КВ-1 – танк, который отстоял Ленинград

Фашисты не ожидали, что в начале войны Советский Союз сможет противопоставить вермахту столь мощное оружие

316
6
0
Н а момент своего создания в 1940 году КВ-1 представлял собой танк абсолютно новой конструкции. В нем были реализованы самые новаторские конструкторские идеи и задумки инженеров: торсионная подвеска, мощный дизельный двигатель и сверхнадежное бронирование. 76-миллиметровая пушка на первых образцах КВ тоже была достаточно мощной, но только в первые годы Великой Отечественной войны.
Сергей Мочалов
Фото: 1zoom.ru

Позднее, по мере наращивания мощности бронетехники, как в немецких, так и в советских войсках мощность орудий постоянно увеличивалась. Позднее на тяжелый КВ даже устанавливался ствол от 152-мм гаубицы, данная модификация более известна как КВ-2.

Бронекорпус КВ-1 был последовательно разделен на несколько отсеков: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении, то есть в башне танка размещались три члена экипажа – командир, наводчик и заряжающий. В передней части – в отделении управления размещалось еще двое – механик-водитель и стрелок-радист. Двигатель и трансмиссия располагались в кормовой части танка.

На силовом агрегате КВ-1 стоит остановиться отдельно. Это был один из самых мощных дизельных моторов своего времени. 12 цилиндров в V-образной конфигурации выдавали мощность полутысячи лошадиных сил при 1800 оборотах в минуту. Впоследствии после увеличения массы танка мощность дизеля была увеличена до 600 лошадиных сил. Это и не удивительно – ведь масса танка тоже была более чем внушительной – она доходила до 47 тонн. Но если шесть сотен лошадиных сил в наше время встречаются и на автомобилях и такая цифра не на всех производит впечатление, то можно привести и такой факт, что мотор КВ-1 оснащался стартером, мощностью 15 л.с. Некоторые современные транспортные средства с успехом могут передвигаться на таком стартере.

К слову, в случае отказа стартера в боевых условиях, в танке имелся запасной пневматический пуск двигателя – два баллона со сжатым воздухом располагались в боевом и моторным отделениях. В течение нескольких месяцев в начале войны вместо дизельного мотора на КВ-1 устанавливали бензиновые двигатели. Это произошло в тот период, когда завод, выпускавший дизеля, эвакуировали из Харькова в Челябинск. Однако потом, когда производство на новом месте было налажено, все такие машины прошли плановый ремонт по обратной замене моторов, поскольку силовые установки на тяжелом топливе зарекомендовали себя как более надежные и безопасные.

Как уже говорилось, столь мощный мотор был необходим КВ-1 из-за огромной массы танка, которая объяснялась ничем иным как серьезным бронированием. корпус танка сваривался из бронеплит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. В лобовой части танка они устанавливались под углом, что обеспечивало еще большую защиту от снарядов. Толщина башни танка тоже составляла 75 миллиметров, но это касалось только варианта сваренного из отдельных плит. Кроме того у некоторых КВ-1 были и литые башни со стенками толщиной 95 мм. Это объяснялось тем, что литая броня была менее прочной, чем катаная.

Несмотря на столь внушительную защиту, в 1941 году конструкторы решили усиливать броню дополнительными экранами. Таким образом, толщина стенок была дополнительно увеличена на 25 мм. Фактически КВ-1 стал одним из первых танков с так называемым разнесенным бронированием. Впоследствии немцы утверждали, что дополнительное бронирование было совершенно бесполезно и на этот шаг советские конструкторы пошли из-за провокации разведки фашистской Германии, которая распространяла дезинформацию об очень мощном бронировании немецких танков.

В действительности из-за дополнительного бронирования конструкторы столкнулись с проблемами шасси КВ-1, детали которого стали быстро выходить из строя из-за огромного веса танка, также серьезно пострадали и динамические характеристики боевой машины.

Однако мощная защита танка при первых встречах с фашистами производила на последних шоковый эффект. КВ-1 казался им по-настоящему неуязвимым. Его не брали даже противотанковые пушки, которые легко разделывались с остальными образцами советской бронетехники. Известны случаи, когда немцы окружали потерявший ход танк КВ-1, но для того чтобы подбить его им приходилось подтягивать крупнокалиберную зенитную артиллерию.

Однако близко подобраться к КВ-1 было не так-то просто, с 1941 года на танк стала устанавливаться одна из самых эффективных пушек Великой Отечественной войны – 76-миллиметровая ЗиС-5, которая разрабатывалась в КБ Грабина и выпускалась на Горьковском машиностроительном заводе. С мощной броней и не менее мощной пушкой КВ-1 зачастую вступал в бой с превосходящими силами противника. Известен такой эпизод: 20 августа 1941 года КВ-1 старшего лейтенанта Зиновия Колобанова 98-ю выстрелами уничтожил 22 немецких танка Pz. III. Этот бой надолго задержал наступление фашистов на Ленинград и предотвратил молниеносный захват Северной столицы. К слову, захватить Ленинград немцы старались еще и по той причине, что именно там на Кировском заводе производились танки КВ.

Для пехоты, которая могла незаметно подойти к танку, КВ-1 также был неуязвим, помимо пушки на танке были установлены три пулемета калибра 7,62. Причем один из них устанавливался в задней части башни, что уменьшало шансы подобраться к танку с тыла. Кроме того, все пулеметы были съемными и при необходимости могли использоваться экипажем при необходимости покинуть танк. Для этих же целей на вооружении танка имелось и несколько гранат Ф-1.

Из-за научно-технического прорыва, который произошел в России во время Великой Отечественной войны и в последующие годы танк КВ-1 довольно быстро потерял актуальность. Уже спустя год боевых действий была разработана версия КВ-1с, которая отличалась от предшественника более высокой скоростью движения и облегченным бронированием. В дальнейшем КВ-1 послужил основой для создания более мощного и маневренного тяжелого танка ИС-1. Тем не менее, несколько танковых полков собранных из танков КВ-1 активно использовались в боевых действиях до самого окончания Великой Отечественной войны и принимали участие в штурме Берлина.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей