Подводная лодка «Щука»

Подводная лодка «Щука» - гроза немецкого флота

Самую эффективную субмарину Великой Отечественной войны строили на заводе Красное Сормово

2470
3
0
1 942 год. Перед командованием Балтийского флота стоит задача прорыва мощного противолодочного рубежа противника. Основную часть операции решают возложить на советские подводные лодки.
Сергей Мочалов
Фото artflot.ucoz.ru

Первой задачу успешно выполнила подводная лодка Щ-304 под командованием капитана 3-го ранга Якова Афанасьева. Успешно пройдя заградительный рубеж, она вышла в море на оперативный простор. За время боевого похода подложка 22 раза пересекала линии вражеских мин, 7 раз была атакована самолетами и трижды обстреляна береговой артиллерией. Противолодочные корабли противника сбросили на нее свыше 150 глубинных бомб. Несмотря на полученные повреждения Щ-304 уничтожила плавучую базу неприятеля и вернулась из похода с победой. Эта подлодка была первой из субмарина типа «Щ», у нее было и другое название - «Комсомолец», потому что деньги на ее строительство собирали комсомольцы всей страны. А заложена она была на верфи горьковского судостроительного завода «Красное Сормово», всего на нем было построено 11 подводных лодок такого типа – ровно четверть от всех «Щук», которые были принимали участие в Великой Отечественной войне.

В Советском Союзе активное строительство подводных лодок стартовало в середине 20-х годов прошлого века. Было организовано техническое бюро номер 4, которое возглавил конструктор Борис Малинин. В этом бюро в 28-ом году по заданию правительства и начали разрабатывать средние подводные лодки. Согласно технической заявке, они предназначались для операций во внутренних морях и прибрежной зоне. Проект получил обозначение «Щука» и предназначался для массовой постройки, поэтому много внимания уделялось удешевлению конструкции судна. Стоит отметить, что большое влияние на проект оказала обследованная в 28-ом году английская субмарина L-55. У нее советская подлодка позаимствовала обводы и общий тип корпуса.

К началу 1930-го года разработка была завершена. На Балтийском заводе заложили три головные подводные лодки. Присутствовавший на этом торжественном событии начальник Военно-Морских Сил Ромуальд Муклевич произнес слова, ставшие пророческими: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это даст возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства». Первые подводные лодки типа «Щ» вступили в состав ВМС в октябре 1933 года.

В дальнейшем для всех флотов Советского Союза построили еще 4 серии подводных лодок. При переходе от одной серии к другой в проект вносились различные конструктивные изменения, улучшающие качество лодок. Устанавливались более совершенные приборы навигации, радиосвязи, гидроакустики. Несмотря на отдельные недостатки, «Щуки» отличались простотой конструкции, надежностью механизмов и обладали большим запасом прочности. Они могли погружаться и всплывать при волне до 6-ти баллов, и не теряли мореходных качеств при шторме в 9-10 баллов. Торпедами подлодка могла потопить в океане линкор или авианосец, а благодаря свои сравнительно малым размерам эти субмарины были очень неповоротливы и почти неуловимы для катеров-охотников. В середине 30-х годов подводные лодки этого типа стали строить в больших количествах для всех флотов Советского Союза. Примерно в то же время была создана система присвоения тактических номеров: для всех «Щук» предусматривалась литера «Щ» с последующим трехзначным номером. Первая цифра в нем обозначала принадлежность к одному из флотов: 1 – Тихоокеанский флот, 2 – Черноморский флот, 3 – Балтийский флот, 4 – Северный флот.

Боевое крещение «Щуки» получили в период Советско-Финляндской войны. Они первыми из отечественных кораблей применили свое оружие. Боевой счет открыла лодка Щ-323. 10 декабря 1939 года в штормовых условиях экипаж этой субмарины потопил транспортный корабль противника. Три с половиной месяца продолжалась война с Финляндией. Все это время «Щуки» несли боевое дежурство в Балтийском море и Ботническом заливе. Ими было потоплено большое число транспортных судов противника. В суровых зимних условиях эти подводные лодки зарекомендовали себя с лучшей стороны.

К началу Великой Отечественной в Военно-Морском флоте насчитывалось 86 подлодок типа «Щ». После нападения Германии на СССР почти все «Щуки» вышли на боевое дежурство. Первый боевой успех принесла подводная лодка Щ-402 под командованием старшего лейтенанта Столбова. 14 июля 1941 года, проникнув на рейд порта Хоннингсвок, она потопила транспорт противника. А дальше для всего подводного флота Советского Союза начались суровые военные будни: постоянные патрулирования морей, бесконечные погружения и всплытия, торпедные атаки. Помимо боевых рейдов подводные лодки выполняли и не свойственные им функции: доставку боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденные приморские города, эвакуацию населения, высадку десанта.

Во время войны субмарины неоднократно подвергались модернизации. В 1942 году подводная лодка Щ-101 была оборудована специальным бортовым устройством, в котором размещалось 40 мин, при этом она сохранила свое торпедное вооружение. В том же году на многих «Щуках» было смонтировано устройство для резки заградительных сетей, которое очень помогло подводникам при прорыве мощного противолодочного рубежа в Финском заливе. Отдельного рассказа заслуживает и прочность корпуса подлодок серии «Щ».

10 февраля 1945 года советская подводная лодка Щ-318 под командованием капитана Ложкарева возвращалась на базу. Путь субмарины пролегал вдоль берегов Финляндии, боезапас лодки был израсходован в походе, а на корпусе судна имелись незначительные повреждения. В условиях плохой видимости командир поздно заметил идущий наперерез немецкий транспортный корабль. Прозвучала команда срочное погружение, но времени не хватило – корабль противника протаранил подводную лодку. Поврежденная субмарина начала тонуть. На глубине 65 метров экипажу удалось остановить неуправляемое погружение, целый час поврежденная лодка находилась под водой. Наконец, гидроакустик доложил, что горизонт чист. После всплытия осмотр повреждений привел к неутешительному выводу: двигаться на базу можно было только в надводном положении. Четыре дня практически неуправляемая подлодка пробиралась домой. Только благодаря советским конструкторам, которые заложили в эту лодку троекратный запас прочности, экипаж смог вернуться домой. Немецкий транспорт, нанесший удар, превосходил нашу подлодку по водоизмещению более, чем в 4 раза. При этом она вернулась на базу, а корабль противника затонул.

В годы Великой Отечественной подводные лодки типа «Щ» были самыми эффективными субмаринами. На их боевом счету 30 процентов потопленного тоннажа противника. С окончанием войны часть подлодок этого типа продолжала нести боевую службу, они еще долгое время охраняли морские границы Советского Союза.

Подводная лодка типа «Щ» серии 3, тактико-технические характеристики:

Водоизмещение надводное: 572 тонны
Силовая установка: два дизельных двигателя мощностью 600 л.с., 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с.
Скорость надводная: 11,5 узлов
Дальность плавания надводная: 1 350 миль
Предельная глубина погружения: 90 метров
Вооружение: два носовых и два кормовых торпедных аппарата с боезапасом 10 торпед, одно 45-мм зенитное орудие
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей