SkyCraft SD-1: спортивный минимум

Американский низкоплан как билет в мир спортивной авиации

592
1
3
Д ля того, чтобы заразиться небом, достаточно одного полёта на лёгком спортивном самолёте. Не успеете заметить, как вы уже идёте с инструктором к Як-52 для первого тренировочного полёта, а ещё через несколько месяцев - получаете свою лицензию пилота. Думаете на этом приключения кончились? Нет! Очень скоро вам надоест летать на машинах аэроклубов и захочется полной свободы - собственный спортлайт.
Александр Горбунков
фото производителя и airliners.net

Покупка первого самолёта, как женитьба, если что потом не так - сам выбирал. Поэтому начинайте с лёгкого и наименее затратного. Прекрасным образцом лёгкого спортивного самолёта для новичка может служить представленный в конце мая в США SkyCraft SD-1 Minisport. Созданный на базе чешского Spacek, американский SD-1 получил конструкцию из дерева и углеродного волокна.

Для простоты эксплуатации конструкторы предусмотрели быстросъёмные консоли и стабилизатор, а композитные лонжерон и нервюры позволили снизить максимальный взлетный вес машины до 240 кг, то есть его можно легко перевозить, прицепив к легковушке. Длина самолёта - 4,3 метра, высота – 1,2 метра, а площадь крыльев - всего 6 кв.м. С такими размерами характеристики у одномоторника вполне взрослые – на виражах он выдерживает перегрузки в диапазоне +4/-2g, чего с лихвой хватит для выполнения стандартных пилотажных фигур, вроде петли Нестерова или бочки с вариациями. К тому же, чехи позаботились и о прекрасной развесовке самолёта, облегчив тяжелые элементы карбоновыми вставками.

Оснащается «малютка» 4-х тактным двухцилиндровым инжекторным оппозитным двигателем с двойной системой зажигания Hirth F-33 AS (производится в Германии) мощностью 50 л.с. Такой производительности мотора хватает для кратковременного разгона до 222 км/ч или продолжительного полёта на скорости до 189 км/ч. Скороподъёмность так и вовсе самая высокая в классе - 7 м/с.

Впрочем, Minisport мы рассматриваем в качестве первого самолёта, а значит, нам куда более интересны другие характеристики, например, экономичность. Производитель заявляет о расходе всего 6,8 литра топлива за час полёта при крейсерской скорости. Получается, что бака должно хватить на 5 часов и долететь мы сможем, скажем, от Москвы до Санкт-Петербурга или до Казани. Очень не плохой результат! Второй немаловажный критерий – посадка, а точнее её простота. Скорость сваливания машины на гладких крыльях составляет 79 км/ч, а с выпущенными закрылками – 65 км/ч, При этом площадка, требуемая машине для взлёта и посадки, не превышает 67 метров, но, как говорят сами, чехи, «в руках опытного пилота». Для новичка лучше рассчитывать метров на 100.

Ещё один немаловажный критерий – оснащенность кабины. Уже в базовом исполнении самолёт порадует «стеклянной» панелью Dynon Skyview с функциями GPS, синтетического видения и TCAS, радиостанцией Dynon, аварийный радиомаяком, навигационными огнями и кожаным креслом черного цвета. Это станет огромным шагом вперёд для того, кто пересядет на SD-1 Minisport, например, с моторного дельтаплана. В качестве опций производитель предлагает трёхстоечное шасси, транспондер с режимом S и баллистическую систему безопасности (стоимостью около $3 тыс), способную спасти не только пилота, но и самолёт. В российских условиях я бы ещё добавил систему отопления салона и обдув фонаря, впрочем, почти любой самолёт такого класса нуждается в индивидуализации.

Наконец, немаловажным критерием являются технические затраты. По данным производителя межсервисный интервал немецкого двигателя составляет 1000 часов. То есть около $4 за час полёта. Общие же операционные расходы, включая топливо и смазочные материалы – не более $12 в час. Подобные затраты можно сравнить лишь с «малышом» Cri-Cri Мишеля Коломбана, но тот относится к пилотажникам лишь с большой натяжкой.

Базовая стоимость полностью готового к полётам SkyCraft SD-1 Minisport оценивается в $ 54 850 (около 1,75 млн рублей). Как и большинство спортлайтов его можно приобрести в виде кит-комплекта для самостоятельной сборки. Корпус, собранный на 51% без двигателя и авионики, обойдется в $ 15 тыс. Немецкий мотор Hirth F-33 – $7,5 тыс. в карбюраторном варианте или $9 тыс в инжекторном. Наконец, за базовый комплект авиационного оборудования, о котором мы писали выше, нужно доплатить ещё $ 4,5 тыс. В целом, самолёт, с готовым фюзеляжем, крыльями, мотором и авионикой в качестве кит-наборов обойдется в $27 тыс. Прибавьте сюда ещё пару тысяч долларов за сборку профессионалами в аэроклубах и настоятельно рекомендованную нами баллистическую систему за $3 тыс. и получите финальную стоимость небольшого одноместного спортивного самолёта, составляющую $32 тыс. или около миллиона рублей.

В завершении можно сказать, что SkyCraft SD-1 Minisport на сегодняшний день является одним из самых интересных предложений для тех, кто хочет открыть для себя мир спортивной авиации. «Игрушечность» этого самолёта отразилась на невысокой базовой стоимости и очень скромных операционных затратах, при этом оснащение и пилотажные возможности машины не уступают и более дорогим представителям класса.

Технические характеристики SkyCraft SD-1:

Размах, м 6
Площадь крыла, кв. м 6
Сухой вес, кг 110
Максимальный взлетный вес, кг 240
Мощность двигателя, л/с от 28 до 50
Расход топлива, л/ч 6,8
Перегрузочная способность +4/-2 G
Скорость сваливания без закрылков, км/ч 79
Скорость сваливания с выпущенными закрылками, км/ч 65
Крейсерская скорость, км/ч 189
Непревышаемая скорость, км/ч 222
Скороподъемность, м/с 7
Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей