Изобретение колеса

В Детройте подведены итоги конкурса Michelin Challenge Design 2013. В числе победителей нет ни американцев, ни французов

75
1
3
А втомобильный дизайн — это всегда поиск компромисса между полетом фантазии и технологическими возможностями
Антон Осипов
фото производителя

Точнее, почти всегда: существуют конкурсы, где дизайнерам позволяется самовыражаться, не особенно задумываясь о многочисленных нормах и стандартах, и одной из таких дизайнерских отдушин традиционно является мероприятие под названием Michelin Challenge Design. Причем, несмотря на то, что этот «вызов» спонсируется французским шинным гигантом, его участников не заставляют изобретать колесо в прямом смысле слова: каждый проект представляет собой более или менее завершенную концепцию автомобиля, отражающую заданную тему, каждый раз новую. В конкурсе 2013 года, итоги которого только что оглашены в Детройте, такой темой стала разработка максимально легкого транспортного средства, способного приносить удовольствие от процесса передвижения, — именно так можно перевести девиз «Lightweight with Passion».

Победителей, согласно традиции, трое, и первый из них — испанец Хорхе Биоска, назвавший свою работу eLink. Это довольно крупное (три метра в длину, почти два в ширину и 2,58 м в высоту) сооружение, весьма напоминающее старинную карету и совершенно лишенное визуальной динамики: Где у машины перед, можно понять только по фарам. Шесть человек размещаются внутри на двух рядах сидений, расположенных «спиной» друг к другу, а кузова в привычном понимании у машины нет, — только каркас, на который натянуто эластичное покрытие из материала, обладающего свойствами солнечной батареи. Особое внимание в проекте, разумеется, уделено колесам, опять же, очень напоминающим каретные: у каждого из них имеется собственный электромотор и система управления, меняющая не только угол поворота (благодаря этому машина может разворачиваться почти на месте), но и наклон в вертикальной плоскости. Таким образом, в контакте с дорогой находится, в зависимости от условий, либо жесткая центральная часть протектора с низким сопротивлением качению, либо более мягкое и цепкое «плечо».

Почти столь же любопытна конструкция колес электромобиля PolyPlus, представленного обладателем второго места, Сун Вэй Тео из Сингапура. Это тоже мотор-колеса, но тут упор сделан на минимизацию количества деталей: нет ни традиционных дисков, ни шин, каждое колесо состоит из алюминиевого каркаса и эластичного пластикового вкладыша, а для пущей практичности (что само по себе звучит в данном случае весьма странно) снабжено плотно прилегающим крылом из прозрачного поликарбоната. По сути, это такая же «коробчонка» с вынесенными по углам колесами, как и предыдущая работа, но тут по крайней мере можно понять, где зад, где перед, и кузов наличествует, — правда, предложенная технология его изготовления не совсем обычна для автомобилестроения. Автор предлагает получать его практически целиком из пластика методом вакуумной формовки, примерно так же, как делается дешевая посуда, резонного полагая: меньше деталей — меньше масса — меньше цена. Четырехместный аппарат — полноуправляемый, как и eLink, но по габаритам он ближе к нормальному компактному автомобилю (автор приводит в пример Nissan Cube).

Работа группы товарищей из Китая под руководством Лю Шуня, получившая «бронзу», выглядит не в пример солиднее и «автомобильнее»: машина под названием Dolphin по габаритам аналогична «Мерседесу» Е-класса, да и трехлучевая звезда, украшающая ее «лицо», не оставляет сомнений в симпатиях дизайнеров. Китайский проект — самый «дизайнерский» из трех, больше привлекающий формой, нежели содержанием, и эта приземленность, похоже, и помешала ему победить, хотя и тут авторы не обошлись без технологических изысков. По их замыслу, колеса, также приводимые в движение электричеством, должны сидеть на некой магнитной подвеске, а изящный кузов — парить в воздухе, не замечая изъянов дороги. Идея красивая, как и оболочка, в которую она заключена, но с современными возможностями и потребностями автогигантов она имеет мало общего, — хотя в этом и заключается смысл конкурса: раздвинуть привычные рамки, попытаться заглянуть в будущее. А на повестке дня — уже новое задание, на 2014 год: проект автомобиля, способного ездить без помощи водителя.

Расскажите друзьям:

Комментарии

3

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей