-52 или Як-18т обойдется в 9-10 тысяч рублей. Тем, кто в детстве грезил бомбардировщиком, лучше опробовать управление АН-2 - стоимость часа от 20 тысяч. Для прохождения полного курса необходимо налетать как минимум 42 часа.

Теоретическая часть изучается самостоятельно и заочно, поэтому не сильно влияет на стоимость курса. Медкомиссия также не столь сурова, как в лётном училище, да и проходить её можно вплоть до начала самостоятельных вылетов, то есть после 12-14 полётов с инструктором.

По окончании аэроклуба курсант получит свидетельство частного пилота и разрешение выполнять полёты в дневное время суток на одномоторном самолёте (для ночных полётов необходимы дополнительные квалификационные отметки). Единственным серьёзным ограничением является запрет на ведение коммерческой деятельности. Пилот-любитель не имеет права брать плату за перевозку пассажиров или груза. Это означает, что вы сможете возить людей и поровну делить с ними затраты на топливо, масло, аэродромные сборы. Все остальные денежные взносы запрещены.

Преимущества:

летать с инструктором можно с первого дня занятий. Срок обучения – от нескольких месяцев до года (зависит от интенсивности полётов).

Недостатки:

дороговизна – даже по самым скромным расчетам вы не уложитесь в 400 тысяч рублей. Сертификат частного пилота имеет больше ограничений, чем сертификат коммерческого.

Аэроклуб - самый оптимальный вариант для обеспеченных людей. Дорого, зато подняться в небо можно при первом же посещении, с инструктором, конечно

Третий путь – полёты без сертификатов.

Полёты на моторных дельтапланах и парапланах можно осуществлять и без сертификатов. Маршрутных вылетов на них почти никогда не бывает, а покружить над аэродромом можно и после минимальной подготовки в аэроклубе. Стоимость часа полёта варьируется от 7 до 9 тысяч рублей. Обойтись без сертификата можно и в кабине одномоторного самолёта. Ограничения те же – полёт не маршрутный и в сопровождении инструктора.

Большинство любителей неба в России сейчас предпочитают именно такую схему, не требующую документов. Причин этому как минимум три:

  1. Дорого и долго обучаться в аэроклубе или летном училище.
  2. По окончании для маршрутных полётов придётся купить самолет, что многим не по карману.
  3. Сложность согласования маршрутного полёта.

Третья причина, исключительно бюрократическая – согласование маршрута занимает около недели, поэтому многие частные пилоты в России попросту «партизанят» - летают, не подавая заявку на полёт. В этом случае, помимо административного штрафа в несколько тысяч рублей, вам может грозить возмещение затрат вооружённых сил РФ на организацию перехвата вашего самолёта. А это уже около 1 миллиона рублей и невыразимое удовольствие вернуться на аэродром с кортежем боевых истребителей.

Полёт на открытом дельтаплане - особое удовольствие. К тому же, это значительно дешевле полёта на любом из самолётов аэроклуба. Один час - около 9-10 тысяч рублей

Если цель – карьера летчика

Поменять офисный стул на кресло пилота – дело благородное. Если вы загорелись целью сделать небо своей профессией – стремитесь к сертификату линейного пилота. Получить его можно после 1500 лётных часов с сертификатом пилота коммерческого. Он соответствует европейскому и американскому Airline Transport Pilot License, поэтому вы сможете совершать международные перелеты, сдав дополнительный теоретический экзамен и экзамен на знание языка. Карьеру линейного пилота можно начинать с аэроклуба, однако оптимальным вариантом является поступление в летное училище, чтобы перешагнуть ступень частного пилота. Гораздо сложнее дело обстоит с необходимыми «часами».

Раньше в России существовала целая система подготовки линейных пилотов. После училищ летчики работали в лесоохране, на авиахимработах, затем направлялись на небольшие пассажирские самолёты региональных авиалиний и уже потом - на реактивные лайнеры. Теперь же потребность в авиационных работах сошла на нет, местные авиалинии почти исчезли и набирать налёт попросту негде, а без налёта сесть сразу на Airbus или Boeing невозможно.

Выход банален – отправиться за границу. В США, например, за лётные часы считают работу инструктором. То есть вы сможете даже зарабатывать, а не платить аэроклубу. Более того, крупные американские авиакомпании имеют свои летные школы и готовы взять выпускников с минимальным количеством часов налёта. Впрочем, такая практика привела к серьёзному дефициту летных кадров в растущих российских авиакомпаниях, поэтому и наш работодатель смотрит на необходимый полётный минимум сквозь пальцы.

В любом случае, если вы задались целью стать профессиональным пилотом, бюрократические проволочки или отсутствие летных часов едва ли вас остановят. Удачи!

Расскажите друзьям:

Комментарии

5

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей