Paragon 31: водный внедорожник

Paragon 31: водный внедорожник

Финская яхта демонстрирует блистательные ходовые качества

444
0
2
П опробуйте мысленно перечислить известных вам производителей яхт. Набрали десятка полтора-два? А теперь проверьте, из каких стран происходят эти верфи. Почти наверняка лидерами окажутся Италия, Англия, может даже США, но… никак не наши ближайшие соседи, у которых, тем не менее, есть давняя и хорошо развитая индустрия моторных яхт. Пример – Финляндия, и среди прочих её детищ – своеобразные лодки Paragon.
Антон Сорокин
Фото: paragonyachts.se

Три года назад финская верфь Paragon спустила на воду новое судно размерностью 31 фут. Яхта вызвала множество споров, но, тем не менее, получила ценнейший приз «Моторная яхта года». Никто не спорил лишь с тем, что мореходность её выше всяческих похвал. А остальные качества мы как раз и обсудим. В первый год после запуска модели (и даже после присуждения премии) знатоки, утомившись перечислять «достоинства» и «недостатки», сконцентрировались лишь на вопросе: станет ли Paragon 31 бестселлером или нет. Оставим этот вопрос в стороне, и сначала пройдемся по тем пунктам, по которым превозносили или обвиняли героиню сегодняшнего рассказа.


Прежде чем говорить о конкретных качествах лодки, надо упомянуть, что скандинавы используют малые яхты вовсе не так, как иные европейцы, включая даже близких по географии британцев. Там, где берега изрыты глубокими заливами-шхерами, а суша испещерена озёрами, появился совершенно иной тип частного судна. Не для того, чтоб поразить соседей по марине элегантностью, не для того, чтоб совершить шикарный круиз, но только и исключительно для практического использования, которое включает в себя регулярные путешествия через озеро или челночные передвижения по шхерам прилегающего района, причём часто в условиях дурной погоды.


Этакие, знаете ли, лёгкие водные внедорожники – вот что такое финские яхты. Как следствие, они очень работоспособны, имеют отличную мореходность, не боятся ни погоды, ни штормов, достаточно комфортны (хотя понятие комфорта несколько иное), но… нередко столь же тяжеловесны и неуклюжи на вид, как внедорожники – автомобили, в отличие от прилизанных и дерзких спорткаров. Как раз таков Paragon 31, находящийся, кстати, в любимом нашими соотечественниками классе «от 30 до 50 футов».

Яхты такого типа, как Paragon 31 очень рациональны, продуманы до мелочей (в особенности в плане сопротивляемости и необходимого комфорта экипажа), совершенно неспортивны и неэлитны. Ну куда, право, соваться в спортивные категории с килеватостью под 25 градусов? А в дизайн-элиту с тёплым, но маленьким салоном и угловатой рубкой? Зато работает, и ещё как! Не боится ледяной крошки, волнения, заморозка; готова служить хоть почтовым катером, хоть извозчичьей лошадкой, хоть рыболовной лодкой. Практичные скандинавы это очень ценят. Думается, оценят и россияне, стоит только присмотреться к таким яхтам, да прикинуть, как хорошо они могли бы служить на наших северных морях и озёрах. Отмечу особо: подумайте, сколько дней в году погода не позволит вам вывести в море яхту, сделанную хоть бы и в Британии, но по средиземноморскому типу – с широченными прозрачными дверями обширного салона и пляжными пятачками на корме и баке. Ну а Paragon 31 простоит на приколе разве что тогда, когда вода скована сплошным льдом. К тому же эта малютка вовсе не по-детски оснащена в навигационном плане, так что опасность затеряться в тумане или в извилистых заливах и протоках вам тоже не грозит. Ну и ещё: я, например, любитель ранней весенней рыбалки. Сидячка на льду – не по мне, а вот раскатать удочку на приволжской речке сразу после того, как прошел ледоход и у рыбы начался жор – вот это моё. И какое плавсредство сумеет меня доставить туда, где можно и льдину в борт словить, и на топляк напороться? Явно не изящная «итальянка», но «горячий финский парень» с прочным корпусом, надёжным обогревом и отличной навигационной системой от Raymarine, каковая нечасто встречается на малых яхтах.

С другой стороны, скажут мне, раз уж ты так зауважал финские яхты, то почему бы не приобрести Paragon 25: технические параметры близки, но куда дешевле. Да потому, что мне в одиночку на рыбалку отправляться неохота. А у меня и у моего лучшего друга жёны хоть и признают экстрим, но взвешенный, цивилизованный. Так что на 25-й они запищат уже к вечеру первого дня – тесно, мол. Ну а я ещё бы и сына взял с собой…

Кстати, кроме явного отличия в размерении, 31-й заметно отличается и размерами конкретных помещений, особенно в надстройке. И если в мороз тем теснее, тем веселее, то летом дело иное. Верхнюю площадку на 25-й флайбриджем не назовёшь даже в приступе рыбацкого преувеличения, а вот на 31 эта небольшая площадочка всё же позволит побыть на воздухе не только капитану и штурману, прижавшимся к панели управления, но и кому-то из гостей. Как-никак, штурманское кресло уже двухместное, да и вокруг пульта сколько-то можно двигаться, совместно обсуждая будущий маршрут. Понятно, солярия вы тут не найдёте, да и не до него нам.

Ровно также, летом пригодится и кормовая платформа. Да, она не слишком велика, тендер на ней не укрепишь. И не надо! А вот искупаться с неё (благо, есть раскладывающийся трап для схода в воду), или там с удочкой постоять, или с аквалангом опуститься, имея в виду подводную охоту – милое дело. Тем более, что кормовой рундук достаточен, чтобы упаковать набор снастей или, скажем, пару аквалангов с компрессором.

Рундук служит ещё и лавкой, рядом с которой крепится выносной стол, так что можно и приятно пообедать на свежем воздухе. Но если холодновато, то запасайтесь теплыми чехлами – в комплекте яхты они не предусмотрены, к сожалению. Тем не менее, тиковое покрытие всей палубы и лавок на корме и баке вполне достаточно для средне терпимых температурных режимов. Ну и просто красиво. А потопчины по обоим бортам достаточно широки, чтобы спокойно пройти из конца в конец яхты даже в болтанку, и к тому же по всей длине укрыты высокими надёжными рейлингами. А на широкой баковой площадке – почему бы и нет?! – вполне можно оборудовать тот самый солярий, если заранее озаботиться подушками лежака.

И вот ещё что вспомнилось, пока я проходил вдоль бортов: они по всей длине обшиты прочным уплотнителем, который позволит пристать к любой причальной стенке, не озабочиваясь дополнительными кранцами. В наших условиях, при наличии множества плохо оборудованных малых пристаней, это очень существенно!

Хорошенько осмотревшись наверху, отправляюсь во внутренние помещения. Прекрасно понимаю, что на яхте длиной менее 11 метров на царские хоромы рассчитывать не приходится, но интересно посмотреть, насколько всё-таки сумели инженеры Paragon выстроить комфорт внутренних помещений.

Чем сразу привлекла рубка, так это тем, что при всей своей внешней неуклюжести (простите меня, любители таких форм, очень уж я много насмотрелся на «зализанные» обводы яхт для тёплых морей) она очень светлая, с великолепным обзором для судоводителя и достаточным пространством (понятно, небольшим) для всего остального экипажа. Нет здесь хитро выгнутых панорамных стёкол. Ну и что? – общая площадь остекления всё равно более чем достаточна, а сегментарные крепления оказываются куда прочнее, что немаловажно при погодных неурядицах. Лобовое стекло, к тому же, снабжено «дворниками» и сделано небликующим.

Хороша и приборная панель: ничего лишнего, никакого эстетского снобизма, только то, что надо: большой и удобно расположенный навигационный монитор и необходимые органы управления. Кстати, в стандарте Paragon 31 – отнюдь не лодка для новичков: никаких тебе джойстиков и подруливающих устройств. Они - только опционально, и недёшево. Впрочем, я и не думаю, чтобы такую яхту выбрал гламурный неумеха.

Кресла шкипера и штурмана могут быть разными. Некоторые из них мне откровенно напоминали автомобильные, причём тех времён, когда впереди делался ещё сплошной диван. Но есть и вполне комфортные версии. То же самое касается и сидений в салоне. Конечно, у меня было большое искушение поставить сейчас слово салон в кавычки – всё-таки это очень небольшое помещение. Но по здравому рассуждению я решил, что раз уж он вполне исполняет свои функции, то и должен соответствующе зваться. Здесь есть всего лишь угловой диван вокруг стола, который может поворачиваться как угодно вокруг центральной опоры, обеспечивая комфортную посадку. Стол имеет интересную особенность: он не снимается вовсе, но всегда остаётся надетым на центральную колонну, и ради того, чтобы освободить пространство, его можно поднять к потолку. Не совсем ясно было, зачем нужна эта колонна: мешает же! Но потом я догадался: если учесть, что такая яхта может отстаиваться на причале даже и под снегом, лучше повысить прочность крыши.

Задняя стенка за диваном может быть и сплошной (вполне достаточно двух дверей, ведущих на палубу, рядом с креслами капитана и его напарника), и состоящей из двух раздвигающихся створок (очередной привет жарким странам). Соответственно, форму дивана придется несколько перестраивать, но штатное количество людей на борту всё равно разместится.

Всего же на яхте могут разместиться пять человек. Ну, от силы 7, если на случайную ночевку придется кое-как пристроить пару в салоне. Под палубой же имеется носовая каюта с V-образной двуспальной кроватью, и кормовые – по правому борту двухместная с раздельными кроватями, по левому – одноместная. Правда, последнюю я скорее стал бы использовать как кладовую, поскольку мне самому там явно тесновато. Да и вообще постоянно возникает желание пригнуть голову: высота подволока в 190 сантиметров несколько придавливает мои 186. Но не фатально; на несколько дней вполне можно пережить.

Каюты не разделены дверями (даже хлеще, чем у американцев, которые используют шторки), но между ними в коридорчике присутствует камбуз, чьё наличие всё же разделяет приватные зоны. Камбуз, конечно, по размерам откровенно тесен, и коку придётся разворачиваться, чтобы пропустить хозяина на его законное место в носу. Тем не менее, оборудование достаточно для приготовления вполне пристойного обеда, принимать который придётся в салоне, поскольку внизу для этого места нет. Конечно, в ногах кровати носовой каюты есть выемка, которая позволяет всем пятерым тесно рассесться, но это не для еды, а для разговоров. А вот в обоих санузлах, как ни странно, не так уж тесно, так что помыться под душем можно вполне комфортно.

Интерьер салона совершенно аскетичен, а в каютах посимпатичнее. Видимо с целью отвлечь от некоторой скученности здесь используются ценные породы дерева (например, красное) и отличнейший текстиль. Вообще, качество всех строительных и дизайнерских работ на лодке находится на высшем уровне.

Наконец, мне осталось сказать кое-что о мореходных качествах, которые я так расхвалил в начале статьи. О прочности корпуса уже сказано достаточно. Двигатели же предлагаются разные, в основном Volvo Penta. Так что можно выбирать в диапазоне от 330 сил одиночного мотора до 460 при спаренной установке. Во втором случае максимальной скоростью заявляется 39 узлов, но те, кто сделал заказ сверх обычных опций, да ещё и сумел выжать из лодки всё, умудрялись разгоняться и до внушающих уважение 50 узлов. Но примем за норму 33-39, при круизной скорости 25-30 узлов (в зависимости от двигателей). Диапазон плавания на средних скоростях составляет порядка 200 миль, и даже более. Неплохо, но не так уж много, хотелось бы чуть увеличить топливные баки. Впрочем, боюсь, тут на меня действуют привычные мерки круизеров, а в тех условиях, на которые рассчитана яхта, и 200 вполне достаточно.

Транцевые плиты позволяют легко изменять дифферент, и при самом небольшом отличии в его числах стандартные настройки лодки становятся пригодными для преодоления штормовых волн. Стабилизаторов и прочих барских штучек тут, конечно, нет, зато предсказуемость лодки в сложнейших манёврах идеальна. Ну а при установке опционального носового подруливающего устройства можно «припарковаться» не только в переполненной марине, но и на почтовой марке.

Нельзя сказать, чтобы моторная яхта Paragon 31 была совсем уж дешёвой: порядка около € 230 000. Качество работы, конечно, блистательное, но некоторые недостатки в плане размещения всё же были названы. Но стоит только выйти на ней в море, особенно при неспокойной погоде, как все сомнения в её приобретении улетучиваются. Отмечу: в разработке лодки принимали участие профессиональные морские спасатели, а теперь регулярно закупают её для своих нужд. Хорошая рекомендация, не правда ли?


Наконец отвечу на вопрос, заданный в первых строках. Тот самый спор о продажных перспективах Paragon 31 по итогам трёх лет продаж закончился однозначной победой сторонников яхты. Пока только в Скандинавии. Но на очереди, пожалуй, и наша страна.



Paragon 31, технические характеристики:

Длина 10, 8 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,13 м
Килеватость 24,5 градуса
Вес (снаряженный) 4700 кг
Запас топлива 450 л
Запас воды 200 л
Людей на борту (максимум) 8
Размещение 4 человека в 2 каютах
Двигатели Volvo Penta D6-330 (330 л.с.)
Volvo Penta D6-370 (370 л.с.)
2 x Volvo Penta D3-220 по 230 л.с.
Максимальная скорость 33 / 36 / 39 узлов
Крейсерская скорость 25 / 27 / 30 узлов
Автономность 215 миль
Цена € 230 000
 
Расскажите друзьям:

Комментарии

2

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей