Т-34

Т-34, от Москвы до Берлина

Танк, который проложил путь к победе

257
6
3
О тставая от ряда стран в таких областях как автостроение, Россия всегда оставалась на передовых позициях в плане поддержания собственной обороноспособности. Для ее поддержания конструкторы часто создавали настоящие шедевры инженерной мысли, которые стали настоящими легендами. Одной из таких легенд стал средний танк Т-34.
Сергей Мочалов
фото 1zoom.ru

Т-34 был принят на вооружение накануне Великой Отечественной войны в 1939 году. По своей конструкции, этот танк намного опередил подобные машины своего времени. По сравнению с конкурентами и противниками в нем наиболее гармонично сочетаются броневая мощь, вооружение и надежная ходовая часть. Несмотря на не самую большую толщину стальных листов, благодаря их наклонному расположению т-34 был малоуязвим для снарядов, а по вооружения не уступал тяжелому КВ-1. Мы же оставим вооружение, тем более что за годы войны появилось несколько модификаций Т-34 с разными пушками и пулеметами, и в большей мере сосредоточимся на эксплуатационных характеристиках.

Шасси танка Т-34, выполненные на основе системы Кристи, имели пять пар больших катков с промежутком между второй и третьей парами. Каждый из катков обладал собственной независимой подвеской, которая крепилась внутри бронированного корпуса на винтовой пружине. Ведущее колесо стоял самым последним, что было обусловлено как заднемоторной компоновкой, так и число боевыми требованиями – с таким расположением ведущей звездочки снижалась уязвимость танка от вражеских снарядов. Звездочки приводили в движение широкие гусеницы, которые отливались из марганцевой стали. Надгусеничные полки закрывали верхнюю часть системы подвески и выступали на 25 см в передней части корпуса и на 10 см - в задней. Подвеска позволяла танку Т-34 сохранять высокую скорость даже при движении по сильно пересеченной местности, в то время как широкие гусеницы танка массой 28,3 т давали возможность двигаться по грязи и глубокому снегу.

В годы Великой Отечественной войны «Тридцатьчетверка» стала основой танкового парка Красной Армии. На семи крупнейших заводах страны было произведено свыше 54000 танков Т-34 – более 70 % выпущенных танков всех типов.

Корпус, спроектированный Николаем Кучеренко, нависал над гусеницами и имел наклонные борта. Он сваривался из катаных листов гомогенной стали. Толщина брони корпуса спереди составляла 45-мм, 40-мм с тыла и 20-мм сверху. Сварка не отличалась высоким качеством, впрочем, в условиях военного времени об этом мало кто задумывался о том, чтобы сварные швы были ровные, главное, что они выдерживали прямые попадания снарядов. Передний броневой лист толщиной 45 мм был размещен под углом 60 градусов, благодаря чему легко отражал фронтальные удары. На нем не было отверстий за исключением амбразуры пулеметной установки с шаровым креплением. Задняя часть корпуса имела моторные жалюзи для доступа воздуха к двигателю и крепилась болтами, чтобы в случае необходимости можно было провести ремонт силовой установки. Сзади крепились и выхлопные трубы, сопла которых были направлены вниз. Благодаря хорошему бронированию на момент начала Великой Отечественной войны Т-34 был практически неуязвим.

Мотор Т-34 представлял собой V-образный четырехтактный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, который был ранее разработан для танка БТ-7М. Данная версия двигателя объемом 3,8 литра была модернизирована под Т-34. При 1800 об/мин он развивал мощность 493 л.с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л.с. на тонну, что позволяло танку Т-34 развивать скорость 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км. При движении по шоссе эти параметры были еще более впечатляющими: расход топлива сокращался примерно до 1 литра на километр, а скорость возрастала до 55 км/ч. Двигатель позволял также значительно увеличить запас хода Т-34 (до 464 км) по сравнению с танками, имевшими обычные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Но в этом он делили заслугу с развитой топливной системой: у Т-34 было несколько баков – главные резервуар с горючим располагался внутри бронированного корпуса, тогда как снаружи навешивались четыре вспомогательных бака по бортам и два на корме. Трансмиссия располагалась в кормовой части корпуса и не загромождала боевое отделение и отделение управления. В начале войны трансмиссия была ненадежной, поэтому некоторые экипажи возили запасные трансмиссии, привязывая их тросами к моторному отделению.

Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки этого времени.

Все модели танка Т-34 имели низкую башню. Хотя низкий силуэт башни был полезен в бою, он ограничивал склонение стволов основного и вспомогательного вооружения, особенно на обратном уклоне или при стрельбе на короткой дистанции. Кроме того, внутри башни было тесно. Из отделения управления можно было сразу попасть в башню. На более поздних моделях к башне и корпусу стали приваривать поручни для десанта.

Управление Т-34 кардинально отличалось от привычных нам систем. Вместо руля на месте механика-водителя были установлены два управляющих рычага и рычаг переключения передач. В полу располагались педали сцепления газа и тормоза. Также имелись два баллона с сжатым воздухом для пуска двигателя при низких температурах. Четырехскоростную коробку передач в последние годы войны сменила пятискоростная, после чего Т-34 стал выдавать более серьезные динамические и скоростные показатели. А вот для того чтобы им управлять механику приходилось прикладывать много усилий, иногда сдвинуть рычаги удавалось только с помощью специального молотка.

Сварная башня Т-34 первоначально была овальной формы. Впоследствии выпускались и шестигранные башни. Лоб и борта защищались 45-мм броней, корма – 40-мм, крыша башни – 16-мм. Задний лист ниши башни (дверца) крепился на болтах; в нем также было отверстие для стрельбы из револьвера

Впрочем, использование подручных средств было скорее исключением из правил. Об удобстве и надежности Т-34 говорит хотя бы тот факт, что этот танк по сей день находится на вооружении в ряде государств. Что же касается второй мировой войны, что многие историки называют его одним из главных факторов, благодаря которому наша страна одержала победу над фашистской Германией.

Т-34 или Пантера?

Для того, чтобы участвовать в опросе необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Обсудить
Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей