200 для храбрости

Обновленный бестселлер Toyota Land Cruiser 200 как воплощение экстрима во всех его проявлениях

149
0
0
T oyota Land Cruiser 200 — феномен российского авторынка. Появившись у нас в 2008 году, «двухсотка» практически сразу же захватила лидерство в сегменте больших внедорожников и никому не уступает его до сих пор, несмотря на большое количество сильных конкурентов.
Антон Осипов
Фото автора

При том, заметим, что есть среди этих конкурентов и более быстрые, и более передовые в техническом плане, и более доступные, — но само имя Land Cruiser стало синонимом прочности, надежности и спокойной уверенности в себе. Подобные свойства приобретают особую ценность в экстремальных ситуациях, поэтому мы с радостью воспользовались формальным поводом отправиться на обновленном «Крузаке» в знакомый многим нижегородцам загородный парк экстремальных развлечений, отсюда — и соответствующая терминология.

Катапульта

Это один из популярных аттракционов, где человеком выстреливают из гигантской рогатки, — впечатления незабываемые. Конечно, я не рассчитывал испытать аналогичную гамму чувств за рулем «Крузера», но была робкая надежда, что нам попадется версия с новым силовым агрегатом, состоящим из 309-сильной бензиновой «восьмерки» и шестиступенчатого «автомата», который катапультирует почти трехтонный внедорожник с места до 100 км/ч за 8,6 секунды против прежних 9,2. Увы, тестовый автомобиль оказался с дизельным двигателем, хорошо знакомым российским потребителям и куда более популярным в силу сравнительно скромного аппетита: по данным производителя, разница в расходе топлива в смешанном цикле составляет 3,3 л/100 км (хотя новая бензиновая версия даже экономичнее старой 288-сильной). Не думаю, что владельцев таких машин сильно смущают расходы на заправках, равно как и сумма транспортного налога, — просто, например, по дороге из Нижнего в Москву и обратно водителю дизельной «двухсотки» эти самые заправки не придется посещать вовсе, а бензиновый мотор «выпьет» 93-литровый бак менее чем за 700 километров. А учитывая, что разница во времени разгона до «сотни» составляет всего 0,3 секунды, дизель вполне может прийти к финишу раньше.

Итак, «сердце» нашего экземпляра осталось тем же, каким было, — а что же тогда изменилось? Внешне обновленную «двухсотку» проще всего идентифицировать по другому переднему бамперу, где круглые противотуманки сидят в отдельных квадратных гнездах, и по блестящим боковым молдингам, которых раньше не было, — будто бы «Крузера» произвели из рядовых в сержанты, добавив лычки на погонах. Приглядевшись, можно заметить, что и головные фары стали иными: в прежнюю форму вписана биксеноновая оптика и цепочки светодиодов дневных фонарей, причем это не прерогатива нашей дорогой версии «Люкс», а стандартная комплектация. В стандарте — и дополнительный третий ряд сидений, что было в тот день главным для нашей большой компании.

Зорбинг

Спуск со склона внутри прозрачного шара, так называемого зорба, требует от человека хорошего вестибулярного аппарата и отсутствия склонности к клаустрофобии. Во многих автомобилях с тремя рядами сидений взрослым пассажирам приходится сидеть сзади как в зорбе, в тесном контакте со спинками второго ряда и потолком, но здесь места вполне достаточно для людей среднего роста. Тут имеются кармашки, подстаканники (аж по две штуки на каждого из двоих седоков), дефлекторы климатической системы и ручки, за которые можно держаться, да и доступ на «галерку» не вызывает нареканий, как и гениальная в своей простоте схема складывания сидений. Особенно умиляют таблички с подробнейшими русскоязычными инструкциями, распиханные по всем уголкам салона, — похоже, японцы знают, как тяжело русским открыть «мануал»… Пожалуй, единственное, чем обделены те, кому достались билеты на третий ряд, — это возможность влиять на «погоду в доме», ведь климат-контроль у «Крузера» четырехзонный, и в распоряжении обитателей второго ряда — пульт управления микроклиматом, по функциональности почти не уступающий основному. А по удобству пользования, пожалуй, даже превосходящий его: сидя на водительском месте, на протяжении всей поездки я так и не смог полностью освоиться с климатическим интерфейсом, «размазанным» между сенсорным экраном и многочисленными кнопками по его периметру.

В остальном интерьер «Крузера», оставшийся почти неизменным, представляет собой вполне гармоничный коктейль из практичности, консерватизма и сибаритства, без ярко выраженных национальных особенностей. В самом деле, не пристала автомобилю с салоном, отделанным кожей и деревом (последнее, как ни странно, не вызывает протеста, даже на ободе руля), и стоимостью более трех миллионов рублей копеечная японо-американская экономия на «автоматах» в приводе пассажирских стеклоподъемников или на электрорегулировках «штурманского» кресла. Кстати, наша топовая комплектация «Люкс» при базовой цене 3,27 миллиона (бензиновая версия дороже всего на 24 тыс. руб.) отличается от начального для нашего рынка исполнения «Элеганс», за которое просят 3,15 миллиона, только системой навигации, хай-эндовской «музыкой», электроприводом пятой двери и комплектом телекамер, выводящих на центральный дисплей полную «картинку» того, что творится за бортом, — это очень полезно на бездорожье. Все остальное, включая различные сервоприводы, вентиляцию передних сидений и огромный холодильник в переднем боксе-подлокотнике, очень нам пригодившийся, предлагается по умолчанию.

Троллея

Скольжение над пропастью на стальном тросе — один из самых безумных аттракционов: ощущения сродни прыжку с парашютом, только направление движения задано жестко, несмотря на ветер и прочие внешние воздействия. Наш Land Cruiser ведет себя на трассе очень похоже: никакие колеи, волны и колдобины не могут сбить его с заданного курса, а неожиданно «острый» для внедорожника руль (около трех оборотов от упора до упора) не страдает излишней нервозностью, даже на высокой скорости. Разгоняется «двухсотка» не то чтобы стремительно, но очень даже бодро под «тракторный» звук мотора, просачивающийся в салон при оборотах около 4 тысяч, паспортные 8,9 секунды до «сотни» выглядят правдоподобно. Правда, напряженные обгоны несколько затрудняет пауза между нажатием на акселератор и откликом дизеля, не особо помогает и переход в спортивный или ручной режим, да и несолидно водителю «Крузака» сучить рычагом, как в какой-нибудь бюджетной легковушке. Зато при случае мы можем объехать затор по бугристой обочине, куда никакой паркетник не сунется.

Подвеска «Ленд Крузера» — удивительная вещь: вроде бы обычные пружины и амортизаторы, без всяких пневматических хитростей, но сочетание собранности и плавности хода просто фантастическое. Нельзя сказать, что неровности покрытия совсем не чувствуются, но они где-то там, далеко внизу, и редкий лежачий полицейский способен заставить нас сбросить скорость. Что самое поразительное, мягкость не оборачивается расхлябанностью, как у большинства подобных машин, хотя управляемость, конечно же, весьма условная. Поневоле вспоминаешь о том, что схема ходовой части у «двухсотки» по нынешним временам очень консервативна: сзади тут жесткий мост, а не многорычажная независимая подвеска, как у большинства конкурентов, а кузов стоит на мощной отдельной раме. Но ведь именно поэтому мы смотрим свысока на большинство соседей по трафику, включая даже «Кайенны», — просто сидим гораздо выше, — а на дороге, если что, народ подвинется и уступит дорогу, такие машины у нас уважают. Кстати, и в упомянутый парк развлечений мы заехали не на общих, так сказать, основаниях: охранник сам, без всяких просьб, открыл шлагбаум и пустил нас на парковку для «своих».

Высотный город

Пока мои пассажиры барахтались в сетке, подвешенной в пяти метрах над землей, пытаясь преодолеть различные хитроумные препятствия, я поехал искать свой высотный город. Ведь грех, получив в свое распоряжение легендарный внедорожник, не выехать на нем хоть на какую-нибудь «пересеченку», — и таковая нашлась неподалеку, на высоком берегу реки Кудьмы. Форсировать речку вброд мы побоялись, хотя Land Cruiser способен без всякой подготовки преодолеть 70-сантиметровую глубину, но вот крутые косогоры и вязкий песок — все это дается ему с легкостью. Одна из причин этого — огромные ходы подвески, где в условиях бездорожья «распускаются» стабилизаторы поперечной устойчивости: заставить хотя бы одно колесо потерять контакт с опорной поверхностью практически невозможно. Вторая причина — огромный крутящий момент двигателя, делающий именно дизельную версию более предпочтительной для вездеходных подвигов, а ведь есть еще и специальные возможности: Crawl Control (автоматическое поддержание «ползучей» скорости), Multi Terrain Select (выбор режимов «камни», «грязь», «песок» и т. д.), Turn Assist (подтормаживание внутреннего колеса в крутом повороте)… Наверняка львиная доля владельцев «Крузеров» неплохо обходится без всего этого, им достаточно постоянного полного привода и всепрощающей подвески, которая позволяет мчать буквально не разбирая дороги.

С этим ощущением вседозволенности мы и отправились в обратный путь, прекрасно понимая тех, кто предпочитает Land Cruiser 200 прочим большим и дорогим внедорожникам. Им не нужны двигатели мощностью под 400 «лошадей», изысканная управляемость и навороченные мультимедийные системы, они легко прощают отсутствие боковой поддержки у кресел и режима троекратного моргания «поворотников» при легком нажатии подрулевого рычажка, — для них важнее железобетонная уверенность в своих силах, которую дает машина. Однако, сдав «Крузака» в салон и пересев в свой «фордик», я будто бы сбросил с плеч эти две тонны груза, вновь обретя легкость, чувство автомобиля и гармонию: «двухсотка» — из тех автомобилей, до которых нужно дорасти, а нам пока далеко до тех высотных городов, где обитает его целевая аудитория. И все же — спасибо тебе, Land Cruiser 200, за отличный экстремальный день!

История

Недавно Toyota отметила официальный 60-летний юбилей модели Land Cruiser, однако в 1951-м, когда был выпущен первый внедорожник серии BJ, внешне копировавший первый Jeep, данного названия еще не существовало. Оно появилось лишь в 1954 году, а на следующий год произошла первая смена поколений: внутризаводское обозначение сменилось на FJ, для публики модель стала называться Land Cruiser 20, а ее внешность уже не столь явно копировала американский прототип. Но в техническом плане автомобиль остался прежним: на мощной раме, изначально разработанной для грузовика, монтировались жесткие мосты, подвешенные на рессорах, мощный двигатель с полноприводной трансмиссией и простейший кузов. Таким же, по сути, был и Land Cruiser 40, сменивший «двадцатку» в 1960 году, но он уже обзавелся цельнометаллическим кузовом и длиннобазной версией повышенной вместимости. Благодаря надежности и неприхотливости внедорожники Toyota быстро стали излюбленным транспортом для различных путешествий и экспедиций в самые труднодоступные уголки планеты.

Настоящая революция произошла в 1967 году, когда параллельно с LC40 начали выпускать модель 55 с комфортабельным пятидверным кузовом универсал оригинального дизайна. В 1970 году явно под влиянием этой модели на базе английского Land Rover был создан Range Rover, и, по большому счету, именно Land Cruiser 55 следует считать настоящим предком современного «Крузера», которому, таким образом, в 2012 году исполняется всего лишь 45 лет. Если сравнивать «200-й» с «55-м», потомок приблизительно на 30 сантиметров длиннее при 15-сантиметровой разнице в колесной базе, на 23 см шире, на 8 см выше и почти на 700 кг тяжелее. Рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель был примерно в 2,5 раза слабее нынешней «восьмерки», а с 1973 года в моторной линейке появился и дизельный агрегат.

Land Cruiser 55 выпускался вплоть до 1980 года, когда пришла смена в лице серии 60, автомобиля более строгих форм, но приблизительно того же содержания. В частности, подвеска всех колес так и оставалась рессорной, как у Toyota BJ образца 1951-го, более прогрессивные пружины появились в ней только в 1990 году на модели следующего поколения серии 80. Также «восьмидесятка» получила постоянный полный привод и сравнялась по длине колесной базы с современными «Крузерами», но под капотом оставались только рядные «шестерки» — бензиновая 4,5-литровая мощностью 205 л. с. и 170-сильный 4,2-литровый турбодизель. «Восьмеркой» впервые обзавелся Land Cruiser 100, дебютировавший в 1998 году, а заодно поменяли и тип передней подвески: она стала независимой, как у меньшего брата Land Cruiser Prado, представленного пятью годами раньше. Ортодоксальные джиперы долго не принимали «сотку» всерьез, считая ее слишком нежной по сравнению с «мамкой», как за пухлые формы окрестили в России Land Cruiser 80.

В двадцать первом веке российский рынок стал для Toyota Land Cruiser одним из ключевых, в подтверждение чего европейский дебют новой модели серии 200 состоялся не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге в конце 2007 года. Именно в этом поколении «Крузак» окончательно перешел в премиум-класс: его стали комплектовать исключительно восьмицилиндровыми двигателями в блоке с автоматическими коробками, и иных вариантов отделки салона, кроме как кожаной, в российской спецификации не было предусмотрено. Соответственно, и цены никак нельзя назвать демократичными, однако, несмотря на это, по итогам 2011 года в России официально продано 12312 экземпляров Land Cruiser 200, что является рекордом для сегмента больших внедорожников.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей