SubSonex JSX-1 – самый доступный из реактивных

И в то же время самый компактный самолет подобного класса

1697
1
0
П ервое слово, которое приходит на ум, когда вы приближаетесь к SubSonex - крошечный. Второе слово - истребитель.
Сергей Мочалов
фото: sonexaircraft.com

В Около года назад американская компания Sonex Aircraft объявила о начале продаж своей самой интересной модели - одноместного реактивного SubSonex. Сегодня все желающие могут самостоятельно познакомиться с машиной и даже сделать предзаказ на кит-комплект. Минимальный авансовый платеж - $10 тыс, ожидание - как минимум год, до начала 2016 года. Тем же, кто оплатил всю стоимость сразу ($125 тыс), получат свой самолёт первыми уже в начале предстоящего лета.

Пустой SubSonex весит всего 188 кг, при этом максимальный взлётный вес составляет 385 кг, а крутить мёртвую петлю и бочку можно при 340 кг

Несмотря на скромные размеры, машина имеет убирающееся носовое колесо и две стационарные главные стойки шасси, одетые в аэродинамические “гольфы”. Хвост даже не V-образный, а Y-образный, с небольшим вертикальным оперением для дополнительного контроля рысканья - эта конфигурация не очень популярна, но доказала свою эффективность на самолётах серии Waiex. Реактивный двигатель находится над фюзеляжем перед хвостовой частью и перевешивает самолёт, если пилота нет в кабине, поэтому конструкторам пришлось установить ещё одно колесо сзади.

Сам мотор представляет из себя турбину TJ-100, широко распространенную среди планеристов как “поддерживающий двигатель” (мы писали об этом в одном из наших материалов). Турбина весит всего 18 кг и производит 210 кг тяги, которых хватает лёгкому самолёту с лихвой. Что примечательно, TJ-100 производится исключительно в Чехии и, как и большинство чешской авиатехники, уходит своими корнями в советское прошлое, где этот мотор использовался как вспомогательный для военных вертолётов и истребителей. В пользу надежности силового агрегата также говорит и тот факт, что его активно используют военные в восточной Европе, в качестве, например, двигателя для учебных воздушных целей.

Турбина TJ-100 очень проста в обслуживании и снимается с самолёта за пару-тройку минут.

Фонарь кабины откидывается в сторону и попасть внутрь можно просто, перешагнув через невысокий борт. Внутри - царство минимализма. Даже для поршневого самолёта здесь маловато приборов и переключателей, не говоря уже о реактивном, но американцы настаивают, что дело не в бедности комплектации, а именно в простоте. Дескать нечего загружать голову лишними рычажками и циферблатами.

Первичный контроль осуществляется стандартной ручкой и педалями направления. Большие закрылки можно выставить в три положения - 15, 30 или 45 градусов. Дисковые тормоза управляются ручным рычагом. На панели приборов всего четыре переключателя: массы, двигателя, приборов и вспомогательного топливного насоса. Сразу под переключателями расположился миниатюрный цифровой вольтметр. Управление тягой осуществляется металлическим рычагом слева от пилота. Не буду описывать весь процесс запуска турбины и её прогрева, скажу лишь, что он занимает по времени около 20-30 секунд.

Панель приборов проста и рассчитана на тех, кто до Sonex летал только на планере. По сути, самолёт и является компактным планером с поддерживающим мотором

В отличие от поршневых собратьев самолёт медленно разгоняется и набирает скорость. Ожидать от этого “истребителя” ракетного старта - самая большая ошибка покупателей, зато на высоких скоростях, когда пропеллер теряет эффективность и начинает беспомощно молотить воздух, турбина SubSonex продолжает уверенно тянуть вперёд.

Разгон до взлётной скорости 130 км/ч происходит вяло, но главный сюрприз вас ждёт потом, когда вы потяните ручку управления на себя и оторвётесь от земли. Отсутствие поршневого рокота и присущей вибрации создаёт ощущение планерного полёта. Быстро набрав скорость до 225 км/ч, судёнышко взмывает до 600 метров на максимальной тяге. Управление, конечно, достаточно резкое, что ожидаемо для столь малой машины.

Двигатель TJ-100 работает на максимальных оборотах не более 5 минут, затем необходимо их снизить до 90%, что соответствует 70% тяги и хватит для поддержания скорости на отметке 225 км/ч. Расход топлива во взлётном режиме превышает 83 л/час, но после перехода на крейсерскую скорость снижается до 52-68 л/час в зависимости от высоты. Максимальная скорость горизонтального полёта, по заверениям производителя ограничивается на отметке 305 км/ч. 120-литрового бака за спинкой сиденья должно хватить на 90 минут спокойного полёта + несколько аварийных минут. Но устоять от нескольких пируэтов в воздухе просто невозможно. V-образный хвост незаслуженно считают неподходящим для аэробатики, на Sub Sonex он позволяет выкручивать практически любые вензеля в пределах допустимых перегрузок - от +6g до -3g.

На презентации машины американцы не скупились на аэробатические трюки. Действительно, смотреть на SubSonex в воздухе куда интереснее, чем на земле

Посадка покажется вам очень простой как только вы привыкнете к тому, что под рукой у вас нет резкого изменения тяги. По инструкции посадочная скорость - 140 км/ч при выпущенных на 30 градусов закрылках. Это обеспечивает удобный для обзора угол атаки, а также неплохую управляемость. Из-за довольно медленного набора скорости решение уходить на следующий круг должно приниматься довольно рано и ни в коем случае не совпадать с началом задирания носа самолёта. Поршневые выкрутасы здесь не пройдут! Даже скажу более, пилотам планеров будет в кабине SubSonex значительно комфортнее, чем пилотам легких и сверхлёгких поршневых машин. Впрочем, не буду сгущать краски - стационарные стойки шасси достаточно прочные для того, чтоб простить пилоту решение плюхнуться на ВПП при завышенной скорости.

В целом, стоит сказать, что новый SubSonex JSX-1 не для спокойного отдыха или полётов к друзьям на соседний аэродром. В нём совсем нет багажника, а кабина настолько тесна, что прикреплённая на фонарь экшн-камера вот-вот упрётся вам в голову. Эта машина для эмоций и впечатлений от полёта. Отличная тяга на скоростях выше 200 км/ч и всецело спортивная управляемость делают его отличной реактивной коробкой, настоящим JetBox.

SubSonex JSX-1, технические характеристики :

Длина 4,8 м
Размах крыльев 5,4 м
Пустой вес 188 кг
Взлётный вес 305 кг
Двигатель Турбореактивный TBS TJ-100
Расход топлива 52-83 л/час
Объём топливного бака 120 л
Дальность полёта 367 км
Максимальная скорость 305 км/ч
Крейсерская скорость 225 км/ч
Дистанция взлёта/посадки 336/305 м
Максимальные перегрузки от +6g до -3g
Стоимость $125 тыс (4 080 тыс. рублей)
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей