Су-2 – ближний разведчик и легкий бомбардировщик

Су-2 – ближний разведчик и легкий бомбардировщик

Один из самых многофункциональных самолетов Великой Отечественной войны

800
3
0
В Москве на территории знаменитого конструкторского бюро сухого есть памятники многим самолетам, которые в разное время защищали и защищают рубежи нашей страны: перехватчик Су-15 в 70-ые годы был основным самолетом авиации ПВО государства, истребитель-бомбардировщик Су-17 – первый отечественный самолет с изменяемой геометрией крыла, истребитель Су-27 – гордость современных ВВС России.
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru, volfoto.ru

Несколько в отдалении стоит и герой этой статьи – первенец конструкторского бюро Сухого – ближний бомбардировщик Су-2, он сражался с врагом в годы Великой Отечественной. История самолета началась в середине 30-ых годов прошлого века и назывался он тогда вовсе не Су-2. Имен было много: АНТ-51, «СЗ», «Иванов», «ББ-1». За каждым из названий своя маленькая история. АНТ – не трудно догадаться, что эта аббревиатура расшифровывается как Андрей Николаевич Туполев.

В тридцатые годы Туполев уже был маститым авиаконструктором. В его КБ было несколько бригад, одну из которых возглавлял Павел Сухой. Именно бригадой Сухого были спроектированы рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ-37 «Родина». На АНТ-25 экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили выдающиеся перелеты через Северный полюс в Америку. На АНТ-37 экипаж Валентины Гризодубовой установил женский мировой рекорд дальности, преодолев 5 тысяч километров. Оба этих самолета были не просто рекордными – это были символы страны советов.

В конце 1936 года Туполеву поручили новый самолет, разработку которого он доверил бригаде Сухого. Машину назвали АНТ-51. Задание было очень важным – его курировал сам Сталин, так в обозначении самолета появились буквы «СЗ» - сталинское задание. Внимание вождя к новому самолету не было случайным, в то время военная доктрина Советского Союза предполагала прорыв вражеской обороны на всю ее глубину и авиации в этом деле отводилась одна из главных ролей. С дальними и тяжелыми бомбардировщиками все было понятно – бомбовозы Туполева закрывали эту нишу полностью, а вот с фронтовой авиацией была проблема – сил и средств на все не хватало. Поэтому военно-политическое руководство страны приняло решение о создании универсального фронтового самолета. Задача не самая простая, поскольку эту машину предполагалось применять как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик и даже как истребитель сопровождения – требовался дешевый, а главное – массовый самолет.

По одной из версий, Сталин сформулировал задачу так: самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов. Видимо отсюда возникло еще одно задание – «Иванов». Это был телеграфный позывной Сталина, так стали именоваться и самолеты, проектируемые в рамках сталинского задания. В конкурсе участвовали ведущие советские авиаконструкторы, наиболее удачная машина получилась у Павла Сухого. 25 августа 1937 года летчик-испытатель Михаил Громов совершил на самолете первый полет. По результатам испытаний самолет был одобрен и запущен в серию. Теперь он именовался ББ-1 – ближний бомбардировщик первый. Именно бомбардировка стала основным назначением самолета. В 39 году, когда ББ-1 осваивали в производстве, бригада Павла Сухого стала самостоятельным ОКБ.

В конце 1940 года все советские самолеты стали называть по фамилии конструкторов с добавлением номера. Истребителям присвоили нечетные числа, а бомбардировщикам и всем остальным – четные. Получил свое последнее имя и Су-2.

Су-2 был спроектирован по схеме свободнонесущего моноплана с нижним расположением крыла. Однако авиастроителям пришлось на производстве внести в самолет кое-какие изменения, который упростили его. Вместо цельнометаллической они сделали смешанную конструкцию, что сделало самолет легче, но уязвимее для пушек противника. При этом самолет мог нести впечатляющую бомбовую нагрузку: 400 килограммов бомб располагались в бомболюках, остальные крепились на внешней подвеске. В каждое крыло было вмонтировано по два пулемета, еще один был установлен в задней части кабины, он прикрывал самолет со стороны задней верхней полусферы. В дальнейшем на Су-2 появилось дополнительное оборонительное вооружение – в нижней части самолет появился люк с пулеметом для прикрытия со стороны нижней полусферы. Короткие стойки шасси и широкие колеса позволяли самолету взлетать и садиться на слабо подготовленные площадки.

Экипаж состоял из летчика и штурмана-стрелка. Последний, в случае необходимости, мог взять управление самолетом на себя – в его части кабины для этого имелось все необходимое. По этой же причине Су-2 в учебной модификации никогда не выпускался. К началу войны на вооружении в Красной Армии стояло около 400 ближних бомбардировщиков Су-2 – они стали очень активно использоваться с началом боевых действий. Иногда вылеты на одном самолете посменно осуществляли два экипажа, и каждый делал по два-три боевых вылета.

Как правило, на боевые задания Су-2 отправлялись группами – это повышало эффективность бомбовых ударов. Вместе было легче отбиваться от истребительной авиации противника. В полной мере Су-2 оценили экипажи, которым довелось воевать зимой – удобная и теплая кабина самолета позволяла сосредоточиться на выполнении задания. Хорошее сочетание различных летных характеристик Су-2 позволяло ему вести бой даже с немецкими истребителями.

12 сентября 1941 года на самолет старшего лейтенанта Екатерины Зеленко напали семь вражеских истребителей. Су-2 принял бой, и в этой неравной схватке экипажу удалось сбить один немецкий истребитель, а второй ценой собственной жизни Екатерина Зеленко взяла на таран. Это был первый таран, выполненный летчиком-женщиной. В 1990-ом году Екатерине Зеленко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летчики, воевавшие на Су-2, прекрасно отзывались об этом самолете. Он был легким, послушным и достаточно скоростным и обладал необыкновенной живучестью – Су-2 не горел даже при повреждении бензобака. Су-2 принял участие во всех значимых операциях первой половины войны – в сражениях, предопределивших будущую победу.

Ближний бомбардировщик СУ-2, тактико-технические характеристики:

Экипаж: 2 человека
Силовая установка: поршневой мотор М-88 мощностью 1100 л.с.
Максимальная скорость: 465 км/ч
Практический потолок: 8900 метров
Дальность полета: 1190 км
Максимальный взлетный вес: 4,5 тонны
Вооружение: 5 пулеметов калибра 7,62 мм
Максимальная бомбовая нагрузка: 600 бомб и 10 реактивных снарядов
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей