Наше электрическое будущее

Наше электрическое будущее

В России отменяют ввозные пошлины на электромобили. Ждём Tesla Model S?

К огда в прошлом году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) отклонила предложение от российского правительства об отмене ввозных пошлин на электромобили, мы не удивились. В конце концов это уже далеко не первый подобный проект, зарезанный на корню.
Александр Горбунков
Фото: autoblog.nl, supercar.ru, caranddriver.com

Причина всегда примерно одинакова - поддержка отечественного автопрома. Якобы, надо дать АвтоВАЗу шанс разработать собственный автомобиль на электрической тяге. К тому времени по Тольятти уже во всю колесила Калина на батарейках с поэтичным названием El-Lada. Но вазовцы поддержкой правительства воспользоваться не поспешили и за год изготовили лишь 6 предсерийных электрокаров. Не густо.

Новость последних дней о том, что ЕЭК всё-таки готова одобрить предложение России и отменить на 2014 год 19-процентную ввозную пошлину для электрокаров внушает надежду. Да, в настоящее время в России официально продаётся всего два электромобиля - Mitsubishi i-MIEV, стоимость которой составляет 1 миллион 799 тысяч рублей, а также E-Car GD04B (от 449,9 тысячи рублей), который производится в Китае компанией Shifeng Group и доводится до ума в Подмосковье фирмой «Дамер». Отмена пошлины позволит снизить стоимость этих машин примерно на 20%, то есть тот же i-MIEV будет стоить около 1 млн 440 тысяч, а E-Car - неизвестно, потому как из Китая.

Посчитаем время окупаемости для японского электромобиля. По заверениям Mitsubishi, 88 литий-ионных элементов, суммарным объёмом 16 кВт*ч, хватит для преодоления расстояния в 147 километров. То есть на 100 км пути автомобиль затратит около 11 кВт*ч, что при едином тарифе 3.39р составит 37.29р (среднее значение для московских многотарифных счетчиков). Обычный хэтчбек, например, Mazda 2, с расходом 8 литров на 100 км и стоимостью 92-го бензина в 30 рублей потратит около 240 рублей, то есть примерно в 6,5 раз больше!


Впрочем, изначальная стоимость i-MIEV всё равно чрезвычайно завышена и при ежегодном пробеге в 20 тыс. километров такой электрокар сможет сэкономить владельцу около 40 тыс. рублей в год, то есть разница в стоимости единственной версии i-MIEV (1,44 млн. руб) и топовой версии той же Mazda 2 (736 тыс. руб) будет окупаться 17,5 лет! За это время электромобилю придётся пару раз заменить дорогостоящие аккумуляторы и вся выгода сойдёт на нет.


Расстроились? А теперь забудьте всё, что написано выше, потому как отмена ввозных пошлин откроет российский рынок и для других производителей, чьи электромобили пользуются куда большей популярностью. Яркий тому пример - Tesla Model S - электромобиль, обошедший по продажам на рынке США премиальную немецкую тройку и уже начавший свою экспансию в Европу. Первым европейским рынком для Tesla стала Норвегия, где за сентябрь этого года продажи Model S составили 5% продаж всего автомобильного рынка. Для сравнения - весь концерн Volkswagen занимает там не более 7-8%. В чем секрет успеха?

Во-первых, в стоимости самой Model S. В США прайс начинается от 49,9 тысячи долларов и доходят до 87,4 тысячи долларов. Самый дорогой вариант — это автомобиль с запасом хода почти в 425 километров, способный набирать «сотню» за 4,2 секунды. Аналогичная по оснащению BMW 550i будет стоить от 62,7 тыс до 65 тыс долларов. То есть цены вполне сопоставимые.

Во-вторых, Model S может предложить покупателям то, чего нет ни у одного седана от Mercedes или BMW. Например, движение в абсолютной тишине, второй багажник под капотом и третий ряд сидений. К тому же электромобиль абсолютно не уступает конкурентам по дизайну, комфорту и уровню оснащения. Подробнее о комплектациях и особенностях этой машины мы уже писали в обзоре: Tesla Model S: революция началась

В-третьих: сколько тратят владельцы Model S на электричество в США и Норвегии? Чаще всего нисколько. И в Америке, и в Европе перед началом продаж Tesla оборудует сеть зарядных станций, где совершенно бесплатно за 20 минут можно зарядить аккумуляторы до 50% или за час “под завязку”. Расположены эти «заправки» как правило в пригородах крупных городов или на оживленных трассах.

Конечно, стоять целый час на такой зарядной станции удовольствие сомнительное, поэтому тесловцы разработали и презентовали в июне этого года новую систему зарядки - автоматизированную смену севшего аккумулятора на заряженный. На презентационном показе вся процедура заняла около 90 секунд - время, аналогичное заправке топливного бака:

Наконец, в-четвёртых: сказать, что Model S с мотором мощностью 310 кВт (416 л.с.) валит - ничего не сказать. По ощущениям она существенно мощнее, чем, к примеру, Porsche Panamera Turbo S. Специфика распределения крутящего момента электромотора такова, что лавина мощности в 600 Нм обрушивается на вас сразу, как нажмешь на акселератор. Никаких задержек, ведь у машины нет ни сцепления, ни коробки передач. Идеальная дискретность, на сколько нажал — на столько и поехал! Динамика на низах такая, что при наличии хорошего зацепа между шинами и асфальтом в глазах темнеет. Очевидно, что после 140 км/ч та же Panamera быстрее, но в городском потоке за теслой может угнаться разве что мотоцикл, да и то не любой.

Итак, после отмены таможенного сбора, Tesla Model S вполне может появиться и в России, ведь её стоимость будет аналогична норвежской - от 51,5 тысячи евро или 2 млн 263 тыс рублей - примерно как BMW 528iA xDrive Business или седан Mercedes E 300 BlueEFFICIENCY. Конечно, американцы по доброй традиции начнут ставить свои бесплатные зарядные станции, но Россия не Норвегия - 5 станций у нас хватит разве что на один округ Москвы. Здесь необходимо вспомнить инициативу компании «Экомоторс», которая уже в январе 2014 года планирует установку своих бесплатных электрозарядных станций в Москве и Челябинске. Бесплатные «розетки», по мнению руководства компании, стоит размещать около торговых центров, кафе и ресторанов. Очень удобно - пока вы ходите за покупками, ваш электромобиль зарядится примерно на 80% совершенно бесплатно. Бремя оплаты при этом ложится на владельцев заведений и составит смешные 250-500 рублей в день.

Во время тестов в США Tesla Model S показала потребление электричества 23.75 кВт*ч, эквивалентное 2 литрам топлива на 100 км пробега по трассе и 3,16 литров на 100 км по городу, с учетом включенных фар, кондиционера, магнитолы и прочих бортовых систем. Средний расход эквивалентен 2,64 литрам топлива. Даже если забыть о бесплатных зарядных станциях и заряжать Теслу по ночам от обычной розетки на парковке (от 4 до 8 часов в зависимости от объёма аккумулятора).

Мы свели в таблицу всё наглядное и оскорбительное преимущество Tesla Model S по сравнению с обычным премиумом.

Двигатель Мощность Крутящий момент Разгон до 100 км/ч Расход топлива на 100 км Стоимость
Infiniti M 37 AWD Hi-tech 3.7 (бензин) 333 л.с. 363 Нм 6,3 сек 10,9 л 2 млн 125 тыс руб
Tesla Model S 270 кВт (электро) 362 л.с. 440 Нм 5,9 сек 2,6 л 2 млн 263 тыс руб
Audi A6 3.0 TDI quattro 3.0 (дизель) 245 л.с. 450 Нм 6,1 сек 6 л 2 млн 346 тыс руб
BMW 528iA xDrive Business 2.0 (бензин) 245 л.с. 350 Нм 6,3 сек 6,4 л 2 млн 395 тыс руб
Mercedes-Benz E Saloon 300 4MATIC BlueEFFICIENCY 3.5 (бензин) 252 л.с. 340 Нм 7,1 сек 7,5 л 2 млн 550 тыс руб
 

Стоит отметить, что Tesla, рассмотренная в таблице в базовой версии, отличается богатством исполнения, тогда как среди конкурентов только японка Infiniti может похвастать подобным списком оснащения. Немецкие автомобили, как и все европейские, не включают в базовую стоимость то, что мы привыкли видеть даже на машинах среднего класса. Так, например на Audi A6 3.0 TDI quattro только за навигацию, складное заднее сиденье и пассивный круиз-контроль придётся доплатить почти 200 тыс. рублей, не говоря уже о складной панорамной крыше, которая у Теслы также в базе.

Конечно, можно найти ещё несколько причин, почему электромобилю рано приезжать в Россию. Например, сильный мороз зимой может снизить объём аккумулятора до двух раз, во время тест-драйва в США под Рождество журналистам пришлось толкать Model S до ближайшей зарядной станции. Хорошо, что она оказалась по близости, а в России искать розетку в 100 километрах от Урюпинска - дело неблагодарное. Но, помните, с чем приходилось сталкиваться первым владельцам самоходных повозок Даймлера? В конце 19 века топливо для таких машин продавали только в аптеках! И никаких вам эвакуаторов и сервисов. При этом в Тесла всё-таки понимают суровость северного климата и тем же норвежцам предлагают приобрести дополнительную съёмную ячейку аккумулятора - своеобразный неприкосновенный запас, который подарит вам дополнительные 15-20 километров хода в случае опустошения основного потока электронов.

Всё-таки, я уверен, что эра электромобилей - дело времени. Отмена таможенных пошлин лишь первый шаг и хорошо, если наши законодатели сделают всё возможное, чтобы в деле электрификации Россия оказалась в числе

лидеров.
Расскажите друзьям:

Комментарии

2
  • × Александр Волков
    Александр Волков

    20 минут времени на зарядку может показаться долго. Но если подумать - порой столько же стоишь на АЗС в очереди за обычным топливом. Так что разницы во времени практически никакой.

    6 лет назад
    | Ответить
  • × Андрей Кытманов
    Андрей Кытманов

    кто бы мог подумать...:wasntme::wasntme:

    5 лет назад
    | Ответить

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей