Самые большие парусники мира. Часть 2: парусно-моторные суда.

Самые большие парусники мира. Часть 2: парусно-моторные суда.

Год за годом они утверждают, что эра парусных кораблей вовсе не окончилась

К ак бы не старались моторные суда раз навсегда взять преимущество над парусниками, это им не удаётся. Есть ряд причин, по которым парусники всё ещё нужны, и в ближайшие годы они вряд ли сойдут со сцены. Тот груз, который не обязательно доставлять очень спешно, куда выгоднее отправить под парусом. Выучка молодого моряка, полученная под парусом, «въедается» крепче.
Антон Сорокин
Фото: sailing-ships.ru

В «ручной работе», связанной со снастями, и в риске авралов лучше создаётся команда. И, наконец, ещё достаточно людей, для которых романтика – не пустой звук.

Именно поэтому всё ещё ходят по морям сотни и тысячи парусных судов – от крохотных яхт до круизных лайнеров. Некоторые из них имеют вспомогательные машины, но основным движителем остаются полотнища на мачтах. С десяткой крупнейших судов, продолжающих свою деятельность, вас познакомит эта статья.

Ну а тот, кто захочет увидеть этих красавцев не только на фото, пусть готовится: с 30 апреля по 27 мая 2014 года пройдет легендарная SCF Black Sea Tall Ships Regatta. Значительная часть маршрута черноморской парусной регаты пройдёт вдоль побережья России, а потому у жителей и гостей Сочи, Новороссийска и других городов будет возможность полюбоваться на десятки великолепных судов. Участвовать будут парусники длиной свыше 40 футов, и уже сейчас подали заявки свыше 20 команд из разных стран. Среди них будет и гордость российского флота: "Мир", "Седов", "Крузенштерн", "Надежда" и "Паллада". Кстати, все они входят в ТОП-10 крупнейших парусных судов мира.

Viking

Барк Viking
Барк Viking

10 строчка рейтинга
Оснащение: барк
Флаг: последовательно – Дания, Финляндия, Швеция

Открывает ТОП-10 самый старший из больших парусников. Четырёхмачтовый барк «Викинг» спущен на воду в 1906 году, использовался как грузовое судно (хотя уже тогда большую часть фрахта получали моторные суда), перевозил в основном пшеницу. После полувековой рабочей истории стал учебным судном, но начиная с 1966 года в море уже не выходил, поскольку теперь на нём учат лишь коков. Тем не менее, поскольку корабль остаётся в составе флота, парусное вооружение сохранил и способен совершать эволюции (что и проделывает по праздникам в городе Lilla Bommen), его можно причислить к действующим судам.

Длина, м 108
Ширина, м 13,9
Водоизмещение, т 1390
Площадь парусов, кв.м 3690

Паллада

Корабль «Паллада»
Корабль «Паллада»

9 строчка рейтинга
Оснащение: корабль
Флаг: Россия

Этот трёхмачтовый корабль (т.е. судно с полным парусным вооружением) зачастую называют фрегатом, хотя это и не совсем верно. Просто сливаются в нашей памяти нынешнее учебное судно (порт приписки – Владивосток) и легендарный исследовательский фрегат, в честь которого оно было названо. Построен нынешний корабль в Гданьске в 1989 году и является одним из самых быстроходных парусников мира: 18,7 улов. Дизельная установка общей мощностью 1140 л.с. служит только для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Движимый машиной, корабль развивает всего 10 узлов.

Постоянный экипаж – 51 человек, но «Паллада» регулярно принимает 144 практикантов. Корабль совершал кругосветное плавание, и кроме учебных заданий участвовал в научно-исследовательских миссиях.

Длина, м 108,6
Ширина, м 14
Водоизмещение, т 2284
Площадь парусов, кв.м 2771

Dar Młodzieży

Корабль Dar Młodzieży
Корабль Dar Młodzieży

8 строчка рейтинга
Оснащение: корабль
Флаг: Польша

«Дар молодёжи» тоже построен в Гданьске, в 1982 году. Также использовался как учебное судно, и совсем недавно выведено из состава флота, став мемориалом. Тем не менее, все функции полностью сохранены, поэтому пока что о корабле можно говорить как о действующем судне. «Дар молодёжи» много раз участвовал в международных регатах и неоднократно побеждал (в Японии, Канаде, Португалии). Постоянный экипаж 37 человек, 136 практикантов. Скорость до 17, 8 узлов, мощность машин 1500 л.с.

Длина, м 108,8
Ширина, м 13,94
Водоизмещение, т 2946
Площадь парусов, кв.м 3015

Надежда

Корабль «Надежда»
Корабль «Надежда»

7 строчка рейтинга
Оснащение: корабль
Флаг: Россия

Так же, как и «Паллада», «Дар молодёжи», «Мир» и другие суда, вошедшие в рейтинг, «Надежда», построена в Гданьске и является учебным судном. Приписана к Владивостоку, российский флаг поднят в 1992 году. Регулярно совершает учебные плавания, в том числе и дальние, двигаясь со скоростью до 17,6 узлов. Иногда парусам помогают машины мощностью 1222 л.с. Экипаж 50 человек, 143 практиканта.

Длина, м 109,4
Ширина, м 14
Максимальная высота мачт, м 49,5
Площадь парусов, кв.м 2768

Мир

Корабль «Мир»
Корабль «Мир»

6 строчка рейтинга
Оснащение: корабль
Флаг: Россия

Однотипный с «Надеждой» и «Палладой», корабль «Мир» построен на той же польской верфи в 1987 году по проекту Зигмунда Хорена. Считается едва ли не самым быстрым парусником мира, поскольку не раз подтверждал скорость 21 узел. Выиграл множество регат, в том числе престижнейшую мировую гонку, посвященную 500-летию открытия Америки. Экипаж 55 человек, 144 курсанта. Корабль «Мир» нечасто можно видеть в Санкт-Петербурге, где он приписан: чаще всего трёхпарусный красавец находится в море, причем кадеты на нём обучаются не только российские, но и из других стран, в т.ч. Англии и США. Парусам помогают двигатели можностью 1550 л.с., но не с винтами, как на большинстве однотипных судов, а с водомётами.

Длина, м 109,6
Ширина, м 14
Водоизмещение, т 49,5
Площадь парусов, кв.м 2771

Esmeralda

Баркентина Esmeralda
Баркентина Esmeralda

5 строчка рейтинга
Оснащение: баркентина
Флаг: Чили

Построенное в Испании и спущенное на воду в 1953 году, это судно подняло флаг ВМС Чили в 1954 году и ходит под ним до сих пор. Esmeralda, как и большинство парусных гигантов, является учебным судном, зачастую – дипломатическим. Нередко участвует в парусных регатах, много раз совершало трансатлантические экспедиции. Постоянный экипаж – 300 человек и 90 курсантов. Благодаря удлиненным пропорциям корпуса и немалой площади парусов, является хорошим ходоком, однако не столько рекордным, сколько способным длительное время поддерживать высокую среднюю скорость. Отличается своеобразным топсельным вооружением, благодаря чему узнаваема более чем в 300 посещенных ею портах.

Длина, м 113
Ширина, м 13
Водоизмещение, т 3673
Площадь парусов, кв.м 2935

Juan Sebastián Elcano

Баркентина Juan Sebastián Elcano
Баркентина Juan Sebastián Elcano

4 строчка рейтинга
Оснащение: Баркентина
Флаг: Испания

Разделяя 4-5 места с чилийской баркентиной Esmeralda по длине и ширине, Juan Sebastián Elcano все-таки может быть поставлен строчкой выше в силу своей большей парусности. В остальном это весьма схожие суда, хотя испанское построено намного раньше – в 1927 году. До сих пор оно служит базой для обучения гардемаринов, а в военные годы становилось вспомогательным боевым кораблём. Названо в честь знаменитого мореплавателя, возглавившего экспедицию Магеллана после смерти старшего соратника. Баркентина совершила огромное количество разнообразных походов, в том числе и кругосветные.

Длина, м 113
Ширина, м 13
Водоизмещение, т 3670
Площадь парусов, кв.м 3153

Крузенштерн

Барк «Крузенштерн»
Барк «Крузенштерн»

3 строчка рейтинга
Оснащение: барк
Флаг: Россия

Называющийся ныне в честь знаменитого мореплавателя И.Ф.Крузенштерна, прежде барк ходил под другим именем и с иным назначением. При постройке, оконченной в 1926 году, судно было названо «Падуя» и было частным грузоперевозчиком. В этом качестве прослужило несколько лет, пока не было введено в состав военного флота фашистской Германии. В 1946 году по репарациям перешло в собственность СССР, получило новое имя. Служило экспедиционным океанографическим судном, обеспечивало морскую практику курсантам ВМФ. Затем приняло вымпел рыболовецкого флота с портом приписки Рига. С распадом Союза сменило порт приписки на Калининград и вновь вошло в состав военного флота, а потом опять подняло рыболовецкий вымпел.

Для первой четверти 20 века такая постройка была довольно обычной, и «Падуя» - лишь один корпус из серии Flying-P-Liner. Однако сейчас более ни одно судно из серии не сохранилось. Для своего времени являлось одним из лучших ходоков, да и сейчас под парусом развивает внушительные 17 узлов, под машиной (мощностью 2 х 1000 л.с.) – около 10 узлов. Постоянный экипаж 70 человек, курсантов – 120. Совершило несколько кругосветных плаваний, успешно участвовало в различных международных регатах.

Длина, м 114,5
Ширина, м 14,4
Водоизмещение, т 6400
Площадь парусов, кв.м 3900

Седов

Барк «Седов»
Барк «Седов»

2 строчка рейтинга
Оснащение: барк
Флаг: Россия

Спущен на воду в городе Киле в марте 1921 года. Сначала назывался Magdalene Vinnen II, по имени дочери владельца. На то время был четвёртым по размеру парусником мира. Как торговый корабль ходил В Южную Америку и Австралию. В 1936 году сменил владельца, получил имя Kommodore Johnsen и стал учебным судном. Во время Второй мировой войны стал военным судном, занимался снабжением войск. После войны по репарациям перешло к СССР. Прошло ремонт и вновь вернулось к учебной деятельности, наставляя военных моряков (до 1966 принадлежал ВМФ). С 1975 по 1981 прошел капитальный ремонт и модернизацию ввиду огромного износа, затем вернулся в строй и ныне базируется в Мурманске. Регулярно участвует в регатах, в 1991 и 1995 годах выигрывал престижнейшую гонку «Cutty Sark» Tall Ships' Races. Под парусом развивает до 18 узлов, двигаясь только с машинами мощностью 2176 л.с. – 10 узлов.

Претерпел немало приключений не только в плаваниях: в 2000 году был арестован во французском Бресте за долги российского правительства, но благополучно освобождён. В 2012-2013 годах судно с более чем 90-летней историей совершило своё первое кругосветное плавание. С 1928 по 1999 год считался крупнейшим в мире действующим парусником.

Длина, м 117,5
Ширина, м 14,6
Водоизмещение, т 7320
Площадь парусов, кв.м 4192

Royal Clipper

Корабль Royal Clipper
Корабль Royal Clipper

1 строчка рейтинга
Оснащение: корабль
Флаг: Люксембург

После 70-летнего лидерства барка «Седов» эстафету принял пятимачтовый корабль Royal Clipper. Автор его проекта – Зигмунд Хорен, тот же, что выстроил и ещё несколько судов из ТОП-10. За образец был взят корабль начала 20 века «Пруссия», и тогда некоторое время считавшаяся первой в мире. Но в отличие от неё, исполнявшей только грузовые функции, Royal Clipper изначально строился как круизное судно. Принадлежит компании Star Clippers вместе с двумя другими крупными парусниками - Star Clipper и Star Flyer. Летом, как правило, путешествует по средиземноморью, зимой – на Карибах. В межсезонье совершает трансатлантические круизы. Помимо парусов, под которыми развивает около 20 узлов, оснащен вспомогательным дизельным и электрическим двигателями (скорость с машиной – 8 узлов). Экипаж из ста человек обеспечивает приятное плавание для 227 пассажиров. Некоторые считают его не только самым большим из действующих, но и красивейшим из когда-либо построенных парусных судов.

Длина, м 134,8
Ширина, м 16,5
Водоизмещение, т Около 8000
Площадь парусов, кв.м 5050
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей