Торпедные катера Советского Союза

Торпедные катера Советского Союза

Минимум вооружения, максимум разрушительной силы

1607
1
0
Н очью 10 сентября 1943 года началась артподготовка перед штурмом Новороссийска. Спустя минуту после первого артиллерийского залпа группа глиссирующих катеров нанесла торпедный удар по береговым укреплениям фашистов. Почти одновременные взрывы нескольких торпед уничтожил батареи и ДОТы противника, вторая группа катеров нанесла удары по причалам. Вслед за этим третий отряд катеров высадил на берег Новороссийска десант…
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru

В начале 1923 года Наркомат по морским делам дал ЦАГИ задание по разработке первого отечественного глиссирующего торпедного катера. Вооружаться катер должен был один пулеметом и торпедой, иметь водяной винт, идти со скоростью не меньше 50-ти узлов с мореходностью до трех баллов. В 27 года проект катера был разработан под коллективом под руководством Андрея Туполева. Впоследствии Андрей Николаевич Туполев стал выдающимся авиаконструктором, но на тот момент свои конструкторские идеи он применил для создания торпедного катера, причем за основу проекта был взят поплавок от гидросамолета.

Обычный трубчатый торпедный аппарат для глиссирующего катера не подходил, на первые катера устанавливали желобные торпедные аппараты. Во время атаки катер стрелял торпедой… назад. Затем он резко отворачивал в сторону, а торпеда принимала заданную глубину и увеличивала свой ход до полного. В момент пуска скорость катера должна была составлять не менее 18 узлов, в противном случае он не успевал увернуться от собственной торпеды.

Первый опытный катер АНТ-3, который конструкторы так и назвали «Первенец», испытывался в Севастополе и получил положительную оценку. На базе «Первенца» был создан катер АНТ-4, на испытаниях его скорость доходила до 47 узлов – это примерно 85 км/ч, солидный результат по тем временам. До 1932 года наш флот получил десятки таких катеров, получивших обозначение Ш-4. На Балтике, Черном море и Дальнем Востоке появились первые соединения торпедных катеров. В 30-ых годах на первых катерах Ш-4 была установлена специальная аппаратура, которая позволяла управлять движением катеров посредством радиокоманд с самолета. После успешного испытания этой аппаратуры был создан опытный дивизион таких катеров, так называемого волнового управления.

В 1928 году Наркомфлот заказал ЦАГИ еще один торпедный катер, названный Г-5. этот катер с установленными на нем зарубежными авиационными моторами прошел испытания в декабре 1933 года. В кормовой части катера находились два желобных аппарата для мощных 533-миллиметровых торпед. На ходовых испытаниях Г-5 развил невиданную скорость: 58 узлов с полным боекомплектом и 65 узлов без нагрузки. Советские военные моряки сочли его лучшим из существующих торпедных катеров, правда скоростные характеристики катеров, которые пошли в серию оказались скромнее, потому что на них импортные моторы, заменили на отечественные меньшей мощности.

Советские торпедные катера создавались для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника, но ход Великой отечественной войны показал, что на деле эти катера оказались весьма универсальными. Они не только выходили в лихие торпедные атаки, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, ходили в разведку, высаживали в тыл врага диверсионные атаки, охраняли кораблей и конвоев. В десантных операциях торпедные катера выполняли роль передовых групп, доставляя к вражескому берегу штурмовые отряды. В первые дни войны, когда немецкие самолеты систематически забрасывали подходы к Севастопольской бухте магнитными и акустическими минами, торпедные катера стали выполнять роль тральщиков, правда, метод траления был необычным: в заминированном районе катер на полном ходу сбрасывал за борт глубинные бомбы, пока они погружались на заданную глубину, катер успевал отойти от места взрыва на безопасное расстояние. Акустические мены срабатывали от звука взрыва, а магнитные рвались от детонации.

Летом 1943 года на вооружение флота начали поступать первые в истории ракетные катера. На них вместо торпед на удлиненной рубке монтировалась реактивная установка, аналогичная установкам знаменитой «Катюши». Эти корабли послужили прообразом современных ракетных катеров, приоритет в создании которых принадлежит Советскому Союзу. В ночь на 28 августа 1943 года четыре ракетных катера совершили огневой удар по Анапскому аэродрому, занятому противником. Три дня спустя эти же ракетоносцы огнем своих установок сумели рассеять группу из девяти вражеских катеров.

Низкая мореходность катеров «Г-5» существенно ограничивала радиус боевого применения, зависевший не столько от запаса топлива, сколько от погоды. Волнение моря в 3-4 балла было критичным для катеров «Г-5», в таких условиях каждый выход торпедных катеров в море граничил со смертельным риском для их экипажей. Из-за отсутствия плоской палубы катера практически не могли перевозить серьезный груз. Десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов, размещать их больше было негде.

20 июня 1942 года два больших катера приближались к оккупированной Ялте, в этом городе немцы чувствовали себя в полной безопасности. Расстояние до ближайшей базы советских торпедных катеров превышало радиус действия уже известных немцам «Г-5», поэтому фашисты были уверены, что это их корабли возвращаются на базу. но неожиданно один из катеров описал крутую дугу и выстрелил торпедами по стоявшей у причала немецкой подводного лодке. Еще две торпеды с другого быстроходного корабля разметали в щепки несколько немецких торпедных катеров у другого причала. Так враг узнал, что в составе Черноморского флота действуют два торпедных катера дальнего действия «Д-3», которые были разработаны советскими конструкторами еще до войны. Опытный образец этого катера с деревянным корпусом был спущен на воду летом 1939 года. Испытания на Черном море подтвердили его высокие боевые и мореходные качества, торпедный катер был принят комиссией и введен в состав Черноморского флота. На «Д-3» устанавливались торпедные аппараты бортового сбрасывания, их достоинство заключалось в том, что они позволяли производить залп при нулевой скорости. В 1940-ом году был спроектирован вариант катера «Д-3» с металлическим корпусом. Он получил обозначение «СМ-3».

«Д-3» и «СМ-3» были не единственными торпедными катерами, созданными в Советском Союзе накануне войны. В конце 30-ых годов был также спроектирован малый торпедный катер типа «Комсомолец». По водоизмещению он практически не отличался от катера «Г-5», но при этом был оснащен более современными трубными торпедными аппаратами и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение.

Немецкий историк Мейстер так описывал тактику применения советских торпедных катеров: «…Русские катера нападали днем так же, как и ночью. Часто они поджидали немецкие караваны, укрываясь за скалами в маленьких бухтах… Русские торпедные катера стали постоянно растущей угрозой для немецких конвоев»

К началу Великой Отечественной войны на вооружении СССР находилось 269 торпедных катеров, в ходе войны было построено еще 30 торпедных катеров и 166 получено от союзников. За выдающиеся боевые заслуги перед страной 36 матросов и офицеров, которые воевали на торпедных катерах, были удостоены звания Герой Советского Союза.

Торпедный катер типа «Г-5», тактико-технические характеристики:

Водоизмещение: 14,5 тонн
Осадка: 1,2 метра
Мощность двух бензиновых моторов: 1700 л.с.
Скорость хода: 50 узлов
Вооружение: две 533-миллимтеровые торпеды, 2 пулемета, 4 мины
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей