Ла-7

Ла-7 – истребитель, который ковал победу в небе

После запуска производства этого самолета в 1944 году немцы окончательно утратили превосходство в воздухе

1411
2
0
Е сть образцы техники, которые воплотили в себе спрессованный опыт инженеров и конструкторов. Если говорить о периоде Великой Отечественной войны, то, прежде всего, это касается самолетов. Начав борьбу с фашистами с несколькими сотнями новых моделей воздушной техники, Советский Союз за четыре года сумел построить самые мощные и современные военно-воздушные силы. Современной России удалось сохранить это ценное и почетное наследие.
Сергей Мочалов
фото 1zoom.ru

Одним из наиболее ярких представителей упорного труда советских авиаконструкторов стал самолет Ла-7. Именно этот истребитель поставил точку в борьбе наших предков с немцами за превосходство в воздухе. На этом самолете наши деды и прадеды завевали победу над фашистами в небе. Ла-7 почти по всем параметрам превосходил немецкие поршневые истребители последнего военного поколения, а если говорить начистоту, то разработчикам Ла-7 (конструкторское бюро Лавочкина в годы Великой Отечественной войны размещалось на заводе номер 21 в городе Горьком, нынешнем авиапредприятии «Сокол» в Нижнем Новгороде) удалось также превзойти и самолеты союзников. Крылатая машина отличалась завидной живучестью, а также простотой в управлении. Боевые летчики быстро переучивались на Ла-7 с истребителей других моделей. Всего за годы войны было выпущено 5 753 Ла-7.

От своего прямого предка Ла-5 новый истребитель отличался, прежде всего, винтом со специальным профилем лопастей, который вращался почти со скоростью звука. Вооружение Ла-7 усилили дополнительным пулеметом УБ 20, их на истребителе было установлено три штуки. Чтобы увеличить живучесть самолета и его аэродинамические характеристики, конструкторы переместили масляный радиатор под фюзеляж, а патрубки, по которым к радиатору подавался воздух, вынесли в носок центроплана. Помимо этого, переход от крыла к фюзеляжу был сделан более плавным, а на капоте самолета уменьшены размеры боковых створок.

Ла-7 появился в результате долгой эволюции в течение всей войны и его проект берет свои истоки от ЛаГГ-3. Ла-7 господствовал в небесах над Восточным фронтом и Германией в 44-45 гг.

Развесовку истребителя инженеры изменили за счет переноса части оборудования в хвостовую часть, в частности там были размещены баллон со сжатым воздухом для запуска двигателя и радиостанция. Электросеть самолета сделали однопроводной. За счет всех этих мероприятий массу пустого Ла-7 удалось снизить на 71 кг, а полностью снаряженного – на 55 кг. Центр масс при этом сдвинулся немного назад, что не самым лучшим образом сказалось на продольной устойчивости истребителя. Но этот недостаток с лихвой компенсировался рядом преимуществ, главным из которых стала возросшая максимальная скорость. У земли она составляла 578 км/ч при номинальном режиме работы мотора и 644 км/ч на форсаже. На шестикилометровой высоте эти показатели были еще более впечатляющими.

Значительно повысилась и управляемость Ла-7, если сравнивать его с предшественниками. Хотя для выполнения некоторых маневров летчику приходилось прикладывать значительные усилия - сказывалось отсутствие триммера руля. Однако это не помешало комиссии принимавшей государственные испытания истребителя в 1944 году оставить о нем довольно лестные отзыв. К слову на момент испытаний новинка еще не получила индекс модели Ла-7 и считалась модификацией Ла-5. Вот цитата из отчета госкомиссии: «Модифицированный самолет Ла-5 эталон 1944 г. по максимальной скорости, скороподъемности стоит на уровне лучших современных истребительных самолетов, находящихся на вооружении ВВС КА и иностранных государств». Характеристика специалистов НИИ ВВС, которые принимали испытания, заслуживает доверие, поскольку через их руки к 1944 году прошли не только все образцы советских истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, но и все модели трофейной немецкой техники, а также самолет поступавшие в Советский Союз от союзников.

Одним из недостатков Ла-7 стало то, что из-за переноса маслорадиатора под фюзеляж, маслопроводы пришлось провести непосредственно под ногами летчика. По этой причине нормальная температура в кабине зимой была +40 град С, а летом - повышалась до +55 градусов

Окончательную подпись на путевке Ла-7 в боевую жизнь поставили войсковые испытания, которые проходили в сентябре 1944 года на Прибалтийском фронте. В этот период проходила Рижская операция и для проверки боевых качеств Ла-7 двадцать восемь этих истребителей вошли в состав 63-го Гвардейского Вильненского ИАП. В ходе боевых действий Ла-7 приняли участие в 116 групповых вылетах и почти полсотни раз встречались в воздухе с группами немецких самолетов. Для летчиков Люфтваффе эти встречи запомнились надолго – всего за один месяц в ходе воздушных боев с Ла-7 фашисты потеряли 55 самолетов (из них 52 Фоккевульф -190 и три Мессершмитта-109G). Потери с советской стороны составили 8 Ла-7, из них в бою были потеряны только четыре самолета, четыре других вышли из строя из-за отказа техники – все-таки заводские и государственные испытания проходили в очень сжатые сроки, и некоторые недоработки впоследствии приходилось устранять буквально на поле боя.

После поступления Ла-7 в войска советская истребительная авиация благодаря высоким скоростным и огневым характеристикам самолета изменила тактику. Самолет мог быстро набирать высоту и занимать выгодную позицию для атаки, по этой причине звеньям, состоявшим из Ла-7, не было необходимости изначально занимать высокий эшелон, прикрывая штурмовики или бомбардировщики. Начать атаку при появлении противника новые истребители могли в любой момент и, как правило, вступали в бой первыми независимо от числа самолетов противника.

Самолеты различных серий выпуска внешне отличались друг от друга мелкими деталями, как-то - формой панелей, закрывающих стыки плоскостей крыла и фюзеляжа, месторасположением рукоятки открытия фонаря кабины и т.п. Путевку в небо Ла-7 получил на авиазаводе в городе Горьком

Испытав мощь Ла-7 на собственной шкуре, немецкие летчики старались избегать встречи с ними в небе. На лобовые атаки пилоты FW-190 решались только в крайних случаях, на «Мессеры» всегда уклонялись от прямого огневого контакта. Известны случаи, когда звенья из шести Ла-7 разбивали в несколько раз более многочисленные группы немецких истребителей. Общеизвестно также, что самый результативный летчик-истребитель Советского Союза Иван Кожедуб первым сбил немецкий реактивный истребитель Me-262.

Какой истребитель Второй Мировой войны мощнее?

Для того, чтобы участвовать в опросе необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Обсудить
Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей