Т-70 – поддержка пехоты

Самый легкий танк Красной Армии

212
1
0
П ринимая на вооружение лёгкий танк Т-60, командование РККА не могло не понимать, что создание этого танка является лишь временной мерой: броня Т-60 свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами противника, а собственное вооружение – 20-мм пушка ТНШ – было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага.
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru

Первую попытку кардинально улучшить Т-60 предприняли на заводе №153 в Свердловске. Они установили на танк 45-миллиметровую пушку в новой башне. Т-60 с такой башней получил название Т-45. Однако в серию он не пошёл, так как мощности двигателя ГАЗ-202 было маловато для возросшей массы. Более удачной оказалась модернизация, проделанная на роднам ГАЗе, где было предложено устанавливать на Т-60спарку из двух двигателей ГАЗ-202, разместив их последовательно, в линию. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Однако при первых же испытаниях спарки, через 6-10 часов, стали ломаться коленчатые валы второго двигателя, и только благодаря самоотверженным усилиям конструкторов ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до приемлемых часов.

В конце декабря 1941 года для танка, получившего теперь обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера – командира, наводчика и заряжающего. Но недостатки были быстро устранены : конструкторы нарстили броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм. Таким образом, Т-70 по толщине лобовой брони сравнился с современной ему модификацией знаменитого Т-34-76. Маска же пушки достигла 65-миллиметровой толщины.

В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью. Так например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60. Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин.

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6.10,15,25.35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клёпкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка образца 1934 года и слева от нее – спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Для стрельбы применялись прицепы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический – в качестве резервного Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная – 4800 м При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия – 12 выстрелов в минуту.

Начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями. С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 –непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился – только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен – 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 – 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Танк Т-70, тактико-технические характеристики:

Боевая масса: 9.2 т.
Экипаж: 2 чел.
Вооружение: одна 45-мм пушка 20К, один 7,62-мм пулемет ДТ
Двигатель: 2×ГАЗ 202
Общая мощность: 140 л. с.
Скорость по шоссе: 42 км/ч
Запас хода по шоссе 360 км
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей