СУ-76М – самая массовая самоходка Великой Отечественной войны

Лучшее средство огневой поддержки пехоты в боевых действиях

360
4
0
В годы Великой Отечественной войны почти ни одно крупное советское войсковое подразделение не обходилось без самоходной артиллерийской установки СУ-76М. Но оценка этой машины в войсках была неоднозначной.
Сергей Мочалов
Фото 1zoom.ru

Ее ругали за слабое бронирование и открытое боевое отделение, за пожароопасные бензиновые двигатели. Однако более качественный анализ убеждает, что по своим характеристикам СУ-76М не только не уступала однотипным немецким образцам, но и во многом превосходила их. Установленная на самоходке пушка ЗиС-3 могла эффективно поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника. А малая боевая масса и хорошая проходимость машины позволяли сопровождать наступающие войска на самых сложных участках местности. СУ-76М стала надежным средством огневой поддержки пехоты и одним из символов победы нашей Родины в Великой Отечественной войне.

На самоходную артиллерию в Советском Союзе обратили внимание еще в середине 30-ых годов ХХ-го века. Проектные работы велись очень активно, однако дальше опытных образцов дело так и не пошло – в стране продолжали отдавать предпочтение буксируемой артиллерии. В самом начале войны ситуацию попытались исправить: на гусеничный тягач «Комсомолец» установили пушку калибром 57 мм. Но фронту в первую очередь требовались танки, поэтому основные силы были брошены на развитие именно этого направления, а разработку самоходных артиллерийских установок до поры, до времени отложили.

К вопросу о создании самоходных артиллерийских установок или сокращенно САУ вернулись в начале 1942 года. Планировались крупномасштабные наступательные операции, в которых большая роль отводилась именно самоходной артиллерии. Она могла непрерывно сопровождать пехоту и танки в наступлении, постоянно поддерживая их своим огнем, быстро менять огневые позиции, сближаться с противником и уничтожать его огневые точки. Обычной артиллерии на механической или на конной тяге такие задачи были бы не по силам. В бою смена позиции велась зачастую силами расчета, поэтому скорость и маневренность орудийного расчета были невысоки.

Государственным Комитетом Обороны была поставлена задача: к 1 декабря 1942 года создать опытные образцы самоходных артиллерийских установок на базе легких и средних танков. Самоходку СУ-76 разработали в конструкторском бюро завода №38 в Кирове, но первые образцы этой техники увидели свет на Горьковском Автомобильном Заводе. Машина была создано на основе агрегатов легких танков Т-60 и Т-70. Силовая установка состояла из двух параллельно установленных автомобильных двигателей и коробок передач, которые располагались вдоль бортов самоходки. Боевое отделение было полностью закрытым и располагалось сзади, так что ствол пушки ЗиС-3 не выходил за габариты машины. В декабре 1942 года начались испытания опытного образца, получившего заводской индекс СУ-12. За время этих испытаний серьезных дефектов не обнаружилось – это произошло значительно позже.

После принятия САУ на вооружение в январе 1943 года два первых самоходных артиллерийских полка из СУ-76 отправили на Волховский фронт. Именно там выявился дефект спаренной установки двигателей – экипажи самоходок стали отмечать сильные вибрации в двигателях – в них возникали так называемые крутильные колебания, которые быстро приводили в негодность трансмиссию. Конструкторы попытались усилить элементы коробок передач и карданных валов, но это сделать не удалось. В марте 1943 года производство СУ-76 приостановили. Государственный Комитет Обороны поставил задачу в кратчайший срок устранить все недостатки и возобновить серийный выпуск. Потребность в таких самоходках, легких, подвижных, была очень велика. СУ-76 прошла качественную модернизацию всех агрегатов – в первую очередь было изменено расположение двигателей. Их установили последовательно: один за другим вдоль правого борта. Таким образом, удалось решить проблему сильных вибраций, поэтому надежность машины повысилась, но в то же время ось расположения канала ствола орудия и место механика водителя в новой компоновке были смещены на 200 влево.

Кроме того с боевого отделения сняли крышу, которая мешала наводке орудия и работе расчета, и самое главное – такое техническое решение позволило снизить боевую массу машины. Успешно пройдя все испытания, самоходная артиллерийская установка была принята на вооружение под обозначением СУ-76М. новая САУ получилась весьма удачной: небольшая металлоемкость, относительная простота конструкции и использование хорошо освоенных автомобильных агрегатов – все это позволило в кратчайшие сроки запустить самоходку в массовое производство.

Впервые СУ-76М массово применили в боях на Курской дуге в 1943 году. Именно тогда и родились слухи о слабой защите этой машины, которые будут преследовать самоходку до конца войны. Первые негативные впечатления сформировались в основном из-за того, что поначалу самоходки пытались использовать вместо танков, пуская их в прорыв перед пехотой. Это приводило к большим потерям в технике – у СУ-76М для выполнения таких задач была достаточно слабая броневая защита. Она защищала экипаж от стрелкового огня и тяжелых осколков, но обычная ручная осколочная граната, попав в открытое боевое отделение, практически гарантированно уничтожала экипаж машины.

Постепенно получая в боях бесценный опыт, командиры частей и соединений стадии применять в боях СУ-76М более грамотно и тогда самоходка смогла проявить все свои положительные качества. Тот самый открытый верх и низкая задняя станка обеспечивали отличные условия для ведения интенсивного огня – боевому расчету было удобнее работать в открытом пространстве и при стрельбе не было такой загазованности, как в закрытых рубках. Также отсутствие крыши улучшало экипажу обзор на поле боя.

Благодаря своим небольшим размерам и достаточно низкому удельному давлению на грунт, самоходка могла быстро передвигаться по лесистой и заболоченной местности, сопровождая пехоту там, где другие типы танком и самоходок не минуемо бы завязли. Благодаря таким характеристикам СУ-76М стала лучшим средством огневой поддержки пехоты, самоходка стала активно применяться в любых условиях, как в лесах и полях, так и на улицах, освобождаемых от фашистов городов.

24 июня 1945 года СУ-76М вместе с другими орудиями приняла участие в Параде победы на Красной площади в Москве.

Легкая самоходная установка СУ-76М, тактико-технические характеристики:

Боевая масса 10,5 тонн
Экипаж 4 человека
Вооружение пушка калибра 76 мм пулемет калибра 7,62 мм
Мощность силового агрегата 140 л. с.
Максимальная скорость 41 км/ч
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей