Mercedes-Benz Unimog: 65-летний роман трактора и грузовика

Легендарный Unimog принято связывать с маркой Mercedes-Benz, но своим появлением в 1948 году Universal motorgerät, в первую очередь, обязан советским и американским военным

1543
0
2
П осле Второй мировой войны, разгромленная Германия, по соглашению стран-победительниц, должна была стать заурядным аграрным государством. Для этого вся ее некогда могучая военная промышленность переводилась на мирные рельсы. Ведущие конструкторы после десятилетия работы над военными машинами вермахта, в одночасье переключились на создание тракторов и комбайнов.
Сергей Мочалов
Фото: Mercedes-Benz

Так глава конструкторского отдела «Даймлер-Бенц» Альберт Фридрих руководил созданием универсального трактора, который заменил бы разоренным войной фермерам трактор и грузовик, на покупку и содержание которых во второй половине сороковых годов у аграриев не было денег. Так и появился Unimog – то есть UNIversal MOtor Gerät, что в переводе с немецкого означает «Универсальный моторизованный агрегат». В начале 1946 года с проектом ознакомились американцы и при их финансовой поддержке на ювелирной фабрике Erhard & Söhne было изготовлено несколько экспериментальных образцов. От обычного трактора новинку отличало наличие вместительной бортовой платформы, аналогичная грузовому авто компоновка агрегатов и удобная 2-местная кабина. В то же время, Unimog, как и трактор, обладал повышенной проходимостью, а главное, имел несколько валов отбора мощности, через которые можно было подключать различные навесные агрегаты спереди, посредине и в базе.

Первый публичный показ машины состоялся 65 лет назад – 25 августа 1948 года на первой Немецкой выставке сельского хозяйства во Франкфурте-на-Майне, а мелкосерийная сборка гибрида трактора и грузовика начинается в 1949 г. Уже в 1951-ом небольшое производство Unimog поглощается концерном «Даймлер-Бенц» и вездеходы начинают выпускаться под маркой «Мерседес-Бенц». Получив в том же году взамен ненадежного двухтактного мотора удачный 4-тактный 4-цилиндровый дизель, Mercedes 1.7, Unimog начинает пользоваться популярностью в коммунальном хозяйстве, а вскоре и в роли военного транспорта. Интересный факт: поскольку до появления бундесвера в середине пятидесятых, Германия не могла иметь собственные вооруженные силы, первыми военными заказчиками «Унимога» стали страны, с которыми фашистская Германия некогда воевала, как например Франция. С той поры машина освоила ряд военных профессий: малый грузовик для перевозки грузов и личного состава, тягач для легких артиллерийских орудий, носитель вооружения и др. Но основное предназначение «Унимога» развилось в 70-е годы XX века: это мирные профессии коммунальщика, уборщика, мойщика, грузчика… При этом, универсальное транспортное средство никогда не теряло вездеходных способностей, многофункциональности и высокой выносливости.

Благодаря хорошим возможностям преодоления бездорожья «Унимоги» можно встретить в джунглях, горах и пустынях, как военные транспортные средства, пожарные автомобили, командно-штабные, экспедиционные, и даже на гонках грузовиков и ралли Дакар. На шасси «Унимог» изготавливаются бронетранспортеры Dingo, которые уже имеют боевой опыт применения в Афганистане. В Западной Европе они обычно используются как снегоочистители, коммунальный уборочный транспорт для зимнего и летнего применения, сельскохозяйственные грузовики, носители строительного оборудования (краны, буры, подъемники, манипуляторы, платформы) и локомобили (автомобили, оснащенные железнодорожными направляющими для движения по рельсам).

Современный Unimog

Несмотря на бесчисленное количество моделей и модификаций Unimog, у них всех есть единый принцип построения: компактность, максимально возможная проходимость и функциональность. Это достигается за счет короткой колесной базы, минимальных переднего и заднего свесов, развесовкой между осями, приближенной к 50/50%, применением мостов с бортовыми редукторами, обеспечивающих увеличенный дорожный просвет, карданных валов в трубчатых кожухах, реактивных штанг в подвеске, снижающих возможность вывешивания одного из колес, многоступенчатой трансмиссии и механических блокировок всех дифференциалов по кругу, а также способности преодолевать подъемы до 100% и бродопроходимости до 1,2 м.

С учетом всех вышеназванных особенностей созданы два типа семейств: общего назначения и усиленное, для работы в суровых условиях бездорожья. Также на выбор предлагаются несколько вариантов кабин: общего назначения, которая уходит корнями в семидесятые и изначально применялась в основном на милитаризованных версиях, и новая – коммунальная, специально разработанная для удобства отслеживания и управления передним навесным оборудованием.

Несмотря на широкую унификацию по агрегатам, рамы двух семейств значительно различаются: у шасси общего назначения она простая, с прямыми лонжеронами, которые и придают особую гибкость всей машине. У машин для суровых условий эксплуатации рама более жесткая, с дугообразными изгибами над мостами. В названии семейств эти различия отображаются следующим образом: количество нулей после буквы относит машину U400 к универсальному семейству, а U5000 – к внедорожникам.

Помимо кабин, важное отличие между семействами заключается в том, что общеуниверсальное «трехзначное» семейство уже в базовом исполнении имеет передний привод для навесного оборудования прямо от коленчатого вала двигателя, чем не снабжен ни один представитель «четырехзначного» внедорожного семейства. Интересно также, что конструкторы применили в этом приводе более надежный механический тип передачи, а не гидравлику. Хотя конечно имеется возможность установить разветвленную гидросистему для привода гидромоторов и гидроцилиндров самого разнообразного оборудования. Кроме того, имеются модификации с сетью кранов отбора сжатого воздуха.

Весной 2013 года семейство Unimog претерпело глубокую модернизацию, и теперь щеголяет эффектным дизайном экстерьера, выполненным в духе современных моделей Mercedes-Benz. Unimog с новыми индексами U 4023 и U 5023, являющиеся продолжателями моделей U 4000 и U 5000 соответственно, стал более экологичным, эффективным и справляется с бездорожьем лучше своих предшественников. Новинка приводится в движение двигателем BlueEfficiency Power BlueTec 6, который выдает 170 кВт (230 л. с.) и 900 Н*м момента. Трансмиссия Unimog была улучшена – время смены скоростей стало короче, а шестеренки стали надежнее. В будущем скорости будут переключаться с помощью сошки на рулевой колонке, а задняя скорость будет включаться с помощью электронной функции EQR. Трансмиссия может похвастаться 8-скоростями вперед и 6-задними передачами, а в качестве опции доступны ползущие передачи для бездорожья, которые могут быть использованы в диапазоне от 2,5 до 35 км/ч. Главная разница между двумя большими новинками от Unimog заключается в приводах и рамах, т. е. допустимой нагрузке на приводы и полной массе – 10,3 тонн для U 4023 и 14,5 тонн для U 5023.

В арсенале Unimog есть и такие полноприводные 3-осные модели, в основном применяемые в вооруженных силах, но доступных и в качестве базы под мирные надстройки, как этот вахтовый автобус

Общий стиль кабины не менялся с 1974 года, когда появились первые внедорожные модели от Unimog. Инженеры столкнулись с непростой задачей – они должны были оснастить новинку технологиями Euro VI и справились с задачей, сместив двигатель на метр вглубь кабины. По сравнению с предшественником кабина стала на 120 мм длиннее и заметно выше, а благодаря смещению органов управления трансмиссией под рулевую колонку, в кабине стало еще больше места. Она оснащена мультифункциональным рулем, подстраиваемой рулевой колонкой, мультифункциональной приборной панелью с большим дисплеем и улучшенной системой подогрева и вентиляции. Система подкачки шин «Tirecontrol Plus» была также изменена – теперь водитель может выбирать один из запрограммированных режимов – «дорога», «песок» или «плохие условия».

Более тяжелая серия Unimog U4000, предназначенная для тяжелого бездорожья, популярна у нефтяников и военных

Помимо «классической» модели, универсальный тракторомобиль Unimog, представленный в 2000 году, теперь представлен во втором поколении с новой начинкой и возможностями. Модели U 216 и U 218, а также U 318 и U 423 оснащены четырехцилиндровыми двигателями. U 427, U 430, U 527 и U 530 имеют шестицилиндровые агрегаты. Панорамная кабина теперь представлена в новом, современном дизайне – функциональность короткого капота теперь подчеркнута LED лампами и дневными ходовыми огнями, интегрированными в бампер. Дворники лобового стекла были перенесены наверх, что позволило достигнуть превосходную обзорность дороги и навесного оборудования, чему также способствовала передняя камера, передающая изображение на монитор внутри кабины.

Из нововведений: мультифункциональный руль, подстраиваемая рулевая колонка и улучшенная система охлаждения и обогрева, приборная панель теперь имеет большой и яркий дисплей; а джойстик для управления навесным оборудованием теперь можно извлечь из штатного гнезда и просто держать в руках.

Две младшие модели, U 216 и U 218, совершенно новые. Они замещают своего предшественника Unimog U 20 и теперь не так сильно отличаются от старших моделей. Модели U216 и U 218 имеет ту же самую панорамную кабину, включая подстраиваемую рулевую колонку и другие новшества, включая уже хорошо известную систему VarioPilot, благодаря которой можно «перебросить» рулевую колонку и педали на другую сторону кабины, когда возникает необходимость работать с места второго водителя. Главное преимущество новых моделей – их компактный размер. Колесная база составляет всего 2800 мм, таким образом младшие модели на 200 мм короче более старших, как, например, U 318. Радиус поворота составляет 12,6 метров против 13,7 метров. Младшие модели оснащены четырехцилиндровыми двигателями мощностью 115 кВт (156 л. с.) и 130 кВт (177 л. с.).

Примечательно также, что нынешний парк российских Унимогов, по данным ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», насчитывает порядка 200 единиц, но это число будет расти, т. к. новое предприятие по сборке коммерческих «Мерседесов» в Набережных Челнах упрощает изготовление немецкой техники в РФ. Сборка осуществляется крупноузловым методом из оригинальных машинокомплектов, поставляемых напрямую из Германии с завода в Верте. Первая машина была собрана 11 июля 2011 года, и на сегодняшний день эти универсальные вездеходы выпускаются по немногочисленным заказам российских потребителей.

Расскажите друзьям:

Комментарии

2

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей