Terrafugia Transition Roadable Aircraft: первый серийный аэромобиль

Это чудо техники уже может нести нас и по дорогам, и по небу. Но кое-что еще мешает

457
1
3
Б ывают такие виды техники, которые и не поймешь, в какую рубрику нашего портала определить. Как раз из них Terrafugia Transition Roadable Aircraft: то ли автомобиль, то ли самолет. Но раз уж он получил самолетную сертификацию (LSA), будем считать его сначала летающим объектом.
Антон Сорокин
Фото производителя

Попытки строить летающие автомобили начались еще сто лет назад. «Автоплан» Глена Кёртиса (Glenn Curtiss) был испытан в 1917 году и взлетел достаточно удачно. Четырехколесная конструкция немного походила на современные джипы, только с вытянутым капотом, по типу крыла являлась трипланом и могла перевозить трех человек. Как именно снимались крылья, теперь неизвестно, однако зафиксирован факт, что их перевозили в отдельном автомобиле или телеге. Размах крыльев составлял 12 метров. «Автоплан» совершил всего несколько полетов и был вскоре забыт ввиду чересчур футуристичной для своих лет конструкции.

Через 20 лет Вальдо Ватерман (Waldo Waterman) представил миру "Стрелобиль" (Arrowbile). Основой послужил автомобиль Studebaker, от которого был взят 100-сильный двигатель и часть шасси. Автозавод и финансировал предприятие, но недолго. Явного интереса от потребителей показано не было, так что автомобиль с высотомером и летным «спидометром», чьи крылья хранились в аэропорту, также был забыт.

Года через три компания Convair занялась проектом аэрокара (ConvAirCar), и вот это уже был настоящий автомобиль-самолет, взлетевший в 1947 году и показавший неплохой результат как в воздухе, так и на дороге. Расход топлива составлял 5 литров на 72 километра, скорость в обоих состояниях была вполне удовлетворительна. Обсуждались проекты серийного выпуска, как гражданского, так и военного. Но все же проект оказался недоработан, и одна из громких аварий в испытательных полетах прекратила развитие идеи.

В те же годы Роберт Фултон (Robert Fulton) создал проект «Летающей амфибии», в которой не автомобиль был прикреплен к самолету, но самолет «привязан» к дороге. Крылья и хвост снимались так легко, что рекламный слоган утверждал, будто домохозяйка может сделать это за пять минут Но… домохозяйки не захотели его покупать.

За столетнюю историю летающих автомобилей Terrafugia Transition Roadable Aircraft – первый, ставящийся в серийное производство

Подобные же проекты в Европе и Америке появлялись в 50-80 годах и заканчивались почти всегда одинаково: прекращением работ за отсутствием финансирования. В России работы над «аэромобилями» велись с 1908 года, и ровно с тем же успехом: любой проект заканчивал свою жизнь еще в начале испытаний. Самым масштабным из этих проектов был летающий танк, разработанный Олегом Антоновым в 1942 году. Проект прошел начальные испытания, но двигатели того времени были недостаточно надежны, в полете перегревались, и потому танк хоть и летал, но недолго.

Идея летающих автомобилей активно поддерживалась фантастами всех мастей, вошла в книги и фильмы, но к ее действительной реализации подошли только на грани 20 и 21 века. Команда энтузиастов из корпорации Terrafugia сумела не только создать несколько рабочих схем, но и построить опытные образцы такого качества, что их сертифицировала комиссия U.S. Federal Aviation Authority. Первой из моделей, которая получила право подниматься в небо чуть ли не прямо с дороги, стала Terrafugia TF-X introduction, которая при глубокой переработке (необходимо было добиться того, чтобы самолет вмещался в стандартный автогараж) получила название Terrafugia Transition Roadable Aircraft. Этот проект работает с 2006 года, первый полет осуществлен в марте 2009 года. «Самолет» поднялся на полкилометра и осуществил достаточно сложные маневры, сравнимые с начальными фигурами высшего пилотажа. Уже через год «аэромобиль» получил рестайлинг и приобрел те формы, в которых представляется сейчас как серийная модель.

Правда, в серию он пока еще не пошел. Выпуск должен был начаться в 2011 году, но раз за разом различные службы, ответственные за сертификацию техники, затягивают программу испытаний, не выпуская Transition ни на дорогу, ни в воздух.

Компания Terrafugia считает, что модель готова к передвижению еще с 2010 года, когда она была представлена на выставке AirVenture 2010, и даже начала прием заказов, однако их приходится вновь и вновь откладывать, несмотря на то, что около 1000 человек уже заплатили по 190 тыс. долларов (а самые свежие заказы расцениваются уже в 279 тыс. долларов). Первые заказы были оформлены еще на аэромобиль в начальном облике. При рестайлинге были улучшены формы кузова/фюзеляжа, усовершенствована конструкция складывающегося крыла, позволившая разворачивать его в движении, добавлен сенсорный экран, нанесенный на лобовое стекло.

Кроме того, ввиду ужесточения требований от сторонних организаций к конструкции аэромобиля, кабину снабдили дополнительными элементами, повышающими прочность, и весь автомобиль получил парашютную систему, первоначально предназначавшуюся только для пилотов. Теперь даже поломка в воздухе приведет лишь к тому, что вся конструкция плавно опустится на землю. За время вынужденного простоя улучшился и двигатель. Сейчас Transition оснащается 100-сильным Rotax 912S, который хоть и немножко слабее своего предшественника, но надежнее и легче, а потому экономичнее. При движении по дорогам этот мотор, толкающий заднеприводный «автомобиль» с независимыми подвесками всех колес, развивает скорость чуть более 100 км/ч. В воздухе модель разгоняется почти до 200 км/ч.

Итак, едва только будут преодолены бюрократические препоны, человек, имеющий водительские права и лицензию пилота малых спортивных самолетов ( в США ее получение обходится примерно в $ 10 000), сможет приобрести аэромобиль, хранить его в своем домашнем гараже, спокойно передвигаться по дорогам общего пользования и взлетать с каждой достаточно подготовленной площадки. При этом не нужно возить с собой те части, которые превращают автомобиль в самолет, как то было на всех прежних моделях. Все необходимое как для езды, так и для полета у Transition постоянно на месте. Раскладываются крылья по команде, поданной одним лишь тумблером, расположенным в кабине.

Ох, как же хочется пожелать всем приятного полета! Вот только бы еще бюрократическую стену пробить. Ну или перелететь через нее.

Технические характеристики Terrafugia Transition Roadable Aircraft

Длина, м 5,7
Ширина (со сложенными крыльями), м 2
Размах крыльев, м 8,4
Высота, м 2,1
Вес, кг 570
Вес полезного груза, кг 210
Влетный разбег, м 518
Скорость по наземной трассе, км/ч (максимальная/крейсерская) 105/82
Скорость в полете, км/ч (максимальная/крейсерская) 185/172
Расход топлива на земле, л/100 км 6,7
Расход топлива при крейсерской скорости в воздухе, л/100 км 19
Запас топлива для полетного расстояния, км 780

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей