Как выбрать авиационную гарнитуру

Как выбрать авиационную гарнитуру

Советы по выбору авиационных гарнитур и последние технические новинки.

П илот может этого и не осознавать, но среди прочих приборов самым часто используемым является гарнитура. Вспомните о последнем полёте. Вся информация, которую вы получили от диспетчера и которую передали ему прошла через наушники и микрофон. Рассмотрим варианты использования различных гарнитур и вы поймёте, насколько важно приобрести для этих целей правильное устройство и не обязательно очень дорогое.
Александр Горбунков
Фото: planeandpilotmag.com

Огромное разнообразие предложений на рынке диктует новые правила игры. Конденсаторные микрофоны, которые раньше были прерогативой телевизионных и звукозаписывающих студий, сейчас доступны за очень скромную цену. Сегодня за сотню баксов можно обеспечить себе гораздо лучшую защиту от шумов и поломок, чем за пятикратную стоимость в 90-е годы. Но прежде чем перейти к оценке самих устройств, давайте вспомним что такое слух.

Не вдаваясь в дебри медицинских подробностей, слух - это колебания воздуха, которые распространяются в ушном канале и вызывают вибрацию барабанных перепонок. Эта вибрация передаётся на так называемую “улитку”, вызывает волну давления жидкости внутри “улитки” и затрагивает “стерео реснички” по её стенкам, подобно тому, как ветер колышет поле. Движения этих электронных датчиков создают слабые электрические сигналы, которые передаются в мозг посредством слухового нерва. Мозг определяет каждый сигнал как особый вид звука.

Пилот P-51 Mustang в британском Даксфорде демонстрирует летную форму и шлемофон, защищающий уши от шума в кабине до 120 дБ.

Звук создаётся в самолёте двигателем, выхлопной системой, работой пропеллера и набегающим воздухом. Шумы от двигателя и выхлопной системы сосредоточены в низкочастостном диапазоне от 100 до 150 Гц, поэтому основная нагрузка на уши идёт именно от аэродинамических шумов. Исследования OSHA (Американской администрации по гигиене и здоровью) показали, что шум в 90 дБ и продолжительностью 8 или более часов может привести к полной глухоте. При этом шум в 115 дБ может сделать глухим человека уже за 15 минут! В некоторых самолётах, особенно разменявших третий десяток лет, шум достигает 100-110 дБ. Вот для чего ещё нужна гарнитура - сохранить слух.

Даже самый бюджетный вариант авиационных наушников (именно авиационных) способен снизить уровень шумов на 15 дБ. Специальные заглушки, используемые во время соревнований по стрельбе, способны увеличить этот показатель ещё на 20 дБ, а кожаный шлем способен снизить до приемлемого уровня даже шум в кабине военного P-51 Mustang (120 дБ). Но это всё бюджетные варианты, которые подойдут разве что начинающему пилоту, севшему за штурвал древнего открытого биплана. В более продвинутых машинах куда гармоничнее будет смотреться гарнитура с активным подавлением шумов - системой, разработанной ещё в 50-е годы прошлого века, которая генерирует звуки в противофазе внешним и, фактически, глушит их.

Как выбрать гарнитуру

На данный момент стоимость авиационных гарнитур колеблется от 89 до 1000 долларов. Собирая воедино все советы “бывалых” пилотов можно сказать - нет универсального рецепта по выбору этого устройства для себя. Порекомендовать можно лишь приобретение гарнитур у тех производителей, которые без проблем примут устройство обратно, если оно не подойдет. Так можно перепробовать с десяток гарнитур и остановиться на одном варианте. Американский пилот Марк Ли (Marc C. Lee) утверждает, что для подобного эксперимента ему понадобилось около 40 часов налёта, после которых он точно знал, какое устройство ему подходит.

Гарнитура Bose A-20 с системой активного подавления шумов (ANR). За свои 1095 долларов обладает прекрасным звучанием и даже умеет транслировать звонок с телефона посредством Bluetooth, но может не подойти вам просто по форме наушников.

Я знаю пилота, который приобрел гарнитуру за 1000 долларов с системой ANR (активного подавления шумов), а теперь очень сожалеет, потому что форма амбушюров оказалась неудобной и уши начинают болеть после 20-30 минут полёта. При этом мои 100-долларовые “пассивные” наушники хоть и огромны, но очень удобны анатомически. Конечно, сидеть в них за штурвалом бизнес-джета было бы не очень, но в старом Ан-2 - самое то. Дело в том, что ANR качественно работает только в кабинах с относительно постоянным уровнем шума, например Cirrus или Diamond, а в сложных условиях открытых или старых кабин система просто не успевает подстраиваться под переменчивый шум ветра.

Тенденции

В последнее время громадным успехом у пилотов пользуются камеры GoPro и POV (point- of-view). Их недостаток состоял в том, что звук они записывали только через свои крохотные микрофончики и на записи, как правило, оставался лишь шум ветра и гул мотора. На помощь пришла компания Pilot Communications USA, которая выпустила гарнитуру с адаптером для этих камер и помимо хорошей картинки они стали записывать и разговор пилота в отличном качестве. Идея стала настолько популярной, что Pilot Communications превратились в крупнейшего производителя авиагарнитур Северной Америки. Их адаптеры также подходят к плеерам, цифровым диктофонам и другим устройствам, записывающим звук. Девизом компании стало: “Мы можем подключить что угодно к чему угодно”.

Гарнитура Pilot Communications USA и их знаменитый адаптер, позволяющий записывать разговоры пилота на телефон или плеер.

Известная компания Sennheiser предложила пилотам другую разработку, которая также стала популярной. Их гарнитура Digital S1 умеет не просто подавлять шумы системой ANR, но и позволяет пилоту самому выбрать диапазон частот, в которых требуется подавление. Это позволяет, например, заглушить звук ветра, но оставить неизменным звучание двигателя. Другой производитель Oregon Aero сконцентрировался на разработке систем ANR, встраиваемых в обычные пассивные “гарнитуры”.

В последнее время можно наблюдать значительное расширение рынка сверхдешевых гарнитур. Новинка от BRG Precision Products стоит всего 89 долларов, а по качеству не уступает моделям в 2-3 раза дороже. Что немаловажно для привлечения покупателей - компания даёт гарантию возврата денег в том случае, если гарнитура вам не подойдёт.

Последнее, о чем нужно помнить при выборе гарнитуры - то, что подошло вашему другу, не обязательно подойдёт и вам. Даже если этот друг настоятельно рекомендует эту модель - руководствуйтесь лишь своим опытом. Это как джинсы или майка - каждый идет в магазин и примеряет на себя. Удачная гарнитура “живёт” с пилотом много лет и становится неотъемлемой частью его авиационной жизни, но идти к этому можно лишь путём перебора.

Расскажите друзьям:

Комментарии

0

Для того, чтобы отправить комментарий необходимо авторизоваться, если у вас нет учетной записи, пожалуйста, зарегиструйтесь

Свежие статьи

Подпишись на рассылку свежих новостей