Густав Уайтхед: Пора пересмотреть историю?

Был ли Густав Уайтхед первым изобретателем самолёта и почему его полёты забыты?

409
1
3
Е сли уже сами американцы, возвысившие в своё время братьев Райт, говорят о необходимости пересмотра истории, значит у сторонников Густава Уайтхеда (прирожденного Вайскопфа) есть серьёзные доказательства своей правоты
Александр Горбунков
Фото: архив

Споры о том, кто же был первым человеком, поднявшимся в воздух на летательном аппарате с мотором не утихали весь двадцатый век. С лёгкой руки американских историков пионерами воздухоплавания принято считать братьев Орвила и Уилбура Райт, но заявления последних нескольких лет заставляют ещё раз задуматься над этой загадкой истории. Что интересно, главными возмутителями спокойствия снова вступают американцы.

В недавней публикации журнал Jane`s All the World`s Aircraft назвал пионером авиации Густава Уайтхеда, который 14 августа 1901 года совершил удачный полет на аэроплане с мотором в районе Бриджпорта (Конненктикут, США). При этом журнал Jane`s, считающийся авторитетным изданием в авиационном мире, до этого всегда отстаивал первенство Райт. В редакции заявили, что они обнаружили новые доказательства, ставящие под сомнение их право быть первыми. Давайте для начала немного разберемся, кем был Густав Уайтхед и почему его имя вызывает сейчас столько противоречий.

Густав Альбин Вайсскопф (нем. Gustav Albin Weisskopf) родился 1 января в небольшом городе в Баварии (Германия). С раннего детства он интересовался всем, что может самостоятельно летать, соорудил множество воздушных змеев различной конструкции, за что получил от сверстников прозвище “лётчик”. Родители Густава умерли, когда ему не было ещё и 15, и подросток отправился работать матросом на парусный корабль, где продолжил изучать ветер и его движущую силу. Во время одного из своих недолгих визитов на родину Густав посетил знаменитого планериста и “проповедника” птичьего крыла Отто Лилиенталя.

По известным данным, встреча была всего одна, но для нас она очень показательна. Судя по всему, пример Лилиенталя очень вдохновил будущего авиатора, так как уже через год он отправился в США для постройки своих первых аэропланов именно с “птичьим крылом”. К слову сказать, Отто Лилиенталь остался известен в истории как самоотверженный идеалист воздухоплавания. На своих планерах он не старался сразу оторваться от земли под аплодисменты толпы, а неделями бегал по полю “чувствуя” центр подъёмной силы и влияние ветра. Всего Лилиенталь совершил более двух тысяч полётов на планерах собственной конструкции и встретил смерть от того, чему посвятил всю жизнь - внезапный порыв ветра перевернул его планер и при падении пилот сломал позвоночник. Подбежавшим на помощь людям он сказал: “Жертвы неизбежны”.

Тем временем, перебравшись в Питтсбург, Густав Вайсскопф сменил фамилию на Уайтхэд, что является дословным переводом на английский его немецкой фамилии (светловолосый). В 1897 году промышленник Хорсман из Нью-Йорк Сити нанял Уайтхеда в качестве специалиста по ручным планёрам, авиамоделям и двигателям для летающего аппарата. В это же время Уайтхед принял решение создать собственный двигатель, чтобы моторизировать один из планёров, уже созданных им.

А вот дальше начинается сплошная мистика. Есть показания свидетелей, что в 1899 году (то есть ещё в 19-м веке!) Уайтхед, вместе со своим помощником Луи Дарваричем, свершили первый полёт на аэроплане с “птичьим” крылом и паровым мотором! В частности, утверждается, что они смогли подняться на высоту от 6 до 8 метров и врезались в трёхэтажное здание. Эта информация косвенно подтверждается показаниями пожарного Мартина Девэйна, который приехал на случившийся пожар: “…Я полагаю, что прибыл сразу после того, как нечто врезалось в кирпичное здание, недавно построенный жилой дом на О’Нил Эстейт. Я припоминаю, что кто-то получил травмы и был отправлен в больницу. Я могу идентифицировать изобретателя Густава Уайтхеда по изображению, показанному мне”. В больницу, судя по всему, был отправлен Луи Дарварич, отвечавший за топку котла парового двигателя. В последствии Дарварич также полностью подтвердил эту историю с полётом.

Напомним, что первый полёт братьев Райт состоялся лишь 17 декабря 1903 года, то есть спустя более четырёх лет с момента этой истории. Однако, эксперты авиации в большинстве своём скептично относятся к возможности полёта на паровом моторе и каждый, кто представляет себе его конструкцию, скорее всего, с ними согласится. Планер тех лет, способный выдержать двух взрослых людей, да ещё и паровой двигатель с котлом, должен быть неимоверных размеров.

Даже если считать, что история с самолётом на паровой тяге - выдумка, то у сторонников Уайтхеда есть и другие, более убедительные доказательства его первенства. 14 августа 1901 года в городе Файрфилд (Коннектикут) Густав Уайтхед поднял в воздух свой аэроплан под названием “№21”, пролетел около 800 метров на высоте 15 метров и благополучно приземлился - так утверждали несколько очевидцев произошедшего, к которым в 30-е годы обратилась газета Bridgeport Herald. Спортивный обозреватель этой газеты сам был свидетелем полёта Уайтхеда и даже сделал зарисовку аэроплана.

По словам очевидцев, “№21” Уайтхеда имел всё те же “птичьи” крылья и два мотора. Первый обеспечивал вращение колёс и позволял самолёту разогнаться до взлётной скорости, а второй, работающий на ацетилене и сжатом кислороде, приводил в движение два пропеллера. При этом Уайтхед не использовал каких-либо стартовых приспособлений или погодных условий, таких как катапульта или встречный ветер. Если считать эти свидетельства верными, то немец не только взлетел раньше братьев Райт, но и не использовал природную “фору”, пролетел дальше и успешно приземлился, тогда как самолёт Флайер-1 братьев оторвался от земли при встречном ветре в 43 км/ч и преодолел расстояние всего в 36,5 метров. Даже во время второй, третьей и четвёртой попыток Флайер пролетал не более 260 метров.

Возвращаясь к заявлениям Пола Джексона, редактора журнала Jane`s All the World`s Aircraft, можно говорить и о более продолжительном первом полёте Уайтхеда. В частности, по данным издания, пилот поднял в воздух свой самолет (журнал называет его “Кондор”), прямо с улицы Бриджпорта и приземлился в 15 милях (24 километрах) от города в районе Файрфилда. Полет состоялся в присутствии приглашенных гостей. Второй полет был не столь долгим и уже описан нами выше. Все свои доводы и историю Уайтхеда редакция журнала собрала на специально созданном сайте (http://www.gustave-whitehead.com/)

В завершении стоит обратить внимание на самую вероятную версию, почему полёты Уайтхеда были забыты историками. После полётов Райт американцы очень восторженно встретили новость некоторых изданий о том, что именно американцы стали первыми людьми совершившими полёт на аэроплане с мотором. На Уайтхеда это действовало очень удручающе и он постепенно потерял интерес к авиации. С началом Первой Мировой войны и усилением германофобии в США пилоту стало ещё тяжелее, так как он всегда говорил с немецким акцентом и так и не смог получить американского гражданства. Дошло до того, что у Уайтхеда конфисковали значительную часть имущества и ему пришлось работать чернорабочим на фабрике, чтоб прокормить свою семью. В свете таких настроений первый полёт Райт выглядел для американцев куда более привлекательным, чем первый полёт немецкого мигранта.

Стоит отметить также, что пальму первенства у братьев Райт оспаривают не только сторонники Густава Уайтхеда. Есть информация, что к тому времени, когда братья собрали свой Флайер-1, полёты уже стали хобби для новозеландского фермера Ричарда Пирса, который совершил свой первый полёт в 1902 году, поэтому споры о первенстве, скорее всего, будут продолжаться ещё долго.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей