Советские линкоры на страже морей

Советские линкоры на страже морей

Самые крупные корабли Красного флота военных лет

12 сентября 1941 года немецкие войска начали генеральный штурм Ленинграда. Положение города на Неве было как никогда критическим. Все советские корабли и форты открыли огонь, не считаясь с расходом боеприпасов.
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru

Среди канонады выделялся раскатистый гром выстрелов орудий главного калибра линкоров «Марат» и «Октябрьская Революция» - снаряды весом в полтонны накрывали позиции противника в радиусе до 30 километров. Не менее тяжелая ситуация складывалась и в Крыму: враг стремился захватить главную базу Черноморского флота – Севастополь. Здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна». Зимой 1941 года черноморцы не пустили врага в Севастополь.

Линейный корабль являлся самым мощным типом артиллерийских судов первой половины XX-го века. Наличие линкоров на вооружении военно-морского флота той или иной державы говорило о том, что эта страна обладает внушительной военной и экономической мощью. Советский Союз накануне Второй Мировой войны обладал тремя линкорами. Это были «Октябрьская Революция» и «Марат» на Балтике и «Парижская коммуна» на Черном море. Однако во время войны этим линейным кораблям не довелось проявить себя в морских сражениях: на Балтике они были заперты минными полями в Финском заливе, на Черном море Германия и ее союзник Румыния использовали только легкие суда, подводные ложки и авиацию. Линкоры, созданные для морских баталий, казалось бы, не оправдали своего назначения, но все же они сыграли свою роль в борьбе с германским нашествием. Мощная артиллерия этих кораблей наносила ощутимый урон вражеским сухопутным силам и помогла не впустить фашистов в Ленинград, а затем надолго задержала их в ходе героической обороны Севастополя.

Линкор "Парижская коммуна" в годы войны был флагманом Черноморского флота

Линкор – сокращение от словосочетания «линейный корабль». Так в России в 1907 году в память о парусных линейных кораблях XIX-го века назвали новый тип судов. Линкоры начали строить исходя их опыта Русско-Японской войны 1904 года. Новые корабли должны были обладать мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и повышенной боевой живучестью за счет сильного бронирования. К тому времени подобные корабли уже начала строить Великобритания, первый из них получил название «Дредноут» и это имя стало нарицательным для всех линкоров. 16 июня 1911 года в торжественной обстановке был спущен на воду «Севастополь» - первый российский линкор, головной корабль из четырех балтийских дредноутов. Через три года, когда уже бушевал огонь Первой мировой войны, линкоры «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» были приняты на вооружение.

Удивительно, но за все время войны эти корабли так и не выпустили ни одного снаряда по противнику. Их боевая деятельность свелась к прикрытию своих эсминцев при постановке минных заграждений. Два года корабли простояли в гаванях военно-морских баз. Бездеятельность пагубно отразилась на дисциплине матросов, среди них начали распространяться революционные настроения. А в октябре 1917-го матросы Балтики стали главной ударной силой большевиков в свержении временного правительства. В ходе Гражданской войны линкоры дважды побывали в бою: в июне 1919 года Петропавловск в течение нескольких дней обстреливал форт «Красная горка», а в марте 1921 года, оказавшиеся в центре антибольшевистского кронштадтского мятежа «Петропавловск» и «Севастополь» вели дуэль с береговыми батареями. После подавления восстания линкоры переименовали: «Севастополь» получил имя «Парижская коммуна», «Петропавловск» назвали «Марат», а линкор «Гангут» стал называться «Октябрьская революция».

Линкор "Марат" фал фактически уничтожен фашистами осенью 1941 года, но вернулся к жизни в виде плавучего форта

В 20-х годах советская власть активно взялась за восстановление военного флота страны. Ремонтировались корабли, готовились новые офицерские кадры, регулярно проводились морские маневры. В 1929 году линкор «Парижская коммуна» был передислоцирован на Черное море. В течение 30-х годов все линкоры прошли глубокую модернизацию. Было усилено бронирование, дальность и скорострельность орудий главного калибра, установлены новые приборы управления стрельбой. Кроме того, корабли оснастили современной зенитной артиллерией. Линкоры значительно изменились и внешне: в носовой части была увеличена высота надводного борта, переднюю надстройку оснастили многочисленными площадками боевых постов, а дымовой трубе придали характерный изгиб, чтобы не задымлялись мостики. Также линкоры впервые получили авиационное вооружение. На «Парижской коммуне» разместили катапульту фирмы Heinkel, с которой взлетал гидросамолет КР-1. Правда, в последствии от катапульты решили отказаться. После модернизации экипаж «Парижской коммуны» вырос до 1730 человек. Это привело к ухудшению условий обитаемости. В некоторых кубриках на одного матроса приходилось меньше квадратного метра.

К началу Великой отечественной Красный флот представлял собой внушительную силу, поэтому планируя нападение на СССР германское командование не стало задействовать свои военно-морские силы, акцент был сделан на захвате морских баз сухопутными войсками. На нейтрализацию советского военно-морского флота противник направил авиацию, торпедные катера и подводные лодки, в Финском заливе были выставлены мощные минные заграждения. В годы войны судьбы линкоров сложились по-разному, самая трагичная выпала на долю «Марата». 9 сентября 1941 года этот линкор открыл огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам. В эти дни Кронштадт подвергался ежедневным массированным налетам авиации Вермахта, ее главной целью были советские линейные корабли. Утром 31 сентября во время отражения тринадцатого по счету налета в носовую часть корабля попали две 1000-килограммовые авиабомбы. Взрывы почти полностью перебили корпус «Марата», разрушили и сбросили с корабля первую башню и фок-мачту с носовой надстройкой, погибло 326 человек, в том числе и командир корабля. Линкор сел на грунт. Однако почти через месяц его орудия вновь открыли стрельбу – «Марат» воскрес в виде плавучего форта. Его артиллерия успешно использовалась вплоть до момента снятия блокады.

Линкоры военных лет имели самое мощное вооружение

Также как и «Марат», линкор «Октябрьская революция» 19 сентября 1941 года подвергся ударам авиации противника, но успешно их отразил. В ходе последующих налетов в результате попадания 500-килограммовых бомб вышла из строя вторая и была повреждена третья башня корабля, но линкор «Октябрьская революция» продолжал вести огонь главным калибром. Было уничтожено несколько батарей, разгромлен батальон пехоты противника и несколько бронетанковых и автомобильных колонн. В конце октября 1941 года линкор перешел из Кронштадта в Ленинград и стал к стенке Балтийского завода для ремонта, артиллерия корабля вошла в систему обороны города. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное личным составом мужество 22 июля 1944 года линкор «Октябрьская революция» был награжден орденом «Красного знамени».

Не менее тяжелая ситуация складывалась осенью 1941 года на Черном море. Была оставлено Одесса, враг ворвался в Крым, началась осада Севастополя. «Парижская коммуна» и другие корабли покинули главную базу и направились в Поти. Первая боевая операция была проведена линкором «Парижская коммуна» в конце декабря 1941 года, в связи с обострением обстановки под Севастополем корабль прибыл в район мыса Фиолент и выпустил по противнику 146 снарядов главного калибра. Через месяц линкор с рейда Севастопольской бухты в течение 14 часов вел огонь по позициям врага в Бельбекской долине. В результате обстрела была подавлена открывшая огонь по кораблю батарея противника.

В течение зимы линкор не раз ходил к побережью Крыма, где наносил артиллерийские удары. Несмотря на отсутствие боевых повреждений, корабль нуждался в серьезном ремонте – ресурс его орудий оказался полностью выработан. Линкор «Парижская коммуна» встал на ремонт и больше не принимал участия в боевых операциях – руководство страны посчитало, что политические последствия от гибели корабля в условиях господства над морем германской авиации были бы слишком тяжелы. В 1943 году линкору «Парижская коммуна» было возвращено его историческое имя «Севастополь», а еще через год Красная Армия освободила Крымский полуостров, но только после очистки фарватеров от мин флот вернулся в Севастополь, это историческое событие произошло 5 декабря 1944 года.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей