Угон яхты: как уберечься

Противоугонные яхтенные устройства: от чего они спасают

425
0
0
Я хта, как ни крути, такое же транспортное средство, как и автомобиль. Ну и гидроцикл – как мотоцикл. А значит, эти ТС тоже угоняют. Пусть не так часто, поскольку их самих меньше, чем наземного транспорта, да и есть ряд сложностей. Зато яхта стоит дороже и преступника привлекает больше.
Антон Сорокин
фото all-yachts-world.ru, wrap-it.ru, unrealtech.ru, ugona.net

Эти самые два пункта: относительно меньшая распространённость и большая стоимость как раз и создают особую специфику обращения с угнанными яхтами. Реализовать их сложнее, поскольку все они на учёте в ГИМС, и не просто на учёте, а наперечёт. В отличие от потока машин, в котором легко спрятаться, яхту опознать несложно. Тем более, если она необычная – например, с аэрографией на борту (что тоже можно считать одной из противоугонных систем). Поэтому её приходится уводить в другой регион или за границу, что очень сложно ввиду пограничного контроля. Совсем недавно, например, пограничники на Чёрном море задержали яхту и арестовали её экипаж, который вёл плавсредство, украденное в Италии для продажи на территории России. А вот перевести в другой регион, изменить внешность яхты и продать по поддельным документам уже проще. Но и то не всегда, поскольку история плавсредства отслеживается у нас на продолжении длительного времени, и может выявиться при регистрации судна в ГИМС. Так что же делать угонщику?

Он, чаще всего, не дурак, и отлично понимает все сложности с реализацией судна в целом. И потому, пользуясь тем, что не только сама яхта, но и её части есть очень дорогое имущество, попросту разбирает её и продаёт отдельно самые ликвидные фрагменты оборудования. Так что если по горячим следам яхту не нашли, то скорее всего, в целости вы её больше не увидите. Именно так действовала банда в Астрахани, на поимку которой было потрачено три года, и за это время пострадал не один десяток дорогих лодок.

Тут встаёт другой вопрос: так что же делать яхтовладельцу? Россия - не Норвегия, где лодок чуть не столько же, сколько машин. У нас нет такого опыта в противостоянии кражам плавсредств. Но кое-что для защиты всё же есть и у нас. Но прежде чем рассказывать о конкретных средствах и приборах, позволю себе дать самый общий совет: не оставляйте свою лодку на неохраняемой стоянке. Именно оттуда производится львиная доля угонов. С моторными лодками поступают порой просто по-варварски: бензопилой или «болгаркой» вырезают часть транца, снимают мотор и увозят. Всё, больше ничего не поделаешь.

Вот разве что угон с заведённым мотором может проскочить, и поэтому с противостояния ему и начнём.

Первым делом необходимо заблокировать доступ к ходовому посту. Но если доступ внутрь яхты перекрывается дверями, то как обезопасить флайбридж, где расположен второй пост? Да ровно также. Во-первых, вход на флайбридж чаще всего закрывается люком, который можно запереть. Если же люк не предусмотрен, его можно установить. Тут встаёт вопрос о замках, которые, в общем-то, не так уж сложно открыть, подобрав или изготовив ключи. На помощь приходят такие системы, как, например, предложенная фирмой RPM Security: в любую дверь или люк встраивается блокирующий механизм, который открывается только с помощью переносного пульта. Настроить систему можно по-разному: открывать сразу все двери, вроде центрального замка автомобиля, или по отдельности. Подобный вариант даёт неплохую защиту, когда на яхте находится незнакомый вам береговой обслуживающий персонал. Можно также установить определённое время, в которое замки могут открываться, и время, когда все двери должны быть заблокированы. Можно назначить код для одноразового доступа в помещение, и т.д. Ценно то, что механизм полностью скрыт в двери и потенциальный угонщик даже не догадывается о том, с чем ему придётся столкнуться. Эта же фирма, кстати, готовит стартовые и блокирующие системы для таких производителей гидроциклов, как Yamaha, а это серьёзная рекомендация.

Блокировочный пульт для гидроцикла Yamaha

Ну а если воры всё же добрались до пульта? Тут ведь так же, как и в машине: даже без ключа зажигания можно завести – достаточно снять панель и замкнуть проводки. Соответственно, и методы борьбы будут схожие: скажем, съёмный блок размыкания цепи, установленный в скрытом месте. По сути, вы можете вынуть часть электропроводки ниже панели приборов, и уж там как не старайся, а старт не произойдёт. Правда, устанавливать такое устройство непросто, и может быть повреждена дорогостоящая обшивка. Но яхта-то дороже!

А вот «сигналки», подобные автомобильным, на яхте не работают: датчики движения, объёма, удара не предназначены для использования на воде.

Есть, правда, автономное поисковое устройство StarLine M11, которое в значительной мере преодолевает ограничение, поскольку срабатывает, только если происходит ускорение в одну сторону длительностью не менее 4-х секунд. Но ведь это всё равно уже угон…

Итак, предположим, что угонщик всё же проник на яхту, сумел завести мотор и отчалить в неизвестном направлении. Да и вы не сразу обнаружили пропажу: всё-таки не каждый день проверяешь судно на его стоянке. Что тогда?

Вот на этот случай есть несколько разновидностей приборов обнаружения. Причём некоторые из них помогут даже в том случае, если яхту начали разбирать на части. Самый простой вариант – это маяки оповещения, они же закладки. Крохотная коробочка может быть спрятана в любое потаённое место и постоянно, либо с определённым интервалом «рассказывать» вам, где в данный момент находится судно. Больная часть закладок работают с использованием системы GSM, и потому до некоторой степени привязаны к зонам покрытия телефонной связи, что в нашей стране опасно: заведи яхту в какой-нибудь волжский залив, где сотовых отродясь не видали и вышки никто не строил – вот и конец оповещению. Но есть и другие схемы. Например, поисковые маяки Magic Systems, работающие в защищённом радиоканале. Крохотная коробочка TX9 с автономным источником питания выдаст координаты даже в случает отсутствия сотовой связи либо её преднамеренного глушения, либо в случае невозможности прямого спутникового обнаружения (нахождения в закрытом помещении). В «спящем» состоянии прибор работает только на прием и не излучает радиосигналов, что скрывает его от сканирующего оборудования. Но если поисковый брелок подаёт запрос (по кодированному радиоканалу), MS TX-9 начинает передавать сигнал, который принимает и расшифровывает поисковый брелок. По силе сигнала определяется расстояние между основным и распознающим блоками. Приняв тревожный сигнал владелец яхты с помощью компании-установщика, имеющей более мощные средства обнаружения, отыщет своё имущество.

Основной блок прибора MS TX-9

Или, скажем, маяк FindMe производства iRZ Automation. Полностью герметичное и полностью автономное устройство, активируемое и сообщающее о себе через СМС. Тут, понятно, используется сотовая связь, но поскольку само устройство отзывается только на запрос, а в остальное время неактивно, то обнаружить его крайне сложно. Кроме того, у него есть и резервная линия связи, обходящаяся без GSM там, где осуществление приёма/передачи по этой технологии невозможно. Точность распознавания координат – 10-20 метров. Работать может больше года в диапазоне температур от -55 до +85 градусов Цельсия. Размеры – 9х6х2 см. Найди-ка его на яхте, если не знаешь, куда именно положил!

Прибор FindMe

И всё же эти устройства сами по себе недостаточны для полного мониторинга (ограниченный радиус действия и пр.). Лучше всего они работают в комплексе с GPS-трекерами. В частности, компания ГДЕ МОИ, в содружестве с теми самыми норвежцами, что хорошо знакомы с проблемой угона лодок, представила на российский рынок весьма интересную систему. В Норвегии теперь при страховании яхты на неё устанавливается прибор NAVIXY M7. Чем он хорош, так это тем, что, во-первых, полностью водонепроницаемый, так что устанавливать его можно на судне буквально в любом месте, а во-вторых, имеет специфическую особенность, позволяющую с его помощью отслеживать и отдельные части яхты, на которые он установлен. NAVIXY M7, теперь поставляемый и к нам, снабжён мощными магнитами, которые дают возможность прикрепить его, скажем, к двигателю. Прибор невелик, так что вряд ли его заметят, тем более, что сканерами он тоже не обнаруживается в неактивном режиме. Но если заметят и попытаются снять, то кнопка-контакт, контролирующая крепление, мгновенно среагирует, и прибор передаст сигнал о несанкционированном воздействии, в который входят координаты места. Прибор может работать как в онлайн-режиме (чтобы, например, ваши домашние могли не беспокоиться о прохождении вашего маршрута), так и в «спящем», когда реагирует только на запрос. В последнем случае он работает как «чёрный ящик», сбрасывая пакет информации, едва только это становится необходимым.

Норвежцы говорят, что количество угонов со введением этой системы сократилось не сразу, но зато резко возрос процент возврата плавсредств и скорость раскрытия преступлений. А потом уж и преступники призадумались, стоит ли таким промыслом заниматься…

В общем, оборудовав свою лодку приборами, подобными описанными выше, вы можете спать куда спокойнее. Вот только ещё два существенных момента надо помнить. Чтобы самому невольно не оказаться в роли угонщика, нужно тщательно проверять документы на лодку, которую вы берёте в аренду. А то был случай, когда два наших туриста оформили чартер в США, но при этом их брокер оказался мошенником. В результате по прибытии в Мексику россияне были арестованы как угонщики и едва не получили по шесть лет тюрьмы.

И последнее, главное, предостережение. В местах, где море небезопасно, остерегайтесь судов, находящихся регулярно рядом с вами. Небольшая и вовсе не грозная на вид яхта может нести серьёзную опасность. Помните из детства книгу «15-летний капитан», где кок-преступник вывел из строя навигационные приборы, в результате заманив судно в зону действия бандитов? Тогда использовался компас и магнит, а теперь нашлась управа и на GPS. Студенты техасского университета разработали устройство, которое может сбить яхту с курса, выдавая себя за спутник посредством посыла ложного сигнала. Был проведён эксперимент с целью отклонения от курса яхты White Rose Of Drachs, стоимостью 80 млн. долларов. Команда не смогла распознать подмены сигнала…

Как известно, едва ли не всякое высокотехнологичное устройство первым делом находит применение у военных, а сразу потом – у преступников. Так что будьте осторожны! И тогда ваша яхта останется с вами.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей