Спорт для настоящих грузовиков

Из-за небольшой популярности и плохой информационной поддержки, европейский чемпионат по кольцевым гонкам на грузовых автомобилях обрастает слухами и легендами

1078
1
6
С реди американских дальнобойщиков бытует мнение, что трак-рейсинг зародился именно на их континенте в середине прошлого века, когда дальнобойщики-нелегалы, отцепив полуприцепы от своих тягачей, на деньги соревновались в скорости. Но нам известна и более правдивая история трак-рейсинга.
Сергей Мочалов
фото автора компаний-участниц ETRC

В тени королевского автоспорта

На протяжении нескольких последних десятилетий «на разогреве» у гонок Формулы-1 проходят менее престижные серии авто- и мотосоревнований. Тем самым Международная федерация автоспорта (FIA) подогревает интерес публики к подобным мероприятиям. Гонки грузовиков, напротив, никто не продвигал, а зародились они на основе банального хулиганства, когда водители автопоездов, перевозившие болиды и амуницию команд Формулы-1, после Гран-при шутки ради гоняли по гоночным трассам, отстегнув полуприцепы.

Дальнобойщики-энтузиасты подхватили данный вид развлечения, и с середины семидесятых годов полулегально устраивали соревнования между собой, арендуя на это время автотреки. Первые официальные гонки в Европе были проведены в начале восьмидесятых годов. Тогда еще не было ни четких правил участия, ни технического регламента для спортивных грузовиков. Ситуация изменилась к сезону 1984 года, когда впервые был официально опубликован календарь гоночных этапов по трак-рейсингу и выработаны единые правила.

Вписаться в один из утвержденных классов — такой была задача кандидатов, желающих принять участие в гонках на собственных грузовиках. К классу А отнесли грузовики мощностью до 300 л. с., к классу В — 301-360 л. с. и топ-классу С — «монстров» мощностью 361-500 л. с. Ни рабочий объем, ни фактическая мощность, ни использование электроники, к радости владельцев продвинутых грузовиков, не лимитировались. Только максимальная скорость была ограничена на отметке 160 км/ч.

Примечательно, что согласно первым официальным правилам в гонках принимали участие совершенно стандартные грузовики, а точнее – седельные тягачи, которые до момента гонки были впряжены в тяжелые сцепки с полуприцепами, и буквально на пару часов, вырывались на свободу!

Современный трак-рейсинг

Но, со временем, общедоступность и простота грузовых соревнований канули в лету. Растущая популярность трак-рейсинга, привлекла в чемпионат самих автопроизводителей грузовиков, которые не преминули воспользоваться случаем прорекламировать свой продукт, как самый быстрый, и благодаря «резиновому» техрегламенту гонок, стали создавать настоящих «монстров», тягаться с которыми частным владельцам тягачей было не под силу.

В конце восьмидесятых, организаторы пытались вернуть гонкам хоть какую-то интригу путем изменения техрегламента, но автопроизводители, к тому моменту, обосновались в трак-рейсинге всерьез и надолго. Но тут случилось событие, повлиявшее на всю последующую судьбу евротрак-рейсинга. После очень крупной аварии на ралли Париж-Дакар в африканской пустыне, FIA на несколько лет запретила участие грузовиков в ралли-рейдах, и Truck Racing остался единственной разрешенной грузовой гоночной дисциплиной.

Truck Racing стал сверхпопулярным, а обилие профессиональных заводских команд с мощной технической и финансовой поддержкой привело к началу «гонки вооружений». Такие компании, как MAN, Mercedes-Benz, DAF и другие создали уникальные по мощности и стоимости грузовые «снаряды», превосходящие по динамике и скорости многие легковые спорткары!

Частные команды уже и не надеялись бороться за победу с «супергрузовиками», а потому произошло еще одно изменение техрегламента гонок грузовиков, предполагающее только два класса – Super Race и Race Sport. Стандартов, задаваемых компаниями MAN и Mercedes, не выдерживали даже «заводские» конкуренты из Super Race. Но и эти команды недолго делили подиум между собой, к середине двухтысячных годов покинув трак-рейсинг. А еще через несколько лет Super Race упразднили как класс, и заводских команд в FIA European Truck Racing Championship не осталось. В трак-рейскинге остались только частные команды, но и они не имели уже никакого отношения к владельцам обычных грузовых автомобилей.

Да и сами спортивные грузовики уже в полуприцеп не запряжешь. Это полноценные спортивные болиды со среднемоторной компоновкой, задним приводом и муляжом седельного устройства. Сегодня в европейском грузовом кольцевом Чемпионате нет заводских команд. В некотором роде «функцию» заводских команд выполняют несколько профессиональных частных «конюшен», получающих техническую поддержку от автопроизводителей. Они и образуют «высшую лигу» трак-рейсинга. Второй эшелон современного трак-рейсинга — это гонщики-индивидуалы, которые не имеют большой спонсорской поддержки и опираются, в основном, на собственные инженерные и технические ресурсы.

Русский след в трак-рейсинге

В это трудно поверить, но в конце восьмидесятых – начале девяностых годов в European Truck Racing Championship принимали участие советские производители грузовых автомобилей МАЗ, КАМАЗ, КрАЗ и ЗИЛ. Каждый из автозаводов подходил к участию в соревнованиях крайне серьезно и строил вполне конкурентоспособные грузовые болиды, в случае с КрАЗом – даже с танковым двигателем, форсированным до 1000 л.с.! Наибольшего успеха в этих соревнованиях добился Минский автозавод, выступавший в соревнованиях с 1987 по 1990 годы. Автомобили были подготовлены в соответствии с техническими требованиями Международной автомобильной федерации (FIA) и были омологированы как «автомобиль-прототип МАЗ-5432-Спорт».

Изначально, это были обыкновенные серийные машины со спальными местами. Автомобили постоянно перестраивались и все больше походили на специальные спортивные машины, оснащались 750-, а затем и 930-сильными двигателями, после чего советские спортсмены начали добиваться неплохих результатов. Но во времена перестройки тракрейсинговая команда «Совтрансавто» прекратила свое существование. Отметился в европейских соревнованиях и Завод имени Лихачёва (ЗИЛ). С 1989 по 1994 гг. в Кубке Европы на тягачах ЗИЛ-4421С с 1000-сильным дизельным двигателями Caterpillar участвовали мастер спорта международного класса Александр Маркин и мастер спорта СССР А. Пузырев. Лучшими достижениями спортсменов по сумме очков по итогам 11 этапов Кубка были 5 и 6 места. На некоторых этапах чемпионата спортсмены выступали более успешно, занимая призовые места. В командном зачете среди заводов-изготовителей автомобилей в 1993 году команда заняла 2 место.

Время от времени в Кубке Европы выступал КамАЗ с дизелем Cummins, но без особого успеха.

После этого советских и российских грузовиков в тракрейсинге не было. Зато в иностранные команды стали приглашаться одаренные российские пилоты. Так в 2008 году за команду Truck Race Team Allgauer на желтом MAN TGS 18.480 под номером 5 выступал российский пилот Михаил Коновалов. По итогам сезона 2008 года Михаил занял 16-е место.

В 2009 году Коновалова в команде Truck Race Team Allgauer сменил петербуржец Александр Львов, сын первого советского пилота в европейском трак-рейсинге Михаила Львова. В своем первом сезоне в трак-рейсинге Львов занял 11-е место по итогам Чемпионата. В 2010 году Львов продолжил выступление за австрийскую команду, улучшив свой результат – 8-е место в Чемпионате.

В 2011 году один из этапов европейского Чемпионата впервые прошел в России на автодроме «Смоленское кольцо» и получил название TRUCK BATTLE RUSSIA. На старт российского этапа выехали сразу два российских гонщика – Львов и Михаил Коновалов, который выступил за чешскую команду Buggyra.

В 2011 году Львов по-прежнему в одиночестве отстаивал честь российского трак-рейсинга в чемпионате Европы. Хотя улучшить свой результат 2010 года по итогам сезона ему не удалось – лишь 9-е место. Несмотря на это, наш пилот навсегда вписал свое имя в историю европейского трак-рейсинга, как первый россиянин, сумевший выиграть гонку Чемпионата. Это случилось на трассе Мост в Чехии.

В 2012 году Александр Львов боролся в составе новой команды Frankie OXXO Truck Racing Team, но из-за неудовлетворенности совместной работой, в сезоне 2013 года иностранная команда лишилась профессионала из России.

В Чемпионате ETRC-2013 будет выступать другой россиянин – Юрий Егоров, уже отметившийся в 2012 году в составе первой частной российской команды Red Ice Racing за рулем грузовика Freightliner, подготовленного ателье Buggyra.

Напомним, что Чемпионат Европы по гонкам грузовиков 2013 года стартует в итальянском Мизано уже в грядущие выходные 18-19 мая. Прямых трансляций подобных соревнований центральные телеканалы российского телевидения не ведут, поэтому наиболее актуальные новости о грузовом автоспорте отслеживайте на нашем портале!

Расскажите друзьям:

Комментарии

6

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей