Mercedes-Benz SLS AMG: ретроспектива

Ностальгируем по ускользающей эпохе крылатых купе из Штутгарта

613
4
2
Н у вот и пришло время прощаться. Легендарный Mercedes-Benz SLS AMG окончательно снимают с производства. С 2014 года мощности сборочного предприятия в немецком Зиндельфингене займет другой спорткар, который носит заводской индекс C190. Он будет меньше, легче, дешевле и… медленнее легендарного «Крыла чайки».
Александр Горбунков
Фото: carstyling.ru,
netcarshow.com

Рынок диктует свои условия. Огромный и мощный SLS AMG, созданный инженерным гением, уступает место другому автомобилю, более доступному, созданному маркетологами. Конечно, Mercedes вложит весь свой 130-летний опыт в создание и этой модели, но главными здесь всё же будут маркетологи.

О том, что икона спортивного премиума от Mercedes-Benz уходит в прошлое, стало известно 16 сентября. Немецкое издание Mercedes-Benz Passion объявило сроки, до которых модель останется на сборочной линейке. Первыми уйдут в историю базовые купе и родстер. Это произойдет в январе 2014 года. После продаваться будут только трековая модификация GT с фиксированным набором оборудования и «заряженная» версия Black Series. Обе модификации планируется выпускать до июня 2014 года.

В эпоху рыночной диктатуры история спорткара с «крыльями чайки» и его прообраза - 300 SL кажется такой фантастической. В 50-е годы новый красивый и спортивный автомобиль стал для немцев символом возрождения страны. Mercedes-Benz 300SL Gullwing стал настолько революционным, что даже руководство из Штуттгарта не планировало выпускать его серийно.

Автомобиль первым в мире получил трубчатый каркас. Почти вся силовая структура варилась из труб диаметром 2,5 см. Более толстыми были только те элементы, к которым крепились детали подвески. Рама весила мизерные 50 кг, но не оставляла шансов привычному механизму дверей из-за чрезвычайно высоких порогов. Так появилось «крыло чайки», ставшее впоследствии визитной карточкой автомобиля.

К слову, компоновка дверей 300SL Gullwing требовала сноровки при посадке. Сначала надо сесть на порог, развернуться в сторону салона, закинуть ноги под откинутый на шарнире руль, а затем уже и самому погрузиться в по-спортивному упругое сиденье. Как вам? А ведь по началу не было и шарнира на руле - его приходилось снимать при каждой посадке/высадке.

Но неудобства автомобиля не заканчивались только лишь дверями. Цель сделать из автомобиля пришельца из будущего, распластанного по земле и не похожего ни на что, что современники связывали со словом автомобиль, заставила мерседесовцев полностью отказаться от багажника. Под привычной нам дверцей - бензобак с прикрученной над ним запаской. Дизайнеры даже разработали пару специальных чемоданов, размещавшихся за спинками кресел и способными вместить разве что пару рубашек и ботинки. Современные нормы безопасности совсем не вписались в интерьер Гуллвинга и, например, необходимый сейчас огнетушитель пристёгнут на полу под ногами водителя или пассажира - другого места для него не нашлось.

Под капотом ещё сложнее. Его низкая линия не позволила расположить имеющийся у Mercedes четырёхтактную трёхлитровую шестёрку привычным образом. Двигатель пришлось наклонить влево на 50 градусов, попутно снабдив гоночной системой смазки с применением «сухого картера». Главным же инженерным козырем 300SL стала система прямого впрыска, впервые применённая на автомобиле с четырёхтактным двигателем. За основу взяли технологию компании Bosch, разработанную в 30-е годы для германских военных самолётов. Нововведения позволили не только сделать стремительным силуэт машины, но и заметно повысить мощность силового агрегата - по сравнению со стандартной 170-сильной отдачей мощность выросла до 200 л.с., а максимальная скорость - до 247 км/ч.

Стоит отметить также, что предназначенный изначально для спортивных состязаний 300 SL получил «гражданское рождение» благодаря американскому предпринимателю Рудольфу Уленхауту. Именно он убедил немцев, что сможет найти в США как минимум тысячу покупателей для нового купе. Своё обещание он сдержал. Первая версия 300SL разошлась тиражом 29 139 экземпляров, большинство из которых ушли за океан.

В последующие десятилетия купе и созданный на его базе кабриолет изменялись несколько раз. Но уже второе поколение, на мой взгляд, потеряло львиную долю харизмы своего предшественника. Вышедший в 1963 году спорткар под заводским номером W119 не имел ни крыльев чайки, ни трубчатой рамы. Даже обтекаемые формы кузова были принесены в жертву моде, а за почти вертикальное стекло автомобиль прозвали «Пагода». Третье поколение SL на платформе R107 пошло по пути повышенного комфорта - автомобиль заметно вырос в размерах и в нём, например, впервые задумались о логике расположения органов управления: кнопочки и переключатели в салоне сгруппировали по категориям. Так как машина была рассчитана на более широкий круг покупателей, Mercedes предлагали сразу девять бензиновых моторов объёмом от 2.8 до 5.6 литра.

Следующая генерация SL, выпуск которой пришёлся на 1989 год была впервые выведена в собственный SL-Class, в рамках общего пересмотра компанией классификации своих автомобилей. Теперь различные модификации этой модели обозначаются как SL280 и так далее. К тому же, именно в этом поколении у модели появились специальные версии: AMG, Silver Arrow, Mille Miglia. О популярности этой модели говорит тот факт, что SL-Class стал личным автомобилем принцессы Дианы, тогда как члены Королевской семьи традиционно ездят на британских автомобилях.

Пятое поколение SL разрабатывали долгих 5 лет и презентовали в 2001 году на автосалоне во Франкфурте. То была совершенно новая заднеприводная платформа R230 и ещё увеличившийся в размерах кузов. Автомобиль потерял чёткие различия между купе и кабриолетом и выпускался в едином исполнении с жесткой скадываемой крышей Vario Roof. Собственно, сдвоенные фары этих моделей мы и до сих пор часто замечаем на дорогах. Платформа R230 стала настоящим долгожителем конвейера и дважды претерпевала рестайлинг - в 2006 и 2008 годах. Во время последнего хирургического вмешательства SL приобрёл новые блок-фары с острой передней гранью, впивающейся в бампер.

Последнее, шестое поколение было показано широкой публике в 2012 году в Детройте. Помимо стандартной версии семейство по традиции разжилось двумя спортивными - S63 AMG и S65 AMG, но все они, начиная со второго поколения 1963 года шли по пути комфорта и даже практичности для своих покупателей. Безусловно потрясающие, быстрые и мощные автомобили не дотягивали по масштабу личности до своего именитого предшественника-революционера. Именно поэтому к 2009 году мерседесовцы дозрели до исторического шага.

На Франкфуртском автосалоне 2009 года Mercedes-Benz показали исторического преемника легендарного спорткара SL300. Модель получила название SLS AMG с кодом кузова C197. Как и в старые добрые времена, автомобиль позаимствовал множество хитростей у своих спортивных собратьев и даже формульных болидов. Например, как и 60 лет назад, спорткар избавлялся от лишнего веса тотальным переходом на лёгкие материалы: кузов и элементы подвески алюминиевые, спинки сидений - из магния, а кардан - из углепластика.

Внешней наследственности ещё больше! Вытянутая «бесконечная» линия капота, узкие задние фонари, воздуховод под задней кромкой крыши - всё как на классическом Гуллвинге. А самое главное - двери «крыло чайки». На новом SLS AMG в них не было технологической необходимости, но в деле всеобщего признания без них не обойтись. Мерседесовцам удалось соблюсти баланс между современностью и традициями. SLS имеет фамильные черты «крыла чайки», но не выглядит китчевой репликой под старину. Да, садиться всё также не удобно, пришлось вспомнить давнюю пошаговую инструкцию. Но в конце концов, есть и родстер, в который можно запрыгивать хоть с разбега.

Да что там неудобства, именно таким и должен быть настоящий спортивный автомобиль! Его абсолютно не волнует, что вам некуда положить свой чемодан с вещами и он совсем не разделяет вашего страха перед крутыми съездами на парковку. Он создан для того, чтоб дарить щенячий восторг от безумного движения, заливая колёса бездной крутящего момента, а салон - рёвом разъярённой V-образной восьмёрки. В случае с SLS AMG Mercedes сделали именно такой автомобиль.

Видимо, век непрактичных спорткаров в нынешнее время не долог. В середине прошлого века Gullwing продержался на конвейере около десятка лет, тогда как на SLS AMG не протянул и пяти. В Штуттгарте уже говорят о преемнике «крыла чайки», только без самих крыльев. Автомобилю пророчат класс SLC, намекая, в каком сегменте родстер представит семейство SL. Конечно, он будет удобен в обращении и, значит, востребован покупателями. Садясь в него, наверняка, можно будет обойтись без ритуальных плясок и не надо тянуться вверх за ручкой лёгкой алюминиевой двери. Но это упрощение нивелирует саму идею, главное в которой не доступность и даже не скорость, а именно крылья.

Mercedes-Benz SLS AMG, технические характеристики

Двигатель
Число и расположение цилиндров V8 продольно
Рабочий объём (см³) 6.208
Номинальная мощность (кВт (л. с.) при об/мин) 420(571)/6.800
Номинальный крутящий момент (Н·м при об/мин) 650/4.750
Степень сжатия 11,3 : 1
Разгон от 0 до 100 км/ч 3,8 c
Максимальная скорость 317 км/ч
Трансмиссия
Привод задний
Коробка передач 7-ступенчатая спортивная коробка передач AMG SPEEDSHIFT DCT
Расход топлива
Ёмкость топливного бака/резерв 85/14
Расход топлива в городском цикле 19,9 л
Расход топлива в загородном цикле 9,3
Расход топлива в смешанном цикле 13,2
Выбросы CO2 (г/км) в смешанном цикле 308
Коэффициент аэродинамического сопротивления 0,36
Класс по выбросам Euro 5
Ходовая часть
Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах из алюминия
Задняя подвеска на двойных поперечных рычагах из алюминия
Тип амортизаторов, передние/задние спиральные пружины, газонаполненные амортизаторы/спиральные
пружины, газонаполненные амортизаторы
Шины/диски впереди 265/35 R 19
Шины/диски сзади 295/30 R 20
Рулевое управление параметрическое, на основе зубчато-реечного механизма, с гидроусилителем и амортизатором
Передние тормозные механизмы дисковые, вентилируемые и перфорированные
Задние тормозные механизмы дисковые, вентилируемые и перфорированные

Послесловие:

Один из экземпляров Mercedes-Benz 300SL Gullwing в пятидесятые годы привезли в Советский Союз для изучения технологии непосредственного впрыска. Машину разобрали по винтикам, потом собрали и отдали какому-то номенклатурному чиновнику. В конце 80-х автомобиль с забарахлившим двигателем поменяли на Audi 100 и дальше его след теряется. Коллеги журналисты рассказывали, что спустя несколько лет один SL300 на безлюдной дороге Каракума ушел от милицейского вертолёта. Кто знает, быть может судьба первого в России «Крыла чайки» ещё не закончена…

Mercedes-Benz 300SL и SLS AMG

Расскажите друзьям:

Комментарии

2

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей