Почему падают АН-12

Почему падают АН-12

Причины крушения самолётов АН-12 за полувековую историю их существования.

737
1
0
Е сть легенда, что заказ на разработку военно-транспортного самолёта АН-12 поступил лично от генсека Хрущёва. Якобы, Никита Сергеевич, осматривая пассажирский вариант АН-8, поинтересовался его зарубежными аналогами и, узнав, что у американцев есть четырехжвигательные машины, распорядился сделать такую же и в СССР.
Александр Горбунков
Фото: airforce.ru

Легенда-легендой, а модели АН-12 действительно уже полвека! Первые экземпляры были выпущены на заводе в Иркутске ещё в 1957-м году. В 60-х самолёт стал настоящим локомотивом расширения влияния ВВС СССР, да что там, ни одно советское открытие, ни один рекорд не проходил без участия этой транспортной машины. АН-12 мог перевозить до 60 парашютистов или две десантные машины БМД-1, на нём впервые выполнили исследование срывных характеристик для тяжелых самолётов (сейчас это обязательно для всех новых моделей). Не смотря на то, что максимальная полезная нагрузка самолёта составляла 12 тонн, известны случаи, когда в АН-12 грузили до 16 тонн и он прекрасно справлялся даже в условиях крайнего севера.

Изначально АН-12 разрабатывался именно как десантный самолёт. На борту могли разместиться до 60-ти парашютистов в 4 ряда, сначала выбрасывались два центральных ряда, затем два крайних.

Очевидно, что с такими характеристиками самолёт получил широкую известность и стал поступать на экспорт в другие страны. АН-12 служил и продолжает служить в Египте, Алжире, Индии, Конго, Эфиопии и многих других странах, на которых которых распространялось влияние СССР. Начиная с 60-х годов в мире не было ни одной действительно “горячей точки”, где бы не участвовал АН-12 и, конечно, “боевые потери” самолётов росли ежегодно. Всего за время эксплуатации всех модификаций было потеряно около 223 машин.

Основными причинами потерь АН-12 в прошлом веке были, как это ни странно, пули и ракеты противоборствующих стран и ошибки неопытных пилотов. В 1967 году в египетском Луксоре во время шестого дня войны на стоянке были уничтожены сразу два АН-12. В 1978 году ещё один борт из Джанкоя был сбит ПЗРК “Стрела” около эфиопского Тэсэнэя. Больше десятка транспортников было потеряно во время войны в Афганистане, где АН-12, кстати, помимо своих штатных задач, выплнял и ещё одну непопулярную миссию - увозил тела погибших советских военнослужащих на родину, за что получил прозвище “Черный Тюльпан”.

1248 АН-12 было произведено только на территории СССР, а ведь были ещё и копии, вроде китайского Shaanxi Y-8.

В двухтысячных годах боевые потери АН-12 сошли на нет, зато проявилась другая проблема - возраст. Многие самолёты, состоящие на вооружении ВВС и в собственности корпораций отлетали уже не один десяток лет и давно просятся на пенсию. Модернизировать машины, которым уже полвека попросту нецелесообразно и АН-12 продолжает летать “как есть”. Самой громкой катастрофой с участием этого самолёта за последние годы стало крушение в 300 километрах от Магадана в августе 2011 года. Тогда на борту находились 11 человек, все погибли. Подобно последней трагедии под Иркустком (где погибли 9 человек), АН-12 перевозил грузы. Через 47 минут после взлёта пилоты доложили о возгорании одного из двигателей и утечке топлива. Ещё через несколько минут самолёт пропал с радаров.

При выяснении причин крушения стало известно, что магаданскому АН-12 на момент трагедии было почти 50 лет! Возможно, на тот момент это был самый старый из летающих самолётов в России. На борту не было даже навигационных приборов, вроде GPS и ГЛОНАСС. По словам авиаэксперта из Красноярска Алексея Юдина, он вообще удивлён, как эти машины умудряются подняться в воздух: “Это старинный военный самолет, который предназначен не для перевозки грузов, а для десантирования. Эти самолеты не модернизировались, они сняты с производства, и что-то там устанавливать, какую-то новую авионику и так далее на него невозможно. Они оснащены обыкновенной радиостанцией времен 70- начала 80-х годов”.

Катастрофа под Иркутском, как и в Магаданской области двумя годами ранее, требует глобального переосмысления проблемы стареющего авиапарка России

Конечно, о причинах трагедии под Иркутстком пока ещё говорить рано. Сообщается и о тумане, и об ошибках пилотов. Уже стало известно о том, что машина была застрахована на 1 млн. долларов. в семьям погибших выплатят по 1 млн. рублей. Но разве страховка защитит от новых падений? Пока в нашей стране, подобно Африке или Ближнему Востоку, будут эксплуатировать самолёты полувековой давности, количество жертв будет только расти. Когда “кончатся” все АН-12, придет черед АН-26, АН-33 и других, которым на тот момент также исполнится по 50 лет. Может быть причины таких трагедий нужно искать не на месте падения, и даже не на заводе в Иркутске, а где-то глубже, в состоянии всей транспортной авиации России?

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей