Тяжело в учении, легко на трассе

На любых автомобильных или мотогонках всегда есть люди, без которых соревнование вряд ли состоялось бы.

Н аблюдая за ходом гонки, мы не всегда замечаем их слаженную и ответственную работу. За соблюдением правил, эвакуацию разбившихся машин и безопасностью на трассе отвечают именно они - команда судей или автоспортивных маршалов.
Анастасия Шебырева

С 2012 года в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева проходят занятия по подготовке автоспортивных маршалов. Мы решили узнать подробнее, как возникла идея факультатива, что из этого получилось, и как к этому относятся сами студенты.

Кирилл Олегович Гончаров, заместитель директора Института транспортных систем НГТУ, уже известный нам по проектам "Формула Студент" и гусеничным модулям, рассказал, как все начиналось.

Команда Смотором. Здравствуйте, Кирилл. Расскажите, как возникла идея факультатива по подготовке автоспортивных маршалов? Как удалось ее реализовать?

Кирилл Гончаров. В 2012 году Институт транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева заключил соглашение с Автомобильным спортивным комплексом "Нижегородское кольцо", в рамках которого предусматривается проведение факультативных занятий специалистами "NRing" для подготовки наших студентов в качестве маршалов и привлечение их к организации соревнований по кольцевым автогонкам. Это позволяет нашим студентам расширить свои знания в области автомотоспорта, увидеть изнутри, как организуются автогонки, принять участие в судействе российских и международных этапов, получить определенную практику и реализовать свой "мальчишеский интерес", и, конечно же, попытаться дойти до королевской Формулы 1.

КС. Кирилл, поделитесь секретом, как вам удалось начать сотрудничество с одной из лучших трасс России?

КГ. По счастливой случайности генеральный директор АСК "Нижегородское кольцо" Вадим Баханов является выпускником автомобильного факультета НГТУ в прошлом. И этим, наверное, все сказано! Факультет в 2013 году преобразовался в Институт транспортных систем, изменились названия направлений подготовки, но автомобильное направление как всегда является самым популярным среди абитуриентов. Интерес к учебе мы подогреваем и с помощью подобных факультативов.

В рамках сотрудничества с "NRing" мы участвуем в автофестивалях, показательных дисциплинах, проводим тестовые заезды болида "Формула Студент". В прошлом году всем запомнились летние «Русские горки», где детище нашей студенческой команды СКБ Formula Student гоночный автомобиль класса Formula SAE предстало перед широкой публикой.

КС. Здорово, что ваше сотрудничество дает такие плоды! Кирилл, расскажите, благодаря факультативу кому-то удалось дойти до королевских гонок Формула 1?

КГ. Да, в прошлом году восемь наших ребят поехали в Сочи в качестве маршалов на Формулу 1.

КС. Какую подготовку ребята должны были пройти для того, чтобы отправиться в Сочи?

КГ. Подготовка очень серьезная: сначала курс теоретических занятий, затем практика во время летнего сезона на «Нижегородском кольце» и на других трассах нашей страны. Студенты учатся с удовольствием, уже четвертый год мы готовим новых маршалов. Каждую весну в вузе появляются афиши о новом наборе и порядка 30-40 человек ежегодно пишут заявление на прохождение факультатива. Занятия для студентов проводятся бесплатно, рассчитаны они на целеустремленных ребят. Далее проходит естественный отсев, остаются самые стойкие, кто не боится трудностей, ни дождя, ни снега, ни жаркого солнца на гонках, кто живет автоспортом. Наиболее талантливые получают шанс принять участие в организации Гран-При Сочи.

После этой беседы мы решили заглянуть на лекцию, на которой как раз в этот момент проходила подготовка будущих маршалов. Там нам удалось пообщаться с Игорем Пигаревым, спортивным координатором АСК "Нижегородское кольцо" и по совместительству преподавателем факультатива по подготовке автоспортивных судей (маршалов) в НГТУ.

КС. Здравствуйте, Игорь. Что вы, как преподаватель данной дисциплины, можете сказать по поводу студентов института транспортных систем?

Игорь Пигарев. Ну с институтом мы точно не ошиблись! В 2011 мы попробовали, а в 2012 мы уже заключили соглашение с ИТС и по сей день совместно работаем. Мы поняли, что это наша целевая аудитория. Я считаю, что на автомобильном факультете лишних людей никогда не бывало, потому что это как минимум люди, которые увлечены автомобилями. Это наш контингент, ведь многие уже интересуются автоспортом на любительском уровне, следят за событиями автогонок, участвуют в любительских соревнованиях и к нам так же приезжают, а сейчас хотят попробовать свои силы в чем-то большем, приносить больше пользы, быть задействованы в соревнованиях. Именно по этому они сейчас здесь.

КС. Какие дисциплины проходят студенты, что узнают?

ИП. В первую очередь, это основные правила автомобильного и мотоспорта. Так как мы проводим этапы чемпионатов по различным кольцевым дисциплинам, то ребята изучают правила проведения кольцевых гонок, правила работы судьи на трассе, флаговую сигнализацию. В обязательном порядке проходим технику безопасности, потому что это основное в нашей работе. На самом деле должность спортивного судьи, это очень серьезная нагрузка, нужно иметь хорошую физическую, моральную и психологическую подготовку, уметь сохранять концентрацию, быть хладнокровным, ни в коем никогда не паниковать. К тому же это работа на открытом воздухе, где по 6-8 часов нужно оставаться на ногах, сохранять концентрацию при любых погодных условиях.

КС. Да, не простая работа. Наверно, чтобы выйти на трассу, ребятам нужно пройти аттестацию?

ИП. Конечно! Сначала мы пишем итоговое тестирование, по результатам которого мы оцениваем то, как студенты усвоили материал. Затем ребята сдают квалификационный зачет и при хороших показателях получают лицензию спортивного судьи, которая дается на год.

Да, не всех берут в космонавты, но и звание автоспортивного маршала заслужить далеко не просто. Давайте узнаем, что об этом говорят сами студенты. Мы поговорили со студентом 4 курса Института транспортных систем, Никитой Кодичиговым, который уже стал сертифицированным судьей.

КС. Привет, Никита. Скажи, ты давно занимаешься на этом факультативе?

Никита Кодочигов. В прошлом учебном году я увидел объявление о том, что проходит набор по подготовке спортивных маршалов. Решил, что это интересно, записался на факультатив, и буквально через 1,5 месяца я уже прошел боевое крещение на трассе. Первой гонкой на «Нижегородском кольце» для меня был этап чемпионата Национальной любительской серии «НЛС», где в гонке участвуют отечественные автомобили.

Потом я получил сертификат перед российской серией кольцевых гонок в Смоленске. Это стало главной стажировкой перед главным событием автомобильного календаря в России, гонки Формула 1 в Сочи.

КС. Значит ты один из тех, счастливчиков, которым удалось дойти до королевской гонки? Каковы впечатления от Формулы 1?

НК. Впечатлений много! И я теперь понимаю, насколько это сложная работа. Формула 1 - это как военный парад на 9 мая в Москве, любая ошибка - это катастрофа, ее видит весь мир, и она может привести к серьезным последствиям.

КС. А что входило в твои задачи на Формуле 1?

НК. Я был маршалом синего флага. В мои обязанности входила сигнализация более медленным пилотам о том, что лидер гонки обгоняет их на круг, и необходимо уступить траекторию, не препятствуя обгону.

КС. Лично тебе, как человеку, обучение, участие в соревнованиях, судейство что-то дало? Ты изменился с того момента как пришел на первое занятие?

НК. Да! Я стал очень ответственным, потому что такая работа очень дисциплинирует, привлекает внимание к самым мелочам.

КС. Спасибо, Никита, за твое мнение. Желаем тебе дальнейшего развития в этой области и новых побед над собой.

Теперь мы знаем, какое не простое занятие быть судьей спортивных соревнований, сколько нюансов и тонкостей нужно знать, какую подготовку нужно пройти, чтобы выйти на трассу. Автоспортивный маршал - это звучит гордо!

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей