МиниJet

Чехи продлили полёт на планере при помощи реактивного двигателя

1130
1
4
К онцепция сайта smotorom.ru подразумевает интерес к любым транспортным средствам, приводимым в движение искусственной тягой.
Александр Горбунков
Фото: Glasflugel и wingsandwheels.com

По идее, мы не должны интересоваться планерами, свободно парящими в небесной выси. Ан нет! Усилиями народных умельцев, уже 5-6 лет на планеры устанавливают всевозможные силовые агрегаты, от простеньких поршневых до более серьёзных турбореактивных.

Наиболее интересной разработкой для нас стала чешская Shark Jet (Реактивная Акула), наделавшая немало шума в западных СМИ. На самом же деле это ни что иное, как привычный планер семейства Glasflugel 304 с небольшой турбиной, переквалифицированный в загадочную категорию “самоподдерживающийся”.

Планер с реактивным двигателем официально не считается самолётом, поэтому его можно пилотировать даже после курсов планериста

Для нас это означает, что хотя двигатель, действительно, может поднять планер в воздух, сертифицирован он только для поддержания нужной скорости уже во время полёта. Таким образом, любой пилот, не имеющий соответствующей лицензии, фактически может использовать самолёт на реактивной тяге.

Нельзя сказать, что искусственное поддержание планера в воздухе - такая уж новая идея. Мы не раз встречали планеры с поршневыми двухтактными моторами небольшого объёма и пропеллерами. Такие конструкции, как правило, крепятся над корпусом планера на стойках и создают немало проблем, основная из которых - серьёзное аэродинамическое сопротивление. Есть и более продвинутые системы, где лопасти пропеллера сложены в хвостовой части фюзеляжа и раскладываются при запуске мотора. Но проблема не решается и в этом случае. Дело в том, что пилоты запускают мотор и раскладывают лопасти винта только в случае потери высоты и отсутствия восходящего потока воздуха достаточной силы. Не стоит забывать, что мотор может и не запуститься, или запуститься не с первого раза, при этом винт уже создаёт дополнительное сопротивление, снижая и без того малую скорость планера.

Реактивный двигатель лишён этих недостатков и быстро выдвигается из корпуса по щелчку тумблера. Второй тумблер отвечает за работу электростартера, который не запустится, пока турбина не встанет в рабочее положение. Всего с момента принятия решения до момента запуска турбины проходит не более 13 секунд, что позволяет пилоту исправить положение, даже на высоте около 30 метров, тогда как высота запуска поршневого мотора должна быть не меньше 300 метров!

Самое же ценное в турбине - мощность. На Shark чехи устанавливают TBS 400N-J40P, вооруженную 420 Ньютонами тяги. Этого с лихвой хватает, например, для разгона планера до 220 км/ч в горизонтальном полёте или до 120 км/ч и скороподъёмности 100-150 метров в минуту. При таком режиме работы 33-литрового топливного бака в фюзеляже должно хватить на 1 час 20 мин работы (расход около 24 л/час на высоте 1,5 км). Запас топлива можно значительно увеличить, добавив ещё два 40-литровых бака в крылья, но это значительно сократит возможности планера в его основном качестве. На практике такие возможности реактивного двигателя позволяют пилоту Shark Jet подняться на высоту в 300 метров и пролететь около 150 км в поисках подходящего “лифта”.

В качестве планера чехи выбрали Glasflugel 304 из соображений высокой аэродинамики и прочности конструкции. Достоинства корпуса из композитных материалов - небольшой вес (280 кг) и довольно крупная кабина, где может разместиться пилот весом до 125 кг. Максимальный взлётный вес планера с пилотом и водным балластом достигает 600 кг, тогда как масса реактивного двигателя всего 12 кг!

На сегодняшний день производитель предлагает на выбор крылья различной величины размаха: 15м, 18м и 20 метров. Наиболее популярным является второй вариант. Все крылья оснащены закрылками, с возможностью выпуска в трёх фиксированных позициях или любых промежуточных. На верхней поверхности крыла расположен воздушный тормоз, который в сочетании с закрылками, очевидно, обладает поразительными возможностями снижения скорости.

На сегодняшний день покупателям доставлено уже более сорока Shark Jet, а очередь по заказам растянулась на 13 месяцев. EASA (Европейское агентство воздушной безопасности) уже разрабатывает правила для этого нового класса - реактивные планеры, ожидается также, что до конца года им будет присвоен свой тип с нормами сертификации, а пока сертификация недоступна, чешский производитель HpH даёт волю фантазиям и разрабатывает всё новые модификации реактивного планера, среди которых, например, двухместная модель Shark Jet.

Стоимость базовой модели планера, оснащенного турбиной, на европейском рынке составляет, примерно, 5 млн 50 тыс рублей, что заметно дешевле любого реактивного самолёта, тем более, что при покупке производитель обещает подарить прицеп для его транспортировки.

Расскажите друзьям:

Комментарии

4

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей