Лодка РИБ - перед тем как покупать яхту

В современном водном транспорте есть значимый сегмент, который занимает место между катерами и более крупными судами.

3847
4
1
В последние годы словарь яхтсменов, рыбаков и прочих любителей маломерных судов обогатился словечком РИБ. Используя его, многие даже не задумываются о том, что это сокращение и, не зная расшифровки, применяют неправильно. В России РИБами стали называть все подряд надувные лодки, на которые можно подвесить мотор.
Сергей Мочалов
Фото производителя

На самом же деле РИБ, или, точнее, RIB (Rigid Inflatable Boat) - это своеобразный гибрид резиновой лодки с катером, то есть лодка с жестким корпусом и надувными бортами. Как и многое в судовом мире, РИБы появились вначале у военных, а точнее - у американской морской пехоты, как средство для молниеносных операций по высадке на берег, не подготовленный для подхода более крупных судов. Однако очень быстро полужесткие конструкции завоевали популярность и у гражданских. Тому есть несколько весомых причин.

Первыми достоинства лодок РИБ оценили американские военные и спасатели.

По сравнению с полностью надувной лодкой, РИБ значительно безопаснее. Его жесткий корпус избавляет владельца от множества проблем, случающихся с резиновой лодкой, вроде случайных проколов. Разумеется, РИБ и значительно мореходнее; по этому показателю он сравним с полномасштабными катерами, если не превосходит их. Удачное совмещение килеватого днища и надувных бортов придает ему, с одной стороны, курсовую устойчивость и способность справляться с волной, а с другой стороны - такую лодку почти невозможно перевернуть. РИБ намного комфортнее, чем лодка ПВХ: на нем устанавливается консоль управления с ветровым стеклом, кресло вместо банки, разнообразные рундуки.

По сравнению с катерами, РИБ легче, в “сдутом” состоянии компактнее, удобнее в перевозке, грузоподъемнее, дешевле. И самое существенное - позволяют устанавливать такие же мощные моторы, как на катерах с полностью жестким корпусом. И поскольку РИБ легче и, зачастую, меньше погружен в воду, то при равных размерах и мощности мотора выигрывает у катера в скорости и экономичности.Применение РИБов чрезвычайно широко: они хороши и для скоростных прогулок, причем форма мягкого борта хорошо уберегает пассажиров от брызг, и для спасательных или подводных работ, поскольку высота борта невелика и обеспечивает удобный сход в воду либо, наоборот, погрузку из воды. РИБ не сложен в управлении, что дает преимущество новичкам, и для них же мягкий борт обеспечивает сглаживание ударов при подходе к другим судам или пирсу. За счет малой осадки РИБ немногим проигрывает надувной лодке в удобстве для рыбаков. За счет изменяемых габаритов очень хорош для применения в качестве тендера на яхте - и в небольшой гараж поставить можно, и пассажирам море удовольствия при применении в качестве водной игрушки, и весьма надежен в качестве спасательной лодки. А если учитывать еще высокую скорость, то РИБ так и просится на спортивные соревнования.

По сравнению с цельнометаллическими судами, РИБы обладают рядом преимуществ.

Недостатки? - Таковых найдется немного. При условии, что РИБы делаются достаточно вместительными, на них все же не устроишь каюту, то есть это не круизное судно. Правда, легко ставится тент. Еще его нельзя, словно лодку ПВХ, свернуть и хранить в кладовке - уже нужен гараж. Однако по нынешним временам хранение лодки в яхт-клубе оправдывается - цены не запредельные, а уход лучше. Есть еще, конечно, дело привычки: если уж кто привык к катеру, так вряд ли сразу захочет пересаживаться на РИБ. Но это уже настолько необъективно, что и обсуждать незачем.

Самый простой и дешевый вариант от отечественной компании Aquarius - AQUA boat 330 Lait. Стоимость - всего 60 000 руб. Лодка практически “пустая”, то есть нет даже возможности установки рулевого поста, приходится управлять румпелем. Но чем хороша: маленькая и легкая (перевозится даже на крыше автомобиля), юркая и остойчивая, с крохотной осадкой. Иными словами - мечта рыбака, который решил сменить ПВХ на что-то поудобнее и попрочнее. И просто красивая, чего о большинстве суденышек длиной 3,3 метра не скажешь. Не зря все-таки Aquarius вырос из промышленного дизайн-бюро! Та же модель, но без приставки Lait, на которой уже можно установить консоль управления, стоит на 10 000 руб. дороже. Консолька, конечно, будет самая простенькая, трубчатая, но все же руль - не румпель. За доплату ставится пластиковый обтекатель с лобовым стеклом. С самым слабеньким 15-сильным подвесным моторчиком “триста тридцатый” развивает скорость 27 узлов (50 км/ч)! Безопасность безупречна: трехсекционная надувная часть гарантирует, что полностью спущена не будет. Более того, в двойном корпусе также расположены три воздушных секции, что позволяет держаться на воде даже при не надутых мягких бортах.

Самые доступные представители РИБ-лодок серия Aquarius отечественного производства.

Совершенно нехарактерно для лодок такого размерения применение балластной цистерны, которая во время остановки заполняется водой, погружая AQUA boat 330 до баллона и обеспечивая остойчивость, а во время движения быстро освобождается от воды, позволяя легко выходить на глиссирование. Более крупные модели Aquarius длиной 420, 480 и 550 оснащаются уже гораздо серьезнее и цена их возрастает до 500 000 руб. На старшую, 600-ю модель, возможно даже установить жесткую полурубку, причем цена составит около 560 000 руб. Но если младшая модель весит 55 кг, и для погрузки на крышу автомобиля требует не таких уж больших усилий двух человек, то AQUA boat 600 с пластиковой надстройкой весит уже 450 кг и все-таки требует прицепа. Правда и грузоподъемность его велика - 1000 кг! Но даже при полной загрузке с 90-сильным мотором этот РИБ уверенно выдает 35-40 узлов. Что еще крайне существенно: у производителя можно заказать лодку с индивидуальными параметрами, чего вам не предложит ни один дилер.

Чуть более крупный (тоже с полурубкой), чуть более комфортный, грузоподъемностью 1500 кг, со скоростью 90 км/ч (около 50 узлов) РИБ “Буревестник 630 “Патруль” производства Санкт-Петербургского объединения “Mobile group” обойдется примерно в 680 000 руб. Самый крупный РИБ из той же линейки, почти девятиметровый "Буревестник В-860 Спорт Лайн", стоит уже 2,5 млн. руб. Впрочем, это уже лодка совсем другого уровня: с частично закрытым жестким корпусом, небольшой каютой, навигационной аркой и т.д.

Его одноклассник AL850 HARBOUR от Madera RIBS, еще не очень известной у нас, но очень популярной в США фирмы (поставщика военного флота) будет стоить в полтора раза дороже. Отметим еще раз, что РИБы, как таковые, пришли “на гражданку” именно из военного флота, и свежеупомянутая модель построена на базе MRC850 MILITARY RIB.

Самая быстрая лодка РИБ - Technohull Sea DNA999, способна разгоняться до 70 узлов.

Перечисление можно было бы продолжать, вплоть до 70-узлового рекордсмена, о котором мы уже говорили. Это Technohull Sea DNA999, но пока он еще не представлен в России, и результатов его ходовых тестов нам найти не удалось: как-никак он и показан-то был только в январе 2013 г. Но, судя по аналогии с британскими лодками того же класса, появившимися на российском рынке в прошлом году, цена составит около 4 млн. руб. Это, понятно, вариант не для рыбалки на малых реках, а для имиджевого тендера на суперяхте. В среднем же стоимость РИБов наиболее популярного размерения (3-6 м) не поднимается выше 1 000 000 руб для импортных моделей и 700 000 руб для отечественных. Словом, если лодка ПВХ для вас не комфортна, а катер тяжел или не дает нужной скорости - пересаживайтесь на РИБ!

Расскажите друзьям:

Комментарии

1

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей