Перелетные бренды. Автопроизводители в поисках новых рынков

Экономический кризис ударил по европейской автомобильной промышленности как молот по наковальне

201
0
0
Н екоторые производители, например VW или Mercedes пока чувствуют себя уверенно. Другие, как Fiat или Seat, похоже, смогут пережить ближайшие годы только за счет господдержки.
Сергей Мочалов
фото: goaonwheels.com, motorbeam.com

Ситуация на автомобильном рынке - по сути, точная копия глобальных тенденций - экономика Италии и Испании сейчас переживает глубочайшую рецессию, тогда как Германия остается локомотивом всей Европы.

С точки зрения рядового европейца, кризис это ситуация не из приятных - неизвестно что будет завтра, не уволят ли с работы, не сократят ли зарплату. Кризис нервирует и загоняет обывателей в затяжную депрессию. Но только не тех, кто в такие трудные времена задумал приобрести новый автомобиль - таких людей в автомобильных салонах Европы продавцы готовы носить на руках, а автопроизводители предлагают самые выгодные условия.

В то время как салоны официальных дилеров автомобильных компаний пустуют, продавцы подержанных машин радостно потирают руки. Европейцы гораздо охотнее приобретут автомобиль возрастом от 3 до 5 лет - он дешевле нового как минимум на 30%

Какую вы хотите скидку на новую машину - 5%, 10%? Яркими лозунгами, призывающими всех желающих посетить распродажу, сейчас увешаны автосалоны всех марок. От обилия щедрых предложений рябит в глазах. Opel Astra 2013 года выпуска, за 14 990 евро вместо 17 000, Ford Focus в беспроцентную рассрочку на три года, Fiat 500 за две трети цены... Одним из самых интересных предложений стала акция концерна Peugeot-Citroen в Италии для владельцев автомобилей этой марки. Андрео Висконти - офтальмолог из Милана, который стал одним из ее первых участников, рассказал, что ему удалось по очень хорошей цене сдать на комиссию свой восьмилетний Пежо 207 и с большой скидкой получить новый Citroen Picasso. “За новую машину, которая в автосалоне стоит почти 20 000 евро, я запалатил всего 8 000 евро. Месяц назад я даже не думал продавать старую машину, но не смог устоять перед столь щедрым предложением.”, - делится радостью Андрео.

PSA Peugeot Citroen чтобы не допустить катастрофического падения продаж в Европе вынужден идти на беспрецедентные шаги навстречу покупателю. Средний размер скидок на новые автомобили в Европе сегодня составляет около 15%

На уступки покупателю не идут только представители большой немецкой тройки. Mercedes, BMW и Audi кризиса не боятся и, похоже, имеют на это право. Данные по продажам показывают, что машины этих марки продаются также стабильно как и год, и два, и десять лет назад. Похоже, что спрос на них не изменится даже если разразится третья мировая война. У остальных дела идут далеко не так хорошо. Итальянский автоконцерн Fiat единственный выход из финансовых проблем видит в сокращении издержек и закрытии нерентабельных производств. 2013 год может стать одним из самых тяжелых за более чем 110-летнюю историю существования бренда - продажи новых авто, по некоторым оценкам, могут сократиться на 20 процентов - до 1 миллиона 100 тысяч машин. Это самый низкий показатель с 1966 года. Удручающая картина, учитывая, что за минувший год убытки производителя уже превысили 700 миллионов евро.

Большая немецкая тройка - непоколебимые лидеры мирового автопрома. На фоне кризиса автопрома падение продаж Mercedes, BMW и Audi от 1,7 до 3,2 % в разных странах Евросоюза можно назвать сезонным

Не лучшим образом обстоят дела и у других компаний - если у Fiat продажи в феврале и марте сократились на 16 процентов, а у Peugeot Citroen на 13, то главный аутсайдером первого квартала 2013 года в Европе стал концерн GM. Его потери - 20%. Причем если еще полгода назад компенсировать потери всем автопроизводителям удавалось за счет высоких продаж в Германии, то сейчас и этот рынок буквально уходит у них из-под ног. Немцы остаются фанатично преданными своим маркам авто, тога как продажи всех остальных в первые месяцы года сократились в среднем на 10 процентов.

Похоже, что для лидера и почти монополиста итальянского автопрома Fiat снова началась черная полоса. После успеха и прибыли в начале и середине 2000-ых, начиная с 2009 года концерн несет убытки

На этом фоне у многих руководителей европейского автопрома, похоже, начинается истерия. Одной из ее жертв может стать соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и Японией. Подписание документа, который разрабатывался в течение нескольких лет, под угрозой срыва из-за предположений представителей отрасли, что комфортные условия для автомобильных брендов из страны восходящего солнца приведут к неизбежному росту и без того жесткой конкурентной борьбы. При этом европейцы пеняют японцам на суровый традиционализм - шансов увидеть на улицах Токио машину из Старого света не намного больше, чем стать свидетелем извержения Фудзиямы, последнее из которых датируется 1710 годом.

Вероятность встретить европейский автомобиль в Японии крайне мала. Количество иномарок в стране восходящего солнца составляет около 5 % от парка легковых авто. Больше остальных в Японии популярен бренд BMW. Продажи автомобилей из Баварии составляют там около 30 000 машин в год

Гораздо более перспективные автомобильные рынки в плане экспансии для европейцев - Россия и Китай. Топ-менеджеры GM сейчас готовы кусать себе локти из-за того, что четыре года назад сорвались планы по производству Opel на мощностях Группы ГАЗ. Ведь сегодня Opel - один из самых престижных автобрендов в России. Здесь это самый доступный представитель немецкого автопрома и яркий пример качественного автомобиля. Хотя автолюбители в Германии считают иначе.

По мнению президента GM Дэна Акерсона (Dan Akerson) через несколько лет автомобильный рынок в России будет больше, чем в Германии. А объемы продаж концерна на нем могут легко увеличиться вдвое - отличный показатель, учитывая что в минувшем году россияне приобрели около 80 000 новых Opel. Примерно такие же перспективы Акерсон видит и в Турции, а вот о самом быстрорастущем и перспективном рынке Китая отзывается с большой долей скепсиса. В Поднебесной GM не самый популярный автопроизводитель, а Opel местным автолюбителям практически не известен - поэтому попытка преодолеть Великую Китайскую стену будет стоить General Motors многих миллиардов долларов, да и выдержать конкуренцию с местными производителями вряд ли удастся.

Концерн Peugeot Citroen успешно сориентировался и занял свою нишу на автомобильном рынке Китая, создав два совместных предприятия. На очереди СП с индийскими партнерами

То чего опасаются американцы, с успехом реализуют французы - представители PSA Peugeot Citroen заявляют о более чем 30-процентном росте продаж своих автомобилей в салонах официальных дилеров компании в Китае в первом квартале - солидная компенсация за потери, которые концерн несет в Европе - 142 000 машин за три месяца и это менее 4% рынка! В компании давно озаботились необходимостью присутствия в Азии. В Китае Peugeot Citroen создал два совместных автомобильных предприятия. На производственной площадке Dongfeng Peugeot собираются модели 207, 307, 308, 3008, 408 и 508. А уже летом в Шэньчжене начнется выпуск моделей Citroen DS.

Фиату задумываться о выходе на новые рынки пока не приходится - преодолеть трудные времена там рассчитывают за счет подразделения Chrysler. В США хоть и нет столь ошеломляющей динамики продаж как в Азии, но по крайней мере - все более менее стабильно, а американские потребители, как надеется глава Fiat Серджио Маркионне (Sergio Marchionne), помогут итальянскому автоконцерну хотя бы частично сгладить последствия кризиса в отрасли.

Несмотря на все трудности, которые сейчас переживает европейский автопром, выбраться из неприятностей в ближайшие годы удастся всем крупных автоконцернам. Вряд ли стоит ожидать серьезного “перекроя” рынка за счет крупных слияний и поглощений. Автомобильные корпорации давно стали транснациональными и если в некоторых из их подразделений наблюдается спад - исправить ситуацию можно за счет других. Гораздо более серьезной проблемой может стать кризис перепроизводства, с которым может столкнуться мировой автопром, если потребители в силу тех или иных причин предпочтут передвигаться на старом авто, чем приобретать новое. Ведь многие задумываются уже сейча - если купить машину в кризис выгоднее, то почему бы не дождаться этого самого кризиса?

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей