Сага о Скании

История развития знаменитой шведской марки грузовиков Scania

1127
0
0
Д авным-давно, в двух шведских городах Мальме и Седертелье существовали две скандинавские компании Maskinfabriksaktiebolaget Scania и Vabis. На заре XX века они независимо друг от друга построили одни из первых в Швеции грузовые автомобили.
Сергей Мочалов
Фото компании-производителя

Не испытывая конкуренции между собой в 1911 году компаниям пришлось объединиться для борьбы с более мощным конкурентом – Volvo. Непримиримая гонка грузовых технологий продолжается и сегодня.

В Мальме, самом крупном городе шведской провинции Скан, была основана фабрика Maskinfabriksaktiebolaget Scania. И выпускала она набиравшие популярность в Европе двухколесные транспортные средства – велосипеды. И, нужно сказать, велосипеды эти были отменного качества: за прочность, надежность и устойчивость они получили прозвище «табуретки на колесах».

Один из первых шведских грузовиков – Scania Type 12 PK грузоподъемностью 1,5 тонны изготавливавшийся на фабрике в Мальме в 1901-02 гг.

На дворе стоял 1901 год, когда компания изготовила свой первый легковой автомобиль, а следом и первый грузовик. Его «отцы» – инженеры Антон Свенссон и Рейнгольд Торнссин долго спорили, где же разместить двигатель. В итоге, 2-цилиндровый 12-сильный мотор разместили в средней части шасси, под сиденьем водителя. Машина эта могла перевозить полторы тонны груза со скоростью до 15 км/ч. В последующие несколько лет на такие 3-тонные грузовики начал формироваться определенный спрос. Интересно, что в 1902 г. одновременно с первенцем Scania свой первый грузовик выпустила другая шведская фирма – предприятие Vabis из города Седертелье, строившая до тех пор железнодорожные вагоны.

Знаменитый автобус от Scania, передовой для 30-годов вагонной компоновки, за характерную внешность получивший прозвище «Бульдог» и вмещал значительно больше пассажиров, нежели равные по длине капотники

В 1911 г. в результате слияния этих предприятий, образовалась компания Scania-Vabis, которая сосредоточила основное внимание на производстве автомобилей. Два года спустя крупный пожар на заводе в Седертелье заставил владельцев компании полностью обновить технологическое оборудование и оснащение, позволившее Scania-Vabis во время Первой мировой войны успешно выполнять многочисленные заказы для армии.

Особенно хорошо шли продажи автобусов, и в 30-е годы компания изготавливала их уже вдвое больше, чем грузовых машин. Высокой популярностью пользовался запущенный в серию в 1932 г. автобус Bulldog. Он имел прогрессивную вагонную компоновку, что при той же общей длине, что и у капотного автобуса, давало дополнительную вместимость. Вдохновленные успехом автобуса, конструкторы начали выпускать и грузовики подобной компоновки – с кабиной над двигателем.

Магистральные Scania I-серии не отличались дизайнерскими изысками во внешности, зато получили одну из первых в мире бескапотных кабин с высоким уровнем пассивной безопасности, подтвержденной специальными испытаниями

Scania-Vabis уже в 1931 г. приступила к выпуску машин, оснащенных 80-сильными дизелями Hesselman, а в 1936 г. перешла на дизели собственного производства.

В годы Второй мировой войны в связи с дефицитом моторного топлива, компания выпускала газогенераторные автомобили, работавшие на древесных чурках. Сгорая в специальной «печи» – газогенераторе при ограниченном доступе кислорода, они выделяли горючий газ, поступавший в цилиндры двигателя.

В 50-е гг. полным ходом шло и техническое совершенствование автомобилей. Турбодизели появляются на машинах Scania-Vabis в 1959 г. Вскоре начинают применяться кабины, специально испытанные на прочность, что заметно повышало их безопасность в случае аварии. В 1969 г. компания объединяется с соотечественником – фирмой Saab, выпускающей легковые автомобили и самолеты. Так образовался концерн Saab-Scania просуществовавший до 1995 года.

Машины II-серии, появившиеся в 1980 году, имели выразительную внешность, разработанную итальянским «автокутюрье» – Джорджо Джуджаро и оснащались дизелями с интеркулером

В восьмидесятые компания стала лидером в производстве тяжелых грузовиков. Весь предшествующий опыт Scania сконцентрировался в автомобилях так называемой 2-й серии, выпуск которых был развернут в 1980 г. Машины полной массой от 16,5 до 32 т имели выразительную внешность, разработанную итальянским «автокутюрье» – Джорджо Джуджаро. Они оснащались двигателями объемом 8, 11, 14 л с интеркулером (т. е. системой промежуточного охлаждения воздуха наддува).

В 1991 г. на основе магистральников III-серии появились модификации с улучшенной аэродинамикой «Streamline». Тремя годами прежде Scania III-серии была отмечена титулом «Грузовик года’1989»

В 1987 г. появились грузовики Scania 3-й серии (полная масса 17–32 т.). На них устанавливались турбодизели рабочим объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле впервые в Европе применили систему электронного впрыска топлива – EDS. Машины этой серии были отмечены престижным званием лучшего европейского грузовика 1989 г. – «Truck of the Year'89».

В 1996 г. появились машины последней на сегодня, 4-й серии, полной массой от 18 до 48 т., которые были отмечены почетным титулом – «Truck of the Year'96». Среди их технических особенностей стоит отметить дисковые тормоза, автоматизированные системы переключения передач Opticruise и многое другое.

Капотные грузовики марки Scania серии Т редко использовались на магистральных перевозках, а чаще применялись в качестве тягачей для специальных полуприцепов, как этот Т500 1991 года выпуска

В 2005 году эти грузовики претерпели глубокую модернизацию и уже во второй раз получили титул «Truck of the Year'05».

В третий раз, 4-серия грузовиков Scania R (в своем магистральном амплуа), получила титул «Грузовик года» в 2010 году. Это семейство грузовиков актуально и поныне.

Наверное многим доводилось слышать, что в шоферской среде грузовики Scania называют «королевой дорог». Справедливо ли данное утверждение, мы попытаемся разобраться более подробно, обратив свое внимание на флагманское семейство магистральных грузовиков Scania серии R.

Поскольку машины 2010 года по сути все еще относятся к четвертому поколению магистральников (появившихся в 1996 году), внешне грузовики изменились минимально: увеличились прорези в радиаторной решетке, что было сделано не только с точки зрения эстетической составляющей, но и для лучшего охлаждения выхлопных газов в системе рециркуляции. На магистральных тягачах увеличилась высота боковых обтекателей, что положительно сказалось на экономичности грузовиков. Также появились светодиодные габаритные огни, известные сегодня как «ходовые огни».

Обновленная в 2004 году 4-серия удостоилась титула «Грузовик года’2005», и кроме того обзавелась новой линейкой экологичных моторов, более эффективными трансмиссиями и обновленным интерьером

Интерьер переработали значительно сильнее. Стали применять более качественные материалы для передней панели и внутренней обшивки кабины. Перед пассажирским креслом теперь можно разложить удобный обеденный столик. Нижняя спальная полка стала раздвижной, правда ее не разложишь во время движения – нужно максимально отодвигать кресла водителя и пассажира. Ширина в сложенном состоянии – 58 см (голова, ноги) и 69 см (в центре), а в максимально разложенном 74 и 85 см соответственно.

С нового мультируля на грузовике теперь можно контролировать десятки функций: например в его нижней части расположены клавиши управления круиз-контролем, адаптивным круиз-контролем и управления скоростью на спусках. На спицах рулевого колеса установлены органы управления акустической системой и бортовым компьютером. На подрулевых переключателях еще больше функций. Из «Сканий» оснащенных системой Opticruise исчезла педаль сцепления, при этом КПП осталась механической, с гидромеханическим механизмом сцепления. На машинах с полностью автоматической трансмиссией у АКП появились так называемые «мощностная» функция, «маневрирование» и «раскачка». На авто с ретардером управление замедлением стало предельно простым.

Параллельно серийным авто, Scania периодически радовала перевозчиков концепт-траками, показывающими новации над которыми работает шведская компания, как например аэродинамическая эффективность концепт-трака 1999 года

В стандартное оснащение новых Scania R входит программа информационного обеспечения водителей Scania Drive Support. Эта программа в постоянном режиме дает водителю рекомендации о том, какой режим езды в данный момент лучше использовать. Система не вмешивается в управление грузовиком, но советует, какую передачу, скорость, какую систему использовать в каждый конкретный момент, что следует и не следует делать в следующий раз. В России эта система доступна на русском языке. По заверениям представителей Scania она позволяет экономить до 10% топлива.

Несколько слов о шасси грузовиков. В целом рамы всех моделей остались прежними, зато топливные баки теперь могут вмещать до 1500 литров, из-за чего пришлось переносить аккумуляторные батареи в задний свес рамы. В редукторе заднего моста поменяли передаточное число (равное 2,59, ранее было 3,07), за счет чего в крейсерском режиме оптимальные обороты двигателя составляют 1200 об/мин, а не 1350 как было ранее. А это дополнительная экономия топлива в 3%. Хотя можно заказать и автомобиль с прежними параметрами.

Рестайлинг машин 2010 года затронул не столько наружность грузовиков, сколько их «начинку»: новая линейка моторов и коробок передач, оптимизированный модельный ряд, богато отделанный интерьер

Не оставлено без внимания и топовое семейство грузовиков из Седертелье, с шильдиком V8, заменяющим на облицовке радиатора обозначение серии грузовика. Ощущение мощи и звук, который нельзя спутать ни с каким другим, – это лишь часть того, что делает двигатель Scania V8 легендой.

Первое поколение этих моторов в 60-годах прошлого века, устанавливалось исключительно на грузовики Scania для тяжелых условий эксплуатации (лесовозы, сортиментовозы, тягчи-тяжеловозы). Сегодня, новое поколение легендарного мотора с конфигурацией V8 чаще всего встречается на магистральных грузовиках этой шведской марки.

Обозначение R730 V8 Topline на передке говорит о том, что перед нами флагман современного модельного ряда Scania – 730-сильный тягач с двигателем V8 и наиболее богато оформленной кабиной в исполнении Topline

В погоне за экономичностью и уменьшением подкапотного пространства, большинство европейских производителей грузовых автомобилей уже отказались от машин с подобными супердвигателями, и только Scania остается верна традициям, и понимает, что для некоторых типов перевозок моторы V8 по-прежнему безальтернативны. Поэтому, сегодня в модельном ряде Scania есть модели V8 в четырех исполнениях по мощности: 500, 560, 620 и 730 л. с. Последний обладает одними из самых высоких номинальных показателей по крутящему моменту и мощности из всех существующих серийных двигателей грузовых автомобилей.

Интерьер самой престижной серии R730 V8 отличается не только соответствующей гравировкой, но и высококачественной кожаной отделкой сидений, панелями из натурального дерева и максимальной комплектацией

Применяемая на этих машинах усиленная коробка передач устанавливается в стандартной комплектации с новой автоматизированной системой переключения передач Scania Opticruise.

Не для кого не секрет, что за комфортабельность, скорость и надежность, водители прозвали «Сканию» «Королевой дорог». С новым двигателем V8, Scania является и королевой бездорожья, ведь супермощные моторы устанавливаются не только на магистральные грузовики, но и на строительные шасси, лесовозы и другую узкоспециализированную спецтехнику.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей