Opel Mokka и Nissan Juke: песочница

Размышляем над предназначением субкомпактных кроссоверов

324
0
0
Г лавное отличие субкомпактных кроссоверов от прочих - длина до 4,3 метра. Неудивительно , что в тесной Европе их доля рынка постоянно растёт, не смотря на общие пессиместичные прогнозы. В 2012 году уже 18% всех проданных кроссоверов в Старом Свете приходилось на субкомпакты.
Александр Горбунков
Фото компаний-производителей

В России эпоху небольших автомобильчиков, имеющих атрибуты настоящих внедорожников, принято отсчитывать с 2010 года, когда на небосклоне Московского международного автосалона зажглась звезда Nissan Juke. Справедливости ради стоить отметить, что и до Джука в России был представлен автомобиль, относящийся к этому классу - Suzuki SX4, который не плохо продавался с 2006 года и даже вытеснил с рынка своего брата-близнеца Fiat Sedici. Но в спокойном и размеренном SX4 нет и половины той харизмы, которую принято ассоциировать с субкомпактными кроссоверами, поэтому его в конкуренты не записывают. Он просто есть.

Вышедший в 2010 году Nissan Juke считается у нас родоначальником сегмента субкомпактных кроссоверов

Помню недоумение коллег-журналистов после первых тест-драйвов Juke: с кем его сравнивать? Маркетологи Nissan намекали на общую целевую аудиторию с VW Tiguan и даже Skoda Yeti, но подобные сравнения очень условны. Было очевидно - прямых конкурентов у Juke нет! Но свято место пусто не бывает, составить компанию японскому субкомпакту вызвался Opel, представивший в прошлом году на суд широкой публике свой “кофейный” кроссовер Mokka.

Немецкому субкомпакту Mokka досталась роль догоняющего

Что объёдиняет эти автомобили? Помимо схожей колёсной базы и внешних габаритов есть ещё одно, очень важное свойство - инновационность. Даже выпущенный три года назад Джук имеет заднюю подвеску, которой может похвалиться лишь Honda Pilot. Уникальность конструкции состоит в отсутствии дифференциала как такового. Крутящий момент на задние колёса передаётся посредством двух раздельных многодисковых муфт, управляемых электроникой. Инженеры Opel, в свою очередь не стали мудрить и снастили Mokka обычной многодисковой муфтой, сблокированной с главной передачей, но назвать немца типичным кроссовером также нельзя - даже полноприводная версия автомобиля имеет полузависимую подвеску с балкой, работающей на кручивание. Среди всех одноклассников такая конструкция наблюдается только на SX4.

Две многодисковые муфты в задней подвеске Juke - отличное решение и +1 балл к внедорожным возможностям

В вопросе трансмиссий Nissan и Opel также пошли разными путями, если Mokka получил привычный гидромеханический 6-ступенчатый автомат, то Juke достался клиноременный вариатор, умеющий “прикидываться” автоматом и имитировать несколько диапазонов, по типу передач. На деле это позволяет водителю с определенной долей успеха осуществлять торможение двигателем.

Назвался кроссовером - сумей залезть хотя бы на бордюр. Иначе границы этого класса машин размываются настолько, что в них попадёт и Renault Sandero. Так вот, глядя на Mokka, начинаешь сомневаться, что абордаж дворовой парковки пройдет на этом автомобиле без потерь в личном составе. В группу риска здесь попадает прежде всего передний бампер, оснащенный в европейском варианте резиновой “губой”, скрадывающей аж 3 сантиметра дорожного просвета и “понижающий” Mokka до уровня Астры. На первой презентации автомобиля в Европе российские журналисты в красках обрисовали парковочные традиции в нашей стране и в Россию кроссовер пришел без “губы” с дорожным просветом в 189 мм. Уже лучше, но и в таком варианте угол въезда Опеля равен 13 градусам! Для сравнения, у Nissan Juke, при клиренсе 180 мм, он составляет 26 градусов, да и внешне Джук выглядит более приспособленным для штурма городских препятствий, но и здесь низко расположенные элементы привода и отсутствие какой-либо защиты днища не позволяют надеяться на сколь-нибудь серьезную проходимость.

Нижняя “губа” переднего бампера Mokka скрадывает 3 см дорожного просвета! Недопустимая роскошь для того, кто назвался кроссовером

По своей сути, субкомпактные кроссоверы - те же легковые автомобили, предназначенные для движения по дорогам общего пользования, а полный привод, при его наличии, позволяет лишь чуть увереннее чувствовать себя в гололёд. Также уверенности добавляет и комфорт посадки в высокую машину, в чем Opel явно обошел своего конкурента. Салон Mokka выглядит не столь вычурным и оставляет куда больше больше пространства для манёвра водителя и пассажиров. Отдельное спасибо немцам за регулировку подушки водительского сиденья по наклону - опция, доступная не всем кроссоверам классом выше.

Интерьер Mokka - его главный козырь. Мягкие материалы отделки, кофейные цвета, объём... А чего стоит регулировка подушки водительского сиденья

Россыпь кнопок на центральной консоли Mokka может напугать владельцев любых автомобилей, кроме Опелей. Здесь всё в традициях марки, поэтому спорить с таким решением бесполезно. А вот расположение режимов на автоматической коробке передач могло бы быть и более привычным: в крайнем нижнем положении здесь режим M, а не D. Другими словами, слабозаметная граница между режимами провоцирует промахнуться мимо Drive и врубить ручное переключение. Не очень приятно, тем более, что в ручную передачи переключаются не самым удобным образом - клавишей на макушке ручки КПП. Для переключения передачи приходится неестественным образом изгибать кисть правой руки и большой палец.

В Nissan Juke ручное переключение реализовано как на большинстве автоматических трансмиссий - качанием селектора коробки. Если уж совсем придраться, можно посетовать на отсутствие подрулевых лепестков, в общей канве спортивного интерьера Ниссана они смотрелись бы очень кстати, но не будем забывать, что у Juke установлен вариатор, ручное переключение которого само по себе весьма условно. В остальном интерьер Juke будет только радовать любителей активной жизни. Простенькие, но яркие материалы отделки и оригинальные архитектурные решения - чего стоит только центральный тоннель в виде мотоциклетного бака. А техника? На экран мультимедиа можно вывести информацию о распределении нагрузок при поворотах, ускорении и торможении. С первой минуты знакомства Джук ясно даёт понять - он для молодых и активных, а также худых. Человеку крупной комплекции будет в автомобиле откровенно тесно. Дизайнерские решения скрадывают и без того дефицитное пространство, а не регулируемая по вылету рулевая колонка добьёт надежду устроиться за рулём максимально комфортно.

Внутренний мир Juke заметно теснее, а материалы отделки - проще, но оригинальность дизайна и смелые решения не позволяют назвать этот интерьер неудачным

Расстроит Nissan и задних пассажиров. Кажется, ещё бы на пару сантиметров меньше места для ног и задний диван можно удалить вовсе, сделав автомобиль настоящим кросс-купе. Собственно, производитель и так намекает на это размерами задних дверей и формой ручек. Из всех преимуществ заднего пространства Джука внимания заслуживает лишь одно - диван складывается, образуя ровный пол, в отличие от небольшого склона на Mokka. Зато немец с лихвой компенсирует это объёмом багажника - 1372 литра против 830 на японском субкомпакте.

Багажник Джука значительно потерял в объёме из-за сильно скошенной кормы. Всего 830 литров, при полностью сложенных задних сиденьях

Даже на фотографиях багажник Opel смотрится куда внушительнее

Перейдем к дорожным испытаниям. Двигатель 1.8л и мощностью 140 л.с. не делает Opel Mokka городской зажигалкой. Всё-таки масса автомобиля лишь немного не дотягивает до 1,5 тонн. Реакции на педаль акселератора размеренные, а автомат не охотно переходит на пониженные передачи. Зато отсутствие драйвеских амбиций приятно отразилось на мягкости подвески. Даже на трамвайных переездах в салоне тихо, как в седане E-класса. Немного не приятно пищит система предупреждения об опасности столкновения. Думаю, что большинство водителей снижают громкость этой системы или отключают вовсе. С ещё меньшим эффектом работает система слежения за разметкой в связи с отсутствием таковой на большинстве российских дорог. В целом, автомобиль создаёт себе имидж безопасного транспортного средства и не провоцирует на агрессивную езду.

Opel Mokka - спокойный и даже семейный. От внедорожников он впитал в себя качества безопасности и неторопливости на дороге

Говоря о Juke, стоит отдельно рассматривать модификации с атмосферным и турбированным двигателем 1.6л. По началу кажется, что 117 л.с. первого агрегата должны нагонять уныние и полностью проигрывать 140-сильному Mokka. Это не совсем так. Масса Джука почти на 300 кг меньше, да и вариатор ведет себя несколько расторопнее, поэтому, если японец и уступает, то совсем немного. С другой стороны - оснащенный непосредственным впрыском турбированный 1.6, выдающий аж 190 л.с. Разгон - 8 сек до сотни, против 11,5 сек у атмосферника. Нет, спорткар из него не получится, даже если бы производитель разместил под капотом табун в 300 л.с. Всё-таки Джук кроссовер и управляется он соответственно, хотя муфты заднего моста и пытаются дирижировать крутящим моментом при недостаточной поворачиваемости.

Nissan Juke, в свою очередь, спортсмен. Ему достались внедорожные амбиции и взрывной характер (с турбомоторм)

В целом, остаётся впечатление, что каждый автомобиль по-своему старается походить на полноценный внедорожник. Mokka - салоном и высокой посадкой, Джук - задним приводом и мощным мотором. При этом остальные качества внедорожных прародителей под чистую сливаются в угоду маркетингу. Пассажирам в японском субкомпакте будет немногим удобнее, чем в трёхдверном Polo, а многодисковая муфта немца перегревается уже через несколько минут движения на полном приводе. В такие же крайности впадают и другие собратья по цеху - Suzuki SX4 и Mini Countryman. Но, не смотря на явные неудобства представителей, сегмент развивается очень быстро и через 4-5 лет у каждого крупногобренда в линейке будет свой субкомпакт, а конкуренция, как известно, заставляет в ускоренном темпе устранять недостатки.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей