Robinson R66 Turbine: вид на жительство

Вертолёты Робинсона R66 получили российский сертификат типа от MAK (Межгосударственного авиационного комитета) и имеют все шансы стать бестселлером в 2013 году

534
1
4
Н аконец-то, случилось то, чего мы ждали ещё с 2010 года!
Александр Горбунков
Фото производителя и aviationweek.com

После долгих задержек и в страшных муках на свет появился документ, разрешающий эксплуатацию газотурбинного вертолёта Robinson R66 в воздушном пространстве России. После успехов поршневых R22 и R44 никто и не ожидал, что возникнут такие проблемы с пятиместной машиной.

Ещё три года назад дилеры стали бойко продавать R66, предрекая завершение процедуры сертификации в 2011 году, но бдительные европейские чиновники Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), углядевшие проблему в отсутствии резервной системы управления на случай отказа гидравлики. Больше года американскому правительству и руководству Robinson Helicopter понадобилось для того, чтоб убедить еврочиновников - стистема так же надёжна, как и на предыдущих моделях. «Мы намеренно выбрали самый крупный кусок металлической стружки, который только можно было поместить в систему и она нисколько не пострадала» - прокомментировал испытания Курт Робинсон, CEO Robinson Helicopter Company. Победу одержал здравый смысл. Вертолёт, который с 2010 года успешно эксплуатируется в США, спустя три года получил и европейский сертификат, а через месяц - российский от Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Вертолёт успешно эксплуатируется в США с 2010 года, неся службу даже в правоохранительных органах

Газотурбинный Robinson R66 имеет все шансы стать настоящим бестселлером в России. На сегодняшний день компания получила уже 47 заказов на R66 от российских покупателей. 22 вертолета ожидают перевозки и ещё 18 находятся в производстве и будут переданы заказчикам в течение года.

Robinson R66 - самый легкий газотурбинный вертолёт современности, созданный в узнаваемом внешнем стиле линейки Робинсонов. Длина вертолёта - 11.66м, а диаметр несущего винта - 10.06м - такие же, как и у модели R44, но R66 значительно превосходит собрата по вместимости салона и грузоподъёмности. Сделано это прежде всего за счет увеличения ширины планера до 2,33м, а также высоты до 3,48м. В задней части корпуса появился багажный отсек с дверцей по правому борту, рассчитанный на 136 кг груза.

Зрительно кабина почти не отличается от модели R44, но пространства в ней стало ощутимо больше

Двигатель Robinson R66 - одно из основных преимуществ. Созданный компанией Rolls-Royce специально для этой модели газотурбинный RR330 отличается компактностью (1041х681х635 мм) и легкостью (80 кг). При этом агрегат оптимизирован для работы в мощностном диапазоне от 240 до 300 л.с. и удивительно всеяден - не брезгует даже самым доступным авиационным керосином. Передача мощности от двигателя к редуктору – валом (безременная). Максимальную мощность двигатель способен развивать кратковременно в условиях высокогорья или повышенных температур. В штатном режиме взлётная мощность RR330 - 270 л.с., а на крейсерском ходу - 224 л.с., при этом двигатель потребляет 342 грамма топлива на л.с. в час.

Газотурбинный RR330, созданный компанией Rolls-Royce специально для проекта R66. Мотор лёгок и производителен, выдавая кратковременно до 300 л.с. Расплачиваться приходится сокращенным до 2 тыс. часов межсервисным интервалом.

Российские дилеры Robinson Helicopter Company уже отметили удобство осмотра вертолёта перед полётом благодаря лючкам с обеих сторон фюзеляжа, а подножки на корпусе позволяют добраться и до втулки несущего винта. Система регистрации, кроме текущих параметров, фиксирует любое превышение ограничений, данные выводятся на панель сигнализации в кабине. Запуск двигателя во многом аналогичен модели R44, уже на 58% оборотов несущего винта стартер-генератор начинает вырабатывать электроэнергию, а 100% достигаются всего за 2 минуты после запуска. Благодаря легкому и мощному газотурбинному мотору R66 превосходит своего младшего собрата и по вертикальной скорости - 4,5 м/с.

Запуск вертолёта происходит по канонам всех моделей Робинсона: поворот ключа, ручка управления подачей топлива, кнопка пуска на приборной доске

Лететь на R66 - сплошное удовольствие. Низкая оконная линия дверей заметно улучшила обзор из кабины, а увеличившиеся размеры фюзеляжа полностью отданы на откуп комфорту в салоне. Даже в диапазоне скоростей 200-215 км/ч машина не рыскает, а вибрации становятся чувствительными лишь на 260 км/ч. По словам первого в России пилота-инструктора R66 Дмитрия Ракитского (шеф-пилот компании “Авиамаркет”), вертолёт оправдал все его ожидания. Даже при полной загрузке (5 пассажиров и 150 кг груза) нет необходимости задумываться о центровке. Первый российский частный пилот на R66 Михаил Фарих с ним согласен и добавляет, что эта модель стала настоящей “лебединой песней” Френка Робинсона, которая в США потеснила бестселлер Bell 206.

Система вентиляции с кондиционером в кабине - опция

Единственным недостатком R66 можно считать малый межремонтный ресурс газотурбинного двигателя (2000 часов против 2200 часов у R44). Но даже этот факт, скорее исключение в бочке достоинств газотурбинного пятиместного вертолёта. Он прост в эксплуатации, удобен и быстр. К тому же, в России достаточно пилотов с навыками управления R44 - освоение новой машины займет у них минимум времени, поэтому оптимизм дилеров нельзя назвать безосновательным. Ещё один открытый вопрос - целесообразность смены R44 на R66. Что получит владелец? Дополнительное кресло в салоне, возросшие комфорт и скорость. Стоит ли это тех $734 тыс., которые составляют разницу стоимости между базовыми версиями R66 и R44? На сегодняшний день “Авиамаркет” предлагает R66 по цене от $1 350 тыс (около 42 млн. рублей), а R44 от $616 тыс (около 19,1 млн. рублей).

R22, R44 и R66 - три простых слагаемых успеха Френка Робинсона и его компании


Технические характеристики
Максимальный взлетный вес 1 225 кг
Вес пустого вертолета 580 кг
Полезная нагрузка (с топливом) 640 кг
Объем топливных баков 279 л
Двигатель Rolls-Royce RR300
Мощность (максимальная) 300 л.с.
Максимальная скорость 259 км/ч
Крейсерская скорость 222 км/ч
Максимальная дальность полета 602 км
Скороподъемность более 5 м/сек
Максимальная рабочая высота 4 267 м
Потолок висения IGE свыше 3 048 м
Потолок висения OGE свыше 3 048 м
Расскажите друзьям:

Комментарии

4

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей