Открытая моторная яхта Smartboat 30: необычна во всём

Открытая моторная яхта Smartboat 30: необычна во всём

Появление этой лодки в списке номинантов премии «Европейская лодка года» вызвало бурю эмоций

578
1
0
Т ри года назад, когда появился Smartboat 23, его тоже бурно обсуждали и спорили. В конце концов он получил премию рангом поменьше, и всё успокоилось. Но Smartboat 30 – ещё более резкий и провокационный, да к тому же номинирован на одну из самых престижных премий яхтенного мира. Поэтому споры о нём не только не прекращаются, но и растут.
Антон Сорокин
Фото smartboat.fr

На всевозможных форумах любителей яхтинга французская лодка Smartboat 30 получала самые различные оценки. Читая их, я неизменно удивлялся, насколько полярны в своих мнениях люди, и как мало тех, кто хотя бы пытался быть объективным. При внимательном рассмотрении выяснилось, что большинство тех, кто ругает Smartboat 30 – американцы, большинство хвалящих – европейцы. Почему? – Да потому что заокеанское понятие о яхте куда более консервативно. В США и сейчас можно найти верфи, которые делают лодки, мало изменившиеся с 30-х годов. В Европе же подобные остались разве что как клубы любителей морской реконструкции.

Казалось бы странно, что американцы, сами сравнивающие Smartboat 30 со своим знаменитым самолётом Lockheed F-117 Nighthawk, первый отчаянно ругают, а второй превозносят. Но дело именно в том, что самолёт произведён у них, а яхта – нет. Вот и слышит футуристичная лодка, да и вся молодая компания - производитель самые нелестные слова в свой адрес. Но, как разумно подметил один из посетителей форума: «Если Smartboat 30 - это уродство, то скажите Wally, чтоб перестали выпускать свои лодки». Но авторитет Wally слишком высок, а другая фирма - шведская Fjord - которая пользуется схожими обводами, слишком малоизвестна, чтоб из-за неё копья ломали. Вот и пришлось весь удар принимать «Смартботу».

Так из-за чего же разгорелся сыр-бор? Форма Smartboat 30 хоть и необычна для моторных яхт, но не уникальна, а в парусных яхтах и подавно широко используется. И, в общем-то, не новость, когда максимальная длина лодки равна длине по ватерлинии. Милитаристичные формы и окраска тоже используются сплошь и рядом. Идея открытого транца перестала будоражить умы уже лет пять назад и только ретрограды повторяют аргумент о том, что неприятно, когда задняя волна заливает кокпит, поскольку такого почти никогда не происходит. Сама логика смещения жизни за высокие борта верхней палубы, в ущерб каютам на нижней, тоже, кажется, стала привычна, и даже выделился класс лодок – уикендеров, где Smartboat 30 – всего лишь одна из крайних ступенек, не более того.

Наконец, сами же американцы создали традицию сумасшедшей окраски бортов, которую французы довели до совершенства, перестав вообще чем-либо ограничивать внешний вид «Смартботов». Теперь хочешь – оставляй традиционную «военную» окраску, хочешь – заказывай другие цвета, а если угодно, так можешь вообще нанести на борта репродукцию своей любимой картины или рекламу турфирмы, как делают Smartboat 23, которыми оснащены речные перевозчики и экскурсоводы в крупнейших французских национальных парках.

Случалось читать обвинения против Smartboat 30 даже в… излишней многофункциональности. Мол, не используем же мы родстер для перевозки горных лыж, а этот «морской родстер» может и лыжника буксировать (да ещё и с переменной волной, благодаря системе водных балластных танков), и к рыбалке приспособлен, и купальщики его обожают, и просто в путешествие можно, поскольку каюты всё-таки есть. Но уж это, согласитесь, просто пустое злопыхательство, а не упрёк.

И, наверное, именно потому так много добрых и дурных слов собрал герой нашего рассказа, что все перечисленные выше черты, каждая из которых слегка необычна сама по себе, тут сведены воедино, образуя феерический коктейль.

Удалось его «смешать» морским архитекторам Mark Van Peteghem и Vincent Lauriot Prevost, известным как разработчики гоночных парусных мега-яхт. Проектная компания VPLP, которую они составляют, имеет более чем тридцатилетний стаж, а среди её творений – гоночные яхты BMW-Oracle, победители Кубка Америки и вся действующая линейка круизных катамаранов Lagoon. Соответственно, «парусные» корни Smartboat 30 прослеживаются со всей очевидностью. С другой стороны, в нём нашла отражение европейская озабоченность проблемами окружающей среды, а разработчики достаточно экспериментировали с двигателями и материалами корпусов, чтобы понять, как можно уменьшить потребление топлива. Полимерный многослойный корпус сделан так, что вес, необходимый для конструкционной прочности, снизился в три раза, а следовательно, значительно понизилось и энергопотребление лодки. Кроме того, особенности формы корпуса обеспечили фантастическую управляемость.

В Smartboat 30 есть и ещё несколько инноваций, которых не было даже в Smartboat 23. Правда, за счёт этого он стал очень, очень намного дороже – чуть ли не в пять раз. И вот это-то единственный укор, который мне показался справедливым. Тем не менее, эффективность и экономичность лодки (а значит – недорогая эксплуатация) во многом оправдывают общую стоимость. Грубо говоря, того количество топлива, которое Smartboat 30 потратит на милю, пройденную со скоростью 35 узлов (это его «максималка»), для аналогичной по размерам и мощности лодки хватит разве что для того, чтобы развить экономичный ход в районе 20-24 узлов. При условии, что топливный бак «тридцатки» составляет 400 литров, что совсем немного для тридцатифутовика, он сможет уйти гораздо дальше одноклассников.

О таких вещах, как удобство пребывания на борту, позаботилось дизайн-бюро Flahault design. Ну а что такое французский дизайн и стиль – россиянину объяснять не надо. Не мудрствуя лукаво, специалисты Flahault пошли по принципу функционального минимализма, который отлично сочетается со спортивными чертами экстерьера. Все мягкие поверхности на палубе обтянуты ярко-оранжевой кожей. Поверхностей этих немало, и ни одна из них не станет хвастаться какими-либо сложными изысками линий: всё просто, всё согласовано с общими обводами лодки. Небольшой солярий на корме, более крупный – на баке, сиденья в кокпите, включая капитанское – всё это сделано строго функционально, и оттого приятно глазу. Так же подошли и к оформлению приборной панели: предельная чёткость и ясность, ничего лишнего.

Нижняя палуба оборудована в том же духе. Как ни удивительно, учитывая невысокую и не очень крупную лодку (высота прохода всего 1,8 м), внизу разместились 4 спальных места и полноценный санузел с душем. Правда, стоять можно только в нём, да ещё в центральной части, у лестницы, а спальные места, как переднее, так и заднее, упрятаны в невысокие отсеки. Но, поскольку в них нет шкафов и прочих предметов, требующих стояния (всё это собрано в центральной зоне), то воспринимаются они совершенно нормально.

Передняя «каюта» освещается двумя длинными узкими окнами, расположенными по бортам у самого носа, задняя – окном, выходящим в кокпит, что хоть и непривычно, но вполне практично. Особых изысков нет и здесь, если не считать оригинальную лестницу, но общее ощущение стиля заставляет воспринимать интерьер всё же не как утилитарный, а как именно произведение искусства, хоть бы и минималистического. В силу самой схемы своего построения, каюты не разделены дверьми, только шторками. Впрочем, поскольку предполагается, что большая часть жизни происходит всё равно на главной палубе, на такие мелочи и не обращаешь внимания. Внизу умудрились поместить даже маленький обеденный уголок, а в невысокой переборке, отграничивающей переднюю спальную зону, есть нечто вроде барной стойки. Камбуза, конечно же, нет, да здесь он и не нужен – не то у лодки предназначение.

Особый интерес представляет работа с моторами. Создатели заложили возможность установки как стационарного, так и подвесных двигателей. Первый, разумеется, один – например, Volvo V8 мощностью 360 л.с. (это и считается пределом для лодки), и в случае его установки на баке появляется некое возвышение, на котором помещён уже упоминавшийся небольшой санпад. А вот внешние движки такого не требуют, и тогда кокпит Smartboat 30 остаётся полностью гладким, и это пространство владелец лодки может использовать по своему усмотрению. В качестве подвесного мотора может использоваться разнообразная техника, причём предусмотрена возможность крепить как один, так и два двигателя общей мощностью до 350 л.с. Разумеется, подбирать мощность следует, исходя из планируемого использования лодки: если использовать её как буксировщик – посильнее, для неспешных рыбацких походов (я так и представляю себе удовольствие втащить в открытый кокпит особенно увесистую добычу) – поспокойнее. В любом случае лодка будет весьма подвижна и – повторю – удивительно точно управляема.

Все эти своеобразные качества и привели, по-видимому, к номинации на премию European Powerboat of the Year 2014. Редакторы крупнейших европейских яхтенных изданий, составляющие её жюри, нестандартного не боятся, в отличие от американских обывателей. И потому, я надеюсь, премия в классе до 35 футов может и впрямь достаться Smartboat 30 – необычному и завораживающему.

Моторная яхта Smartboat 30, технические характеристики:

Длина 8,99 м
Ширина 2,99 м
Осадка с поднятыми колонками 0,42 м
Осадка со спущенными колонками 0,90 м
Высота прохода 1,81 м
Вес без двигателя 2 900 кг
Максимальная мощность 350 л.с.
Запас топлива 400 л
Запас воды 100 л
Балластные танки 300 л
Двигатели 1 стационарный либо подвесные, 1 или 2;
стационарные Volvo Penta D3, 220 л.с./ Yanmar BY260Z, 260 л.с./ Volvo Penta V8, 360 л.с.
Максимальная скорость 35 узлов
Круизная скорость 27 узлов
Спальных мест 4
Цена в Европе от 160 000 евро
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей